Впасть в детство

Все наши страхи родом из детства. Если не научат родители с малолетства радоваться самому обычному дню — так до самой смерти и будешь считать пятна на Солнце

В Иркутске родителей, заботящихся о счастливом настоящем и будущем своих детей, по мере сил выручают психологи-педагоги городского центра медико-социальной психологической и психотерапевтической помощи населению, расположенного в старинном двухэтажном особнячке на улице Красноармейской, 12а, Оксана Владимировна Минчик и Светлана Владимировна Копейкина.

Школа их расплющивает

— В прошлом году мы обратили внимание, что первоклассников, которых приводят в детскую службу нашего центра с проявлениями дезадаптации, стало значительно больше, — вводит меня в курс дела Оксана Минчик. — Некоторые ребятишки уже через полгода учебы выказывают стойкое нежелание ходить в школу. Одних непривычная школьная обстановка подавляет, превращая в маленьких старичков, другие — бунтуют.

Это вполне объяснимо — на малышей сваливается неподъемное чувство ответственности, которое они порой чувствуют буквально плечами. Вот мы и решили создать специальную группу, чтобы растормошить первоклашек, давая обучающий материал на доступном им детском языке.

Родители примеривают шкуру малыша

— Если семья не будет помогать, мы не сделаем шалопая шелковым, а тихоню — жизнерадостным, — продолжает Оксана Владимировна. — Точки над i мы расставили сразу, объяснили родителям: "Без вашей помощи мы не в состоянии осчастливить вашего ребенка".

— Если взрослые отказываются от творческого диалога с собственными детьми, диалога серьезного, но — на грани ребячества, они теряют шанс пробиться к внутреннему миру ребенка и к ребенку в себе самих, — уверяет Светлана Копейкина. — Пребывание, пусть недолгое, в шкуре малыша очень эффективно снимает нервное напряжение. Как маленький ребенок расслабляется? Вернувшись из детского сада, он либо падает на ковер и, вводя себя в транс, катает машинку, либо носится с криком, никак его не уложишь, либо засыпает, едва коснувшись головой подушки. Дети очень мудрые существа, они еще слышат себя. А взрослого внутренний ребенок уговаривает: иди полежи! Но он — ни в какую: нет, лучше помою посуду! Так подспудно и накапливается стресс.

Не мышка, но лев

Один из главных блоков программы для первоклашек под названием "Умная перемена" — социальный, прививающий умение общаться, формировать положительный "Я-образ", оценивать себя.

— За рубежом, принимая человека на работу, зачастую берут за основу его умение рассказать о себе, представить свой образ, — рассказывает Оксана Минчик. — Наши первоклашки всего за два месяца занятий научились кратко и емко рассказывать не только о себе, но и о своих товарищах.

Никого из десятка своих подопечных Оксана Владимировна и Светлана Владимировна не причесывают под общую гребенку, каждому моделируют индивидуальную ситуацию успеха. Светлана Копейкина приводит пример:

— У нас есть мальчишка, у которого любимое животное — мышка. Юркий мышонок, обыгрывающий кого-то более сильного хитростью, проявлялся в его движениях и в мировоззрении. Парень защищался от окружающего мира, избегая открытого противостояния.

Удастся ли ему добиться в жизни успеха, при любых обстоятельствах оставаясь "мышкой"? Мы предложили мальчику на выбор несколько моделей поведения. Например, в какой-то ситуации сыграть льва. И парень разительно переменился, почувствовал себя не загнанной жертвой, а героем-победителем. Если раньше из цветовой гаммы он подсознательно выбирал полутона, то сейчас предпочитает яркие, сочные цвета.

"Мы с ними говорим на детском языке"

— Занятия проходят в игровой форме — это же дети, — поясняет Светлана Копейкина. — Хотя занимаемся весьма серьезными вещами. Допустим, предлагаем ребятам сыграть два противоположных образа. Один, отрицательный герой, все делает не так, все путает, всех отвлекает — живой пример того, как не надо себя вести. Другой — мудрый, уравновешенный, спокойный — одним словом, взрослый. И дети постепенно встраивают в себя этого мудрого взрослого. Главное, не подгонять процесс взросления.

Конечно, и нравоучения имеют место. Но ненавязчивые. Если ребенок посреди серьезного разговора решил, пардон, поковыряться в носу, никто его не одернет. Учителей ему и без нас хватает.

Поправки в конституцию

Но Оксана и Светлана с самого начала предложили детям и перечень правил поведения, неукоснительное соблюдение которых во время занятий контролируют сами ребятишки, а дома родители. Одно из важнейших требований — "Не заставляй другого делать то, на что он сам не решится".

— Мы подаем это без запретительного "не", — поясняет Оксана Минчик. — То есть говорим: "Относись к другим с уважением".

