Предмет дискуссии

Ну не увидел я предмета для дискуссии в заявлении министра науки и образования А.Фурсенко. Одни эмоции. СМИ пестрят сообщениями, он-де сказал: "Возрастных учителей — на пенсию, дорогу молодым, образование — неконкурентоспособное, изменения в системе — не реформа, а дабы слух не раздражало — модернизация". Изучаю последние выступления министра, доклады, официальные пресс-релизы — и нахлынуло...

Первые дни работы в школе дались непросто. Урок истории. Неугомонный 8 "А". Пытаюсь как-то организовать (по-казенному) учебный процесс. Без особого успеха. Открывается дверь. Без стука входит Андрей Федорович. Преподавал до меня. Ушел в бизнес, но дети его помнят. Мгновение — и в классе тишина. Жгучие чувства одолели тогда. И восхищение: надо же, один вид — и такой результат, и зависть: почему же у меня так не получается? "Андрей, — обращаюсь на перемене. — как же так? Весь урок прыгаешь у доски, и так, и сяк..." Жмет плечами. Буркнул что-то про генетическое восприятие. Бросил взгляд. Мои джинсы и куртка как-то сразу оказались в контрасте с его костюмом и галстуком. "Да не волнуйся ты так. Все придет. Со временем..."

Прошел год. Ловлю себя на том, что уже не вылезаю из ненавистного костюма. Дети ведут себя уже вполне адекватно. Рваный ритм урока. Почему бы нет? Кто сказал, чем меньше шума — тем выше восприятие? Открывается дверь. Андрей Федорович. Опять без стука. "О, делаешь успехи..." — "Нормально. Пообвыкся, с учебниками только полный кавардак. В одной главе большевики плохие, в другой хорошие..." — "А, — отмахивается, — брось... Кому сейчас эта история... Да и тебя скоро достанет, уйдешь..." С чего бы? Мне нравится уже. В школе почти живу. Про детей знаю если не все, то почти все.

Прошло время. Заматерел. Есть результаты. Олимпиады. Образцово-показательные уроки. Коллеги подтрунивают. Дорога в директора. Андрей Федорович. По обыкновению, без стука. "Бизнес не пошел. Но и в школу не вернусь. Мировоззрение уже другое. А ты еще здесь? Герой!"

Рисуется картина. Старенький пузатенький директор школы. Окружен почетом. Чинно шествуешь по коридорам своей епархии. Дети растекаются по стенкам. И не важно, что ты уже путаешь Невского с Пожарским. Главное, не забыть имя-отчество начальника департамента. Утрирую. И понимаю — все!

Две тягости при расставании. Дети и коллеги. Озорные и мудрые, остроумные и энергичные. И те и другие в равной степени. Уходишь и понимаешь — завтра в 8 утра в школе вновь прозвенит звонок. И оставшийся учитель (мы, во всяком случае, так представляем) должен научить ребенка предмету, воспитать в нем чувство красивого и вообще — сделать человеком.

Кто будет спорить с министром, что пожилому человеку, и не только учителю, необходима достойная пенсия, что молодым нужно давать дорогу, что образование — неконкурентоспособно?

Идеальное общество в стране построить так и не удалось. Говорят, и не удастся, поскольку сие — миф. Вот только возмущаемся, что отдельно взятое учебное заведение — не есть идеальная школа, в которой должны работать отдельно взятые идеальные педагоги и воспитывать отдельно взятых ваших идеальных детей.

И как, скажите, поднять статус учителя в обществе? Увеличить зарплату? Насколько? Представим невозможное... Ух, дух захватило. И что? От желающих получать такие деньги, видимо, не будет отбоя. Как сейчас в распорядители торгового зала или что-то из той серии. Слава Богу, что наше государство не в состоянии так радикально все изменить. Это оставляет надежду на то, что в школу идут пусть и в небольшом количестве, но подвижники. А вы бы хотели, чтобы единственного вашего ребенка учил человек, пришедший в школу "малость бабла срубить"? Да вас от одной этой мысли передернет. Что там министр про возрастных учителей говорил? Про тех, кто, видимо, столько нарубил, что теперь и на пенсии им успокоиться дух обогащения не дает? Или что-то другое?

Так есть тема для дискуссии или нет?

Не буду лезть в дебри и разбирать планы министра Фурсенко и его ведомства. Замечу только, что так называемая оптимизация структуры образовательной сети может противопоставить учителей "старых" и "молодых". А кто подсчитал КПД учителя — молодого и приговоренного к "оптимизации"? И как они, и те и другие, должны ощущать себя во время этой дискуссии? И с каким настроением нести детям знание? И ждать... Ведь в России оперативно свершаются только революции и репрессии, все остальное тянется десятилетиями. Реформа, ах, простите, модернизация образования, в том числе.

Метки:
Загрузка...