Байкалу придет труба?

На прошлой неделе стало известно, что Росприроднадзор не одобрил проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Окончательное решение должен принять Ростехнадзор, которым в настоящее время руководит бывший дальневосточный полпред Константин Пуликовский. Все это говорит о том, что в наболевшем вопросе о строительстве нефтепровода наступил самый решающий этап.

На Запад и на Восток

Ровно год назад председатель правительства России Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан. Иркутская область напрямую участвует в этом суперпроекте. Протягивать его решили как раз от нашего Тайшета и до бухты Перевозной на берегу Тихого океана. Предполагается, что рядом с нефтепроводом будет и газопровод, который поможет развивать Ковыктинское месторождение.

В защиту трубы прежняя администрация Иркутской области выдвигала следующие доводы.

Труба принесет:

Первые предложения

1. Инвестиции в Иркутскую область. Огромные деньги на строительство нефтепровода останутся у иркутских предприятий, которые будут помогать его возводить: от строительных до бытовых.

2. Рабочие места. Например, для трубы нужно расчистить лес. Кто это будет делать? Местные жители. Совсем не лишняя копейка перепадет им. Считается, что и обслуживать нефтепровод будут жители Иркутской области, которых предварительно обучат.

3. Достаток для всех россиян. С восточной трубой Россия станет более сильным игроком на мировом нефтяном рынке. А значит, хорошо будет не только россиянам, но и иркутянам.

Война за Тунку

Самый первый план строительства нефтепровода предполагал, что он пойдет до юга Байкала и потом через Бурятию — в Китай. Но "зеленые" со всех концов света организовали мощное противодействие этому проекту. Например, администрации Бурятии была объявлена факсовая война — со всего мира сюда беспрерывно шли факсы с протестами.

По прежнему проекту труба должна была идти через Тункинскую долину, где находится множество курортов и уникальных родников. Но позднее маршрут трубопровода изменился — государство решило гнать нефть в сторону Находки.

И тогда разразился новый скандал. Компания Транснефть, которой было доверено строить трубу, представила на общественных слушаниях проект нефтепровода, по которому он проходит в непосредственной близости от Байкала. Если раньше проект критиковали за серьезную опасность попадания нефти (через речушки Тунки) в священное море, то теперь трубу решили разместить чуть ли не на берегу Байкала.

Безруков и Гурченко против

Байкал — это 23 тысячи кубических километров чистейшей воды, пить которую можно без всякой очистки. Это уникальная флора и фауна. Священное море для Иркутска — почти что все. Но иркутяне в своей массе пассивно относятся к строительству нефтепровода. Зато многие известные артисты России уже выступили против строительства нефтепровода и написали письмо президенту Путину. В нем они попросили защитить Байкал. Людмила Гурченко, группы "Ума2рман" и "ЧайФ", Илья Лагутенко, Сергей и Ирина Безруковы приняли участие в фотоакции "Живи, Байкал". Каждый, кому небезразлична судьба Байкала, может внести свой вклад, зайти на сайт www.livebaikal.ru и оставить свою фотографию с лозунгом "Байкал дороже нефти".

Раньше делали бумагу, теперь качаем нефть

Экологические организации России и мира провели свое независимое расследование, которое представили в правительство России. Из него следует, что через большинство рек труба будет прокладываться простым траншейным способом, что вызовет серьезнейшее антропогенное воздействие на речную сеть бассейна озера.

Большие сомнения у специалистов вызывают выбранные технические решения способов прокладки нефтепровода на сложных в инженерно-геологическом отношении участках трассы в бассейне озера Байкал. Все предложения Транснефти не были апробированы раньше в сходных климатических и географических условиях. Это значит, что нас вместе со священным морем приглашают поучаствовать в эксперименте.

Вся эта ситуация напоминает экспертам ситуацию вокруг строительства БЦБК. И тогда советские руководители говорили об огромной коммерческой выгоде, рабочих местах и божились за чистоту производства. Что было потом, мы все хорошо знаем.

  • Первоначально нефтепровод подрядилась строить НК ЮКОС — в период своего бурного развития. Михаил Ходорковский за полгода до своего ареста рассказывал в Ангарске, как много хорошего может сделать труба и для России, и для его процветающей компании.

Что это будет

Первый этап строительства нефтепровода по маршруту Тайшет — Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 миллионов тонн нефти в год предполагается завершить во втором полугодии 2008 года. Второй этап предусматривает строительство нефтепровода от Сковородино до бухты Перевозной общей мощностью 50 миллионов тонн. Общий объем инвестиций по проекту оценивается в 11,5 млрд долларов. Запуск первой очереди нефтяного терминала в бухте Перевозной предполагается во втором полугодии 2008 года.

Проект ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Его протяженность составит около 4200 километров, что в три раза превышает длину Трансаляскинского нефтепровода. Первоначальная стоимость работ, по некоторым оценкам, составит от 11 до 16 миллиардов долларов. Объем транспортируемой нефти при достижении проектной мощности будет достигать 80 миллионов тонн в год.

Загрузка...