То взлет, то посадка

Экономику Иркутской области поднимут крупные государственные проекты, в том числе объединение с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом

С Иркутской областью связаны самые светлые страницы истории России XX века. Во времена динамичного развития экономики СССР наш регион снискал себе славу родины строек века. Здесь было возведено множество промышленных гигантов страны. И если Иркутская область упоминалась в печати, то, как правило, в связи с очередным громким рекордом.

Взлет

Восхождение нашего региона на самую верхушку экономического олимпа началось в пятидесятые годы прошлого века. Именно тогда, едва оправившись от тяжелейших последствий Великой Отечественной войны, страна приступила к строительству крупнейшей в мире (!) электростанции — Братской ГЭС. Более шести тысяч человек — из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов Советского Союза — приехали в Иркутскую область, чтобы построить на Ангаре крупнейшее гидротехническое сооружение. В проектировании Братской ГЭС было задействовано около сотни проектных институтов и НИИ Советского Союза. Машины и оборудование поставляли более 500 заводов и фабрик страны. Для строительства ГЭС изобретались принципиально новые схемы работы, агрегаты, машины. В итоге Братская гидроэлектростанция стала не только самой большой в мире, но и самой эффективной.

В считанные годы вокруг ГЭС был выстроен мощнейший промышленный комплекс. Судите сами: ГЭС начала работать в 1961 году, а уже через три года, в 1964-м, приступил к работе самый крупный алюминиевый завод мира — БрАЗ. Здесь же был построен лидер отечественного лесопромышленного комплекса Братский ЛПК.

Между тем строительство братского промышленного узла не являлось локальной задачей. Государство продолжило освоение Иркутской области. В шестидесятые—семидесятые годы строится новая ГЭС на Ангаре — Усть-Илимская. На ее возведении трудятся интернациональные бригады — со всех республик СССР, из Чехословакии, Польши, Болгарии, ГДР. Рядом с новой ГЭС вырастает один из лидеров лесохимической отрасли Советского Союза — Усть-Илимский ЛПК.

В семидесятые—восьмидесятые годы страна приступает к самой грандиозной задаче по освоению своих восточных регионов — строительству Байкало-Амурской магистрали. О масштабах говорят цифры: при прокладке БАМа было пробито восемь тоннелей, построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций, разъездов, более 60 городов и поселков. Свои строительные отряды посылали все республики. Первопроходцы прокладывали железнодорожный путь, двигаясь навстречу друг другу — с запада и с востока. 1 октября 1984 года на разъезде Балбухта в Читинской области было уложено "золотое звено".

Это лишь несколько строек из длинного перечня. На самом деле усилиями всей страны в Иркутской области было построено еще множество промышленных объектов, давших жизнь новым городам и поселкам. Ангарская нефтехимическая компания, градообразующее предприятие Ангарска, — крупнейший нефтеперерабатывающий завод Советского Союза. Зиминский химический комбинат, впоследствии переименованный в Саянскхимпласт, — крупнейшее предприятие химической отрасли на востоке страны. Усольехимпром — также один из лидеров советской химиндустрии. Коршуновский ГОК — крупнейший поставщик железной руды для металлургии Советского Союза. Перечень можно продолжать и дальше. Фактически весь регион состоял из крупных промышленных гигантов и построенных рядом с ними городов.

Иркутская область полвека находилась в центре внимания всей страны. Регион был на подъеме. Казалось, дальше — сплошная светлая полоса. Ведь за строительством БАМа должно было последовать освоение богатейших ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Иркутская область и здесь была среди фаворитов: именно у нас расположено крупнейшее в России месторождение рудного золота Сухой Лог, у нас были обнаружены богатейшие запасы нефти и газа, редкоземельные металлы, сырьевая база для атомной промышленности и многое-многое другое.

Посадка

Однако грандиозные планы рухнули в один миг. После краха экономики в 90-х годах у государства не было возможностей продолжать освоение Восточной Сибири. Собственных ресурсов региона не хватало даже на более-менее сносное поддержание социальной сферы, не говоря уже о каком-то экономическом развитии. Иркутская область, несмотря на всю мощь созданной здесь промышленности, постепенно превратилась в депрессивный регион. И крупный бизнес не в состоянии в одиночку исправить ситуацию, об этом знают все — от Усолья-Сибирского, Черемхово до Усть-Илимска, Коршунихи, Ербогачена и Бодайбо. Потому что очевидно одно: поднять такой регион, как Иркутская область, по силам только государству. И лучшее тому свидетельство — наша собственная недавняя история.

На новом старте

Надо сказать, федеральный центр готов к тому, чтобы приступить к новым стройкам века в Сибири. В планах правительства — реализация энергетической стратегии страны. В ней предусматривается, что Восточная Сибирь и Дальний Восток постепенно выйдут в лидеры нефте- и газодобычи в стране. Газпром уже приступил к реализации программы газификации этого региона: в течение 2005—2007 годов на эти цели будет израсходован рекордный объем инвестиций — 35 млрд рублей. Часть средств пойдет на газификацию Иркутской области, и уже в 2007 году наши северные районы получат первый газ. Всего же за 10—12 лет в области будет газифицировано 899 населенных пунктов.

Кроме того, Иркутскую область в ближайшие годы опояшет сеть нефтепроводов, начиная от нефтепроводной системы национального масштаба, Восточная Сибирь — Тихий океан, и заканчивая локальными системами Талаканское месторождение — Усть-Кут и Верхняя Чона — Усть-Кут. Создание этой сети нефтепроводов станет импульсом для развития совершенно новой для Иркутской области отрасли экономики — нефтедобычи.

Еще один грандиозный проект национального масштаба — создание рекреационной зоны Байкальской природной территории. За непонятным пока названием — вполне конкретный проект: развитие туристической отрасли вокруг Байкала. Ни для кого не секрет, что туризм — это одна из самых доходных отраслей экономики многих стран мира. Мы, обладая уникальным ресурсом — самым красивым в мире озером Байкал, имеем все шансы стать туристической Меккой. А это значит, развитие получит не только туристическая отрасль, но и смежные — транспортная, строительная, пищевая и пищеперерабатывающая и другие. Финансирование программы только со стороны государства составит 6 млрд рублей.

Все эти масштабные проекты — инфраструктурного характера. В этом их сила — они "сшивают" регионы страны и тем самым способствуют ее укреплению. Но такие проекты затруднительно реализовать при нынешнем административно-территориальном делении. Особые сложности возникают в связи с существованием "матрешечных" субъектов Федерации, когда внутри одного региона находится другой. В Иркутской области как раз такая ситуация.

  • Большинство важных инфраструктурных проектов проходит через территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Экономисты считают, что референдум по объединению области и округа, запланированный на 16 апреля нынешнего года, должен стереть административно-территориальные границы, улучшить ситуацию для развития экономики. И, по большому счету, объединительный процесс области и округа можно внести в перечень важнейших экономических проектов Восточной Сибири. Правда, он требует особых инвестиций — в виде голосов тех людей, которые считают, что объединенная Иркутская область должна идти по пути развития.

Нас еще ждут великие дела

Иркутскую область в ближайшие годы опояшет сеть нефтепроводов, начиная от нефтепроводной системы национального масштаба, Восточная Сибирь — Тихий океан, и заканчивая локальными системами Талаканское месторождение — Усть-Кут и Верхняя Чона — Усть-Кут. Создание этой сети нефтепроводов станет импульсом для развития совершенно новой для Иркутской области отрасли экономики — нефтедобычи.

Метки:
baikalpress_id:  28 169