Загадки реформы ЖКХ

Вы думаете, что наступил год Огненной Собаки? Ошибаетесь — новый год в России пройдет под знаком реформы жилищно-коммунального хозяйства. Она началась в России почти год назад, но до сих пор большинство людей ничего о ней не слышали и даже не задумываются, как предложенные властью нововведения отразятся на их жизни.

"Не надо меня злить"

Между тем, чтобы новая система заработала эффективно, до 1 марта собственникам жилья необходимо определить: кому они доверят управление своим домом. Проще говоря, нужно выбрать людей, которые будут отвечать за чистоту в наших подъездах и дворах, вывозить мусор, чинить скамейки и сажать деревья. После 1 марта решать, сколько платить дворнику, уборщице и сантехнику, будем мы сами. Несмотря на то что этот этап реформы завершится менее чем через полтора месяца, многие собственники квартир пока не спешат сделать выбор. В мэрии Иркутска подчеркивают, что работа идет не так быстро, как хотелось бы, из-за пассивности горожан. В основном собрания собственников инициируют муниципальные домоуправления. На одном из таких собраний побывала корреспондент "Пятницы" — управленца выбирали жильцы дома, расположенного по улице Декабрьских Событий, 105 б.

Самые ответственные пришли за полчаса

Собрание было назначено на двенадцать часов дня субботы. Первыми за полчаса до собрания в красном уголке ДЭЗ-7 появилась самая ответственная часть населения — пенсионеры. За пять минут до собрания возле девушки-регистратора выстроилась длиннющая очередь из тех, кто помоложе. "Ну вот, будут сейчас тянуться, совести нет", — ворчали бабуси на опаздывающих соседей. "Поговорить что ли сюда пришли? Идите тогда на лавочку", — одернул их мужчина серьезного вида.

Но шепот о том и о сем утих только тогда, когда все пришедшие расселись по лавочкам, а слово взяла начальник ДЭЗа Светлана Ткаченко:

— Кворум у нас есть. Теперь нужно выбрать председателя собрания.

— Вот, пускай он ведет, он у нас умный, — решили пенсионеры, указывая на мужчину средних лет.

— Может быть, еще будут кандидатуры? — пыталась соблюдать регламент Светлана Ткаченко.

— Да че там время тянуть, мы же знаем друг друга, — возражали соседи и голосовали единогласно "за".

— Хоть бы представился председатель, — раздалось откуда-то с галерки.

Но председатель эту реплику проигнорировал и сразу перешел к делу — огласил повестку дня собрания. На первое жильцам предлагалось выбрать способ управления домом, на второе — управляющую компанию, на десерт — сколько платить за содержание и ремонт жилья и за уборку лестниц.

"Нас продают?"

"Если до 1 марта вы не определитесь со способом управления, то по закону муниципалитет объявит конкурс и сделает это за вас", — пояснила Светлана Ткаченко.

Уже на обсуждении первого пункта повестки выяснилось, что содержание нового Жилищного кодекса подавляющее большинство присутствующих не знает. На лавках началась паника: "Нас продадут? Пенсионеров выселят из квартир и заставят купить маленькие? Как частники деньги делить будут?" Чтобы восстановить спокойствие, потребовалось несколько минут.

"Вас никто никуда не продает, и пенсионеров не выгонят из дома. Мы выбираем людей, которые будут отвечать только за порядок во дворе и в подъезде", — пыталась перекричать жильцов начальник ДЭЗа. Когда страсти улеглись и старики поняли, что на улице не окажутся, жильцы решили проголосовать за управляющую компанию.

Второй вопрос — непосредственный выбор управляющей компании — решили очень быстро. Когда начали его обсуждать, оказалось, что выбирать, собственно говоря, не из чего. На листочке значилось три варианта: ДЭЗ-7, ООО "Приоритет" и "ваш вариант".

Третий пункт отметался сразу — в городе еще не создан банк данных управляющих компаний, поэтому предложить никто ничего не смог. А искать разницу между существующим домоуправлением и "Приоритетом" оказалось все равно, что искать на одинаковых картинках десять отличий, — в случае ликвидации ДЭЗа, в "Приоритет" перейдут все те же работники домоуправления. Поэтому, посовещавшись, жильцы решили оставить все по-старому — отдать голоса за ДЭЗ.

Мало не покажется

Эмоции закипели при обсуждении денежного вопроса. Сколько платить своих кровных, волнует всех: от студента до пенсионера. ДЭЗ предложил за содержание и ремонт жилья платить ежемесячно 12 рублей с квадратного метра жилья.