В конституции группы несколько десятков законов —"Не бойся ошибаться", "Мы любопытны", "Узнай себя". Объявить в любой момент табу в группе имеет право и сам ребенок. Как-то посреди занятия один мальчуган крикнул: "Стоп! Здесь душно, давайте проветрим. У меня заболела голова".

— Если бы он не осознал и не изменил ситуацию, не поймал ее за хвост, то выпал бы из общего процесса, — уверена Оксана Минчик.

Нехороший человек? Редиска!

В группе на каждом шагу культивируют доброжелательность к окружающим. Здесь даже учат правильно ... обзываться.

— Проявления агрессии во взаимоотношениях между часто общающимися друг с другом людьми неминуемы. Как ее выплескивают в обыденной жизни? Кто-то бьет доставшему его человеку физиономию. Кто-то ограничивается словесным хамством. Мы же предложили ребятам... красиво обзываться. Допустим, вместо "гад" говорить оппоненту "помидор". Постепенно вместо "помидора" зазвучало ласковое "помидорчик".

Прежде всего мы учим их воспринимать жизнь как творческое общение. Есть необходимость выплеснуть легкую агрессию — сделай это, но не обижай того, кто рядом; не можешь повлиять на ситуацию — измени к ней отношение.

Счастье — когда тебя слышат

Рассказы Оксаны Владимировны и Светланы Владимировны изобилуют примерами, но хотелось бы "пощупать" их методику в действии. И вот, поудобнее оседлав одно из безразмерных мягких кресел, полукругом расставленных вдоль стен, я дожидаюсь маленьких хозяев просторного кабинета. Первым с пластиковой папочкой в руке появляется Максимка. С согласия мальчугана знакомлюсь с содержимым его папки.

Комната заполняется мальчишками (из дам, к большому сожалению пацанов, в их группе только наставницы). Именно заполняется — хоть их всего десяток, но они так плещут эмоциями, что, по примеру моего отца, так и подмывает укорить каждого бесенка: "Сынок, тебя стало слишком много".

Пацаны время от времени вскакивают, порываясь покружить по комнате. От сиюминутных неотложных дел их отвлекает зарядка, в заключение которой мальчишки здороваются — как бы делятся теплом, касаясь друг друга ладонями.

Дальше — минутная передышка, пересказ внутренних ощущений. Внутри одного, оказывается, жужжит комар. Внутри другого — парит дирижабль. Третий — грудью и плечами почувствовал уверенность в себе.

— Что нового вы заметили в нашей комнате? — рушит расслабуху Оксана Минчик.

Пацаны приметливы: "Елка на телевизоре нарядилась". "Нет Фантика (игрушечного гномика)". Заметили даже муху на стекле. На меня (обидно, да!) сорванцы обратили внимания только с подсказки Оксаны Владимировны.

Дробью посыпались каверзные вопросы: "Как появилась Земля?", "Когда затонул "Титаник"?", "Кто сконструировал танк Т-34?" В поте мозгов, но выкрутился.

Потом пацаны гуськом якобы едут в поезде, продираясь то сквозь воображаемые пузырьки "Фанты", то сквозь заляпанное жевательной резинкой купе. Видимо, вышли на перрон, и "запорхали над лепестками роз". Иная "пчелка" больше смахивает на слона. Но какие их годы — научатся. Я бы тоже поучился, да где мои семь или хотя бы ... надцать лет!

В апогее учебы-игры мальчишки копируют походку уверенного в себе человека ("походку силы"). Право первым исполнить смертельный номер оспаривают Никита и Миша. После минутного совещания с глазу на глаз в "предбаннике" лидером возвращается Миша. Но Никита даже как будто рад исходу "встречи в верхах".

На десерт (под умиротворяющую музыку) — очередной эпизод из сказочного сериала про седобородого гномика Фантика в исполнении Светланы Копейкиной. Мальчишки слушают сказку, кемаря на разложенных на паласе кресельных сиденьях.

Наконец, эпилог — обмен "спасибо" друг с другом и с наставниками, и мальчишки переходят в руки родителей, соскучившихся по своим ненаглядным.

— Эх, если бы у каждого ребенка была возможность пройти через что-то вроде нашей группы, он бы стал гораздо спокойнее, увереннее, — сожалеет Оксана Минчик. — Это уникальный опыт — говорить о себе.

"Вредные школьные советы", придуманные дуэтом психологов

  • Закрывай все форточки и трудись в духоте, только тогда твоя голова не будет хорошо работать.
  • Пусть на столе у тебя будет беспорядок — именно он не способствует хорошему выполнению уроков.
  • Всегда спеши и опаздывай — это стопроцентная гарантия неудач.
  • Спать ложись только после 10 часов и тогда... Ура! Утром ты встанешь уставшим.
  • Будь всегда раздражительным, недовольным и замкнутым. Это непросто, зато у тебя не будет друзей.
Метки:
baikalpress_id:  4 525