Деньги в трубу

Не покупайте серые телефоны — выйдет себе дороже

Сотовый телефон давно перестал быть предметом роскоши. И действительно, без него — как без рук. Прилавки магазинов ломятся от изобилия предлагаемых моделей. Однако дорогостоящая покупка может доставить кучу неприятностей, если ваш телефон был завезен серым импортом.

Владельцы сотовых завалили жалобами "Общественный союз потребителей"

В один "прекрасный день" новый телефон стал глючить. Казалось бы, нет проблем, ведь аппарат на гарантии — его или отремонтируют в сервисном центре, или поменяют на другой. Но вот тут-то и начинаются мучения покупателя, сэкономившего деньги и купившего серый телефон.

— В последнее время в геометрической прогрессии растут обращения покупателей сотовых телефонов, — рассказывает Алексей Рахматулин, председатель совета Иркутской городской общественной организации по защите прав потребителей "Общественный союз потребителей". — Характер обращений примерно одинаковый: гарантийный сотовый телефон ломается. Фирма-продавец сразу дистанцируется от своего товара — мы здесь ни при чем, обращайтесь в сервисный центр. В сервисном центре покупателю говорят: "Оставляйте телефон, мы его посмотрим". Когда потребитель приходит за своим телефоном, ему дают заключение, что аппарат восстановлению не подлежит из-за неправильной эксплуатации товара. И сколько бы несчастный владелец ни доказывал, что берег его как зеницу ока, заключение выдано, и покупатель остается один на один со своей проблемой — ни денег, ни телефона.

В поисках правды потребители идут к нам, но в таких случаях очень сложно им помочь.

— Как можно было избежать подобной ситуации?

— В большом количестве в город завозится контрабандный товар, поэтому возникшие проблемы решаются за счет покупателя. Чтобы этого избежать, нужно, во-первых, приобретая телефон, не нестись сломя голову в первый попавшийся ларек. Во-вторых, покупатель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара. Согласно действующему законодательству, закон освобождает продавца от ответственности за товар, если покупатель нарушил правила эксплуатации. Поэтому при обращении покупателя с жалобой на работу аппарата продавец отправляет телефон в сервисный центр для вынесения заключения. Когда сервисный центр выдает заключения типа "следы попадания жидкости", "механические повреждения", "следы жизнедеятельности насекомых" и т.д., уже очень трудно помочь покупателю, даже если он уверяет, что обращался осторожно с телефоном. Чтобы избежать возможных манипуляций во время экспертизы, покупатель должен настоять на своем присутствии. С продавцом или сотрудниками сервисного центра нужно договориться о времени проведения экспертизы, при этом телефон оставлять при себе до времени Ч. Вы имеете полное право лично присутствовать при вскрытии телефона, поэтому предложение "подождать в соседней комнате" нужно вежливо отклонить.

Судебная правда

Расскажу о реальной истории, имеющей определение Свердловского районного суда, вступившего в законную силу.

В прошлом году иркутянка, назовем ее Мариной, купила телефон Siemens, модель CL50. В процессе эксплуатации телефон перестал видеть сеть — включается, а сети нет. Так как аппарат был еще на гарантии, Марина отнесла его в сервисный центр, указанный в гарантийном талоне. Опустим историю о том, что сначала Марине было отказано в обслуживании в связи с отсутствием кассового чека. Это прямое нарушение прав потребителя, но наше повествование все же не об этом. Через несколько дней Марине отдали заключение, которое гласило, что в аппарате обнаружено механическое повреждение радиоблока, погнут защитный экран. При этом специалисты утверждали, что Марина довела трубку до такого состояния, "нажимая на кнопки с большой силой". Кстати, после проверки телефон не включался вовсе. Марина пыталась найти приемлемое для обеих сторон решение, но сие было невозможно.

Тогда Марина обратилась в "Общественный союз потребителей" с просьбой вмешаться в ситуацию.

Далее история напоминает плохой детектив. Когда Марина вместе с председателем совета Алексеем Рахматулиным пришла в сервисный центр, работники центра попытались отобрать и уничтожить квитанции. Согласитесь, странное поведение для людей, уверенных в своей правоте.

— У нас на руках были квитанции о приеме товара в сервисный центр и заключение, — вспоминает Алексей. — Причем если товар при сдаче только не видел сеть, то после он вовсе не включался. Честно говоря, я сам не ожидал такой реакции сотрудников — они пытались вырвать бумаги из моих рук, с силой разжимали мне пальцы, чтобы достать квитанции. При этом сам телефон нам не отдавали, обещая вернуть его только взамен на квитанции.

Подобные "приключения" сказались на самочувствии Марины, тем более она приобрела телефон, находясь в декретном отпуске. Для ее семьи это была дорогостоящая покупка, и выкидывать деньги на ветер было крайне накладно и обидно.