"Это экономически обоснованный тариф, который потребуется для благоустройства вашего дома", — рассказывала Светлана Ткаченко.

Собственники квартир вооружились калькуляторами и прикинули, что стоимость этих услуг для квартиры площадью 58 кв. м повысится примерно на 400 рублей.

"А за что платить-то больше? Подъезды не ремонтируются, окна разбиты, да еще и долг большой по дому", — зашумели собравшиеся. Точку решил поставить председатель: "Я так думаю, пока есть долги по квартплате, резко стоимость услуг повышать нельзя. Пока нужно согласиться с тарифами, предложенными мэрией".

Еще больше времени заняло обсуждение вопроса о том, сколько платить уборщице подъездов, и нужна ли она вообще. "Раньше мы платили 52 копейки с квадратного метра, в новом году мэрия установила 62 копейки, а по нашим расчетам, фактически уборка в подъезде стоит один рубль. За эти деньги будут убирать подъезды четыре раза в месяц", — сказала Светлана Ткаченко.

Со скамейки поднялся старичок: "Это что же получается? Нас в квартире живет двое, на улицу мы почти не выходим, лестницу не топчем, а платить будем много. Хорошо хоть лифта у нас в доме нет, платить за него не придется".

С другой стороны комнаты послышалось: "А владельцам собак вообще надо плату за лестницы поднять! От них грязи больше всего!" Самым эмоциональным оказался третий участник: "Не надо меня злить с тарифами! Напридумывали тут! Если я ваш ДЭЗ проверю, мало не покажется!"

Шумели почти полчаса, а потом все-таки проголосовали за тарифы, предложенные мэрией.

Собрание длилось почти четыре часа. Наконец все вопросы повестки были исчерпаны, и жильцы стали расходиться по домам. "Такое впечатление, что мы остались у разбитого корыта", — обронил кто-то напоследок.

Памятка собственникам жилья

Такие же вопросы кроме жителей дома 105 б скоро предстоит решать всем собственникам квартир в Иркутске — тем, кто приватизировал свое жилье. Как сделать это правильно советует новый Жилищный кодекс и еженедельник "Пятница". —врез

Как правильно провести собрание?

Собрание жильцов может быть проведено как в очной, так и в заочной форме. Преимущества первого способа — сможете задать все интересующие вопросы специалистам, работающим в области ЖКХ. Как правило, на таких собраниях присутствуют начальники ДЭЗов и РЭУ, представители администраций городских округов. Недостатки — заседать придется несколько часов, ведь вопросов возникает очень много.

Плюс второго способа — экономия времени. Собственникам необходимо отметить свое решение в повестке и передать ее инициатору проведения собрания.

Стать инициатором может любой собственник или группа собственников. Перед тем как объявить дату собрания, им нужно собрать информацию о том, сколько человек в доме являются собственниками, а также решить в очной или заочной форме пройдет собрание, согласовать дату его проведения и составить повестку. Обязательным вопросом собрания станет выбор способа управления домом. Кроме того, можно включить в повестку вопросы, связанные с реконструкцией многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительством хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений и с ремонтом общего имущества (подъездов, подвалов, крыш).

Всех собственников жилья нужно предупредить о собрании заранее — не позднее чем за десять дней до его проведения. Для этого можно написать объявление и повесить его на подъездах, вручить письменное уведомление соседям или отправить заказное письмо. Если собрание будет проводиться в заочной форме, нужно указать адрес, куда собственник может передать свои решения. Для того чтобы собрание состоялось, и его решения были признаны законными, необходимо присутствие более половины собственников квартир. За тех, кто живет в неприватизированных квартирах, на собрании будет голосовать представитель городской администрации.

Если собственник не может присутствовать на собрании лично, он может доверить право голоса кому-либо из родственников или соседей, но не на словах, а оформив официальную доверенность. Проводит собрание председатель, выбранный большинством голосов присутствующих. Необходимо также избрать секретаря, который будет вести протокол собрания, и счетную комиссию для подсчета голосов.

Какой способ управления лучше?

Новый жилищный кодекс предлагает нам на выбор три варианта управления недвижимой собственностью: управлять домами могут сами собственники (непосредственное управление), товарищество собственников жилья или жилищные кооперативы, а также управляющие компании.

В первом случае каждый собственник жилья будет самостоятельно решать, кому доверить содержание дома, с кем заключить договор на обслуживание. Этот способ наиболее приемлем для населения 2-4-квартирных домов. Для тех, кто живет в многоквартирном доме, такой способ менее удобен. Представьте, что сто жильцов одного дома будут договариваться о коммунальных услугах с разными компаниями, — начнется сплошная путаница, когда один дом будут обслуживать разные дворники и сантехники.

