Бетонная крышка

Как бороться с кражами канализационных люков

Мы продолжаем тему открытых колодцев, начатую еженедельником "Пятница" еще в позапрошлом году, когда в тепловых колодцах погибли двое иркутян. Несмотря на все усилия обслуживающих организаций, открытые люки в нашем городе, к сожалению, до сих пор — обычное явление. Пункты по приему черного металла работают активно. Килограмм чугуна стоит 20—30 рублей. Встает вопрос: если ситуация обеспечения безопасности горожан находится в глубоком кризисе, значит, и решать ее нужно более радикальными способами.

Люки по-прежнему пользуются спросом

В конце ноября прошлого года "Пятница" рассказала о том, как жительница Студгородка Евдокия Мотрий обнаружила открытый люк на тротуаре напротив школы N 62 по улице Курчатова. Пенсионерка немедленно позвонила в МЧС и в Водоканал. Затем вернулась к колодцу ждать приезда аварийщиков. Прошло несколько часов, но их все не было. На следующее утро она снова позвонила в Водоканал и услышала в ответ: "Будут крышки — примем меры!"

Меры не были приняты еще в течение двух недель, и все это время колодец стоял открытым. Безразличие, с которым столкнулась Евдокия Никитична, возмутительно. После этой публикации, в которой мы вновь призвали читателей сообщать о фактах обнаружения открытых колодцев, на редакцию обрушился шквал телефонных звонков.

Елена Андреевна, жительница Куйбышевского района рассказала, что прямо на тротуаре дома по адресу: Космический переулок, 13, находится открытый колодец. Вера Лучникова в течение месяца (!) безуспешно пыталась найти хозяев колодца, расположенного вблизи 21-й школы по улице Красных Мадьяр. Жительница Юбилейного Марина сообщила о том, что на улице Багратиона, в районе остановки "Подстанция", открытый колодец угрожает жизни и здоровью людей.

А на прошлой неделе жители дома N 5 с улицы Омулевского сообщили о другой беде, связанной с люками. Дело в том, что сразу четыре колодца подряд на тротуаре были закрыты не привычными чугунными люками, а массивными бетонными конусами. Жители решили, что все четыре крышки были похищены и оперативные службы таким образом решили обезопасить жителей. Причем не самым лучшим способом, так как тротуар очень узкий — от силы метра два. Стоящая прямо посередине заглушка мало того что загораживает дорогу, но и несет реальную угрозу споткнуться и сломать шею, особенно в сумеречное время. Уж и не знаешь что хуже — в колодец упасть или с размаху — головой о бетон. Здесь, как говорится, хрен редьки не слаще.

Чем коммунальщикам так полюбились заглушки?

Между тем бетонные заглушки в Иркутске становятся очень популярны. Впервые их начали изготавливать в Иркутсктеплоэнерго. Это случилось после ЧП в 2004 году, когда в колодце, принадлежащем Иркутсктеплоэнерго, погиб человек. Руководство немедленно поставило перед своими работниками задачу — в кратчайший срок разработать и изготовить собственные запорные устройства, поскольку чугунные люки сразу же после установки становятся добычей охотников за металлом. Вот и придумали местные умельцы заглушки из бетона.

Процесс их создания несложен. Все работы выполняются вручную. В специальные металлические формы в виде конуса, где заранее установлен проволочный каркас, заливается бетон. После сушки форма убирается — получается достаточно тяжелая и, главное, надежная крышка. Вес конструкции — около 130 кг. Такую — не украдут. Для обочин дорог, газонов подходят отлично. Однако, что касается проезжей части и тем более тротуаров — здесь нужны другие, более радикальные решения.

Братские умельцы делают люки из пластика

На корню искоренить воровство люков можно только двумя способами: либо закрыть все пункты по приему металла, что в принципе невозможно, либо сделать так, чтобы люки не представляли для воров никакого интереса. К примеру, заменить их на пластиковые или железобетонные.

В других городах такая работа уже ведется. Далеко за примерами ходить не надо. В Братске замена чугунных люков на пластиковые началась еще летом. Вот, что рассказал нам Александр Попереко, главный инженер МУП Водоканал города Братска.

— Проблема кражи люков стоит в Братске очень остро. В прошлом году у нас украли 400 крышек. Кроме нас подобные потери несут тепловики и связисты. Поэтому мы стали искать альтернативу чугунным крышкам.

По словам главного инженера, пластиковые люки делают двое местных умельцев. Один уже поставил 40 крышек, второй через месяц запустит их в массовое производство. Цена люков вполне приемлемая — 400 рублей за штуку. Пока их ставят в удаленных местах, где не ездят машины и не ходят люди. На вопрос "Как выдерживают пластиковые люки климатические условия Сибири?" Александр Попереко ответил, что пока еще прошло не так много времени, чтобы делать окончательные выводы.

— Пока они морозы выдерживают. Будем дальше смотреть, как они поведут себя.

Пластиковые люки устанавливают даже за рубежом. Например, в сопредельной Украине. В том числе на проезжей части.

Некоторые города предпочитают люки из железобетона — они лучше выдерживают суровый климат. Хабаровское предприятие ОАО УКС Снаб наладило промышленное производство неметаллических канализационных люков из высокопрочного армированного железобетона. Достоинства этих люков очевидны: они обладают высокой прочностью и износостойкостью, доступны по цене (2850 рублей за штуку вместе с горловиной), и, самое главное, их не воруют.

Так почему же у нас в Иркутске упорно держатся за бетонные заглушки? В ноябре был даже проведен рейд с участием специалистов администрации города и Иркутсктеплоэнерго, во время которого общественности наглядно показали преимущества иркутского бетонного ноу-хау. Но спрашивается, зачем тратить столько средств и усилий на эти громоздкие и уродливые изделия, когда есть более оптимальные и безопасные варианты?

Кстати, как выяснилось, на Омулевского чугунные люки исчезли вовсе не потому, что их украли. Просто накануне здесь произошла очень крупная кража кабеля, поэтому руководство решило установить бетонные конусы, чтобы предотвратить вероятность новой кражи. Выходит, забота о безопасности жителей здесь не при чем. На первом месте — имущество связистов. А то, что людям это создает неудобство, что есть риск руки-ноги переломать, это второй вопрос.

Загрузка...