На действия работников сервисного центра Марина решила подать в суд за причиненный ей моральный вред. На судебном заседании, выслушав представителей истца и ответчика, суд пришел к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Однако история далека от завершения — работающего телефона у Марины так и нет. Следующий этап ее "хождений по мукам" — иск к сервисному центру о возмещении затрат на приобретение телефона.

Интернет-подсказки

Причиненных неудобств и возникших проблем можно было избежать.

По совету Алексея я зашла на сайты крупнейших компаний-производителей сотовых телефонов. И Nokia, и Samsung на своих страничках публикуют наименования и адреса фирм, являющихся их официальными представителями. Указаны не только названия, но и адреса, телефоны, контактные лица, а также сервисные центры. Например, у Nokia в Иркутске фирменных салонов нет, но есть в достаточном количестве авторизованные точки продаж.

К моему удивлению, официальный представитель компании Motorola в Иркутске только один — Telephone.ru. В ассортименте продукции так и значится: "Официальные сотовые телефоны Motorola стандарта GSM и оригинальные аксессуары Motorola".

"Общественный союз потребителей" — т. 17-44-43.

Разница между белым и серым

Белыми принято называть мобильные телефоны, ввезенные в нашу страну по всем правилам: они были приобретены у производителя или его официального дистрибьютора и сертифицированы для эксплуатации в России. Серые трубки — то, что завезено контрабандой, без вышеназванных документов.

Как отличить серый телефон от белого

Существует ряд признаков, по которым можно отличить белые телефоны от серых. Эти признаки бывают двух категорий: общие для всех мобильных телефонов и индивидуальные для аппаратов каждой компании-производителя.

В первую очередь нужно проверить упаковочную коробку. На ней должен быть логотип CCЭ или РСТ, свидетельствующий о наличии сертификата. Подозрение в "серости" может вызвать наличие на коробке логотипов зарубежных операторов сотовой связи (например, Viag Intercom, E Plus, Orange, Eurotel).

Вторым этапом следует осмотреть сам аппарат. Белый телефон от серого отличает отсутствие на его корпусе следов вскрытия, наличие наклеек ССЭ или РСТ под аккумулятором.

Кроме того, ко всем телефонам должна прилагаться инструкция на русском языке и гарантийный талон производителя с электронным серийным номером телефона — ESN или IMEI (гарантийного талона нет только у аппаратов Nokia).

Теперь перейдем к отличительным признакам мобильных телефонов ряда распространенных на российском рынке фирм. Все сотовые телефоны Motorola, поставляемые на рынки России и СНГ, имеют уникальный идентификатор в электронном номере модели аппарата — символ U, свидетельствующий о наличии сертификации. Номер модели телефона этой фирмы должен выглядеть следующим образом: SЕ*******U*, где * — произвольный символ (например, номер может быть SE1234AB5U8). Он указывается как на обратной стороне корпуса под аккумулятором на белой, качественно изготовленной этикетке, так и на упаковочной коробке.

Проверить на "серость" телефон Nokia можно в официальных сервис-центрах этой компании или на ее сайте — www.nokia.com.ru, там есть базы данных, по которым можно определить, официально ли был поставлен в Россию аппарат с конкретным IMEI или нет (IMEI у этих аппаратов можно найти под аккумулятором). У трубок Nokia не должно быть в названии никаких букв, только цифры, при этом трехзначный номер выдает аппараты стандарта NMT, а четырехзначный — GSM и AMPS.

У телефона Siemens на коробке должна быть заводская наклейка, указывающая цвет телефона, название модели, штрих-код страны, а также 15-значный номер производственной серии (партии) аппарата. Кроме того, чтобы отличить оригинальный телефон компании Siemens от телефона с незаконно измененным программным обеспечением, нужно выключить аппарат, вынуть из него SIM-карту, снова включить и набрать комбинацию клавиш *#0606#. Затем нужно нажать левую (в последних моделях правую) кнопку меню. После этих действий на дисплее телефона должны появиться пять строк текста Unbarred или "Блокировки нет" — в зависимости от выбранного в настройках языка. Если такой надписи нет, значит, ваш аппарат был взломан.

В сертифицированных телефонах Alcatel идентификационный номер модели расположен под крышкой аккумулятора и содержит символ Ru (например, C-1AlRux).

Подлинность телефона Panasoniс можно проверить по его идентификационному номеру на сайтах www.Panamail.ru или www.panasonicmobile.ru. И кроме того, у аппаратов этой фирмы должна быть специальная гарантийная карта Panasoniс GSM, изготовленная на ламинированном картоне с выпуклой фактурой букв в слове Panasoniс.


Метки:
baikalpress_id:  4 638