При втором способе управления собственники объединяются и создают товарищество, которое является юридическим лицом — у него есть банковский счет, печать, устав. В его составе есть председатель, бухгалтер и другие ответственные лица, которые заключают договоры на обслуживание жилого фонда. Однако при выборе этого способа нужно прикинуть, смогут ли жильцы помимо платы за коммунальные услуги платить зарплату правлению ТСЖ, ведь работать они будут не за спасибо.

По мнению председателей уже существующих ТСЖ, этот способ управления наиболее выгоден для жильцов новостроек — в таких домах минимум проблем с коммуналкой, поэтому управлять ими на начальном этапе будет проще, и расходов меньше.

Кроме того, жильцы дома имеют право отдать бразды правления в руки управляющей компании, которая так же, как и товарищества, будет решать вопросы, связанные с заключением договоров с поставщиками коммунальных услуг. Но в отличие от товариществ собственников жилья, управляющая компания может обслуживать не один дом, а несколько или целый микрорайон.

На сегодняшний день списка управляющих компаний, готовых взять на обслуживание иркутские дома, нет. Предполагается, что учредители управляющих компаний должны сами проявить инициативу и заявить о себе в мэрию. Пока особого разнообразия в этой сфере не наблюдается — как правило, управляющие компании создаются на базе существующих домоуправлений — то есть, выбирая между ДЭЗом и управляющей компанией, мы, по сути, ничего не меняем. Правда, есть одно очень важное "но" — если сейчас мы вынуждены терпеть то качество работ, которое предоставляет домоуправление, то потом при неудовлетворенности этим качеством, мы имеем полное право потребовать смены управленцев.

В любом случае, какой бы способ вы не избрали, с ним должно согласиться более половины собственников, проживающих в доме. В противном случае это решение будет недействительно.

Еще одно право собственника — возможность обратиться в суд для обжалования решений собрания в случае, если он с ними не согласен или считает, что они ущемляют его права и интересы. Заявление об обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда истец узнал о принятых на собрании решениях.

Если собственники жилья окажутся пассивными и не станут проводить собрание, способ управления домом определят муниципальные власти. После 1 марта городские власти вправе организовать открытые конкурсы и выбрать управляющие компании. В этом случае согласие собственников жилья не потребуется — обслуживать дом будут победители конкурса.

Сколько стоит дворник?

Еще один вопрос, который необходимо решить на первом собрании собственников, — сколько платить за содержание и ремонт дома. Муниципальные власти установили свои тарифы на 2006 год. Они разные и зависят от того, кирпичный или панельный дом, есть ли в нем мусоропровод и лифт. Участники собрания могут принять для себя эти цены, управляющая компания может предложить свои.

Собственники в свою очередь могут торговаться и понижать предложенные компанией тарифы. Однако при этом нужно учесть, что от суммы оплаты будет зависеть и перечень предлагаемых услуг. Например, решили, что содержать уборщицу подъездов вам дорого, — имеете право отказаться от ее услуг и убирать подъезд самостоятельно. Но, понижая расценки, не забывайте, что управленцы закладывают в них и ремонт дома, поэтому, отказываясь платить предложенную цену, можно на время попрощаться со свежевыкрашенными стенами, пока в фонде компании не накопится нужная для этих целей сумма.

Принимаются тарифы сроком на один год и рассчитываются отдельно для каждого дома. При этом учитывается степень износа дома, его этажность, материал стен и кровли, а также уровень благоустройства дома (наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления; оборудование лифтом и мусоропроводом) и степень благоустройства придомовой территории. Понятно, что чем старее дом, тем больше денег потребуется на его содержание.

Все решения из протокола фиксируются в договоре собственников с управляющей компанией или ТСЖ. Срок действия такого договора — от года до пяти лет.

Это только один из этапов реформы. Как будет работать новый механизм, говорить пока сложно. Но то, что активно действовать нужно уже сейчас, — очевидно. Если сохранить привычную пассивность, претензии предъявлять будет некому — власть снова все решит за нас.

Вместе разберемся

Понятно, что осваивать новое для нас ремесло распорядителей в собственном доме еще непривычно. Но до 1 марта времени остается все меньше — давайте решать жилищные проблемы вместе. Если у вас возникают вопросы относительно реформы ЖКХ, звоните в редакцию "Пятницы", мы попросим ответить на них профессионалов.

Телефон редакции 20-60-80.

А в ближайшем номере нашего еженедельника читайте об опыте работы ангарских управляющих компаний.

Метки:
baikalpress_id:  28 108
Загрузка...