Нам обещают коммунальный рай

Это и есть основная цель реформирования жилищно-коммунального сектора. В Иркутской области уже сделаны первые шаги в этом направлении, проанализировать результаты которых мы и попытаемся

Проблема реформы ЖКХ всегда была одной из приоритетных тем для обсуждения, тем более в свете выхода нового Жилищного кодекса, о прописанных нормах которого уведомлены лишь немногие граждане. К сожалению, в России, из-за не всегда удачного опыта, населению с трудом верится в грядущие улучшения жилищно-коммунальных условий. Рассуждения на тему "как оздоровить коммуналку" неоднократно разводили ответственные за этот сегмент чиновники, в частности г-н Воронин, возглавляющий Комитет по жилищной политике области, по мнению которого, модель реформы ЖКХ должна была проходить с обязательным условием внедрения управляющих компаний, созданных по его же шаблонам и указаниям.

Рвущиеся в бой частные управляющие компании решили начать свой бизнес с города Ангарска, где быстрыми темпами вошли в доверие у жителей новостроек, поскольку начинать с ветхого и аварийного жилья достаточно рискованно и нерентабельно. И дабы достичь нужного эффекта и славы, было принято решение не экспериментировать. Городские фасады обновлялись на глазах, а дворы поражали своей чистотой, в то время как население обращалось с бесконечными жалобами по поводу того, что половина подъезда открывает форточки от жары, а другая половина замерзает. Контрасты не переставали раздражать жителей одного и того же дома, в котором появлялись одновременно такие проблемы, как холодный полотенцесушитель и кипяток из крана горячего водоснабжения, разница температур в комнатах одной квартиры — все это находится в непосредственной ответственности управляющих компаний, однако последние были заняты другим — готовились к приезду полномочного представителя СФО Квашнина.

В то время пока "пилоты" активно занимались подготовкой внешнего облика города, Ангарская теплосбытовая компания (основной поставщик тепла в г. Ангарске) работала "в глубь", а именно принимала жалобы жильцов и давала письменный подробный ответ по каждому конкретному случаю, при этом контролировала процесс до окончательно решения проблемы. А в случае недопоставленного тепла абонентам АТСК производила перерасчет.

Вообще, фактическая деятельность управляющих компаний сегодня далеко не безупречна. Об этом свидетельствует в первую очередь неудовлетворительная эксплуатация внутридомовых сетей, которая сопровождается потерями теплоносителя в сетях общего пользования. В итоге эти потери должны лечь на плечи абонентов, оплачивающих горячую воду по тарифам на одного человека, но динамика установки водосчетчиков такова, что не дает предусматривать включение этих потерь в нормативы потребления, а это оборачивается для ОАО Иркутскэнерго определенными убытками. В данном случае управляющие компании не торопятся устанавливать вместе с поквартирными счетчиками общедомовые приборы учета, особенно на старом жилье, где сэкономить будет невозможно. Жилищники же больше склонны к управлению новостройками, с новыми тепловыми узлами, где экономия по горячей воде достигает 50% и выше.

Зачастую в дискуссиях, в СМИ, возглавляющий Комитет по жилищной политике П.А.Воронин обвиняет ОАО Иркутскэнерго в том, что энергокомпания пытается переложить свои затраты на коммунальщиков, искусственно наращивая объемы энергопотребления, при этом не желает сотрудничать с вновь созданными управляющими компаниями. На самом деле роль управляющих компаний и ОАО Иркутскэнерго в жилищно-коммунальной сфере доказывает обратное. Жилищные компании с сомнительным опытом и соответствующей компетенцией не берутся за такое ответственное дело, как сбор средств с населения за услуги тепло- и водоснабжения, поскольку здесь очевиден финансовый риск.

В Ангарске эту функцию они мило уступили дочернему предприятию ОАО Иркутскэнерго — АТСК. Более того, многим управляющим компаниям даже неизвестен тариф на тепло и горячее водоснабжение, а это основная составляющая квартплаты. Лукавая мысль жилищников "Зачем нам знать тарифы на тепло и ГВС, если мы не собираем за них деньги?" имеет под собой почву не столько отсутствия заинтересованности в мероприятиях по энергосбережению, сколько нежелание ими заниматься, именно когда это представляет определенные трудности. Проще побелить фасады, вычистить дворы, организовать вывоз мусора, одним словом, выполнить лишь поверхностную работу, а все, что внутри, т.е. реально проблематичные участки: ветхие строения, неблагополучные районы, изношенные коммуникации — не вызывает особого интереса у управляющих компаний.

Из приведенных выше фактов можно судить о том, кто же на самом деле ищет легких путей и быстрого "поверхностного" результата, а кто истинно заинтересован в серьезном и "глубоком" подходе. Прежде чем переходить к системе частного управления жильем, г-ну Воронину следует предусмотреть все риски, так как ЖКХ не та сфера, где можно экспериментировать, здесь на кону стоит человеческий фактор, и нужно осознавать последствия таких безобидных на первый взгляд коммунальных опытов, вновь созданных "пилотов", которые не всегда могут закончиться благополучно.


Загрузка...