Партнер не сменился

На прошлой неделе в Казахстане выбрали президента. Несмотря на все попытки оппозиции, смены власти не произошло — Нурсултан Назарбаев избран еще на один срок. В России пристально следили за ситуацией в Казахстане: он является одним из наших самых важных партнеров в СНГ, и для нас отношения с этим государством представляют особый интерес по нескольким причинам.

Чудо Назарбаева

Экономический успех богатого нефтью и газом Казахстана — очевидный факт. Однако массу вопросов вызывает природа этого успеха: что перед нами — очередное "азиатское экономическое чудо"? Можно ли отнести Казахстан к ряду стран (Япония и Южная Корея, Сингапур и Малайзия, а за ними еще и Китай и многие их соседи), которые показали совершенно иную работающую модель развития экономической и политической системы по сравнению с классическими западными образцами? Или успех Казахстана следует мерить другой меркой — как образец успешного развития постсоветского государства на фоне множества обратных примеров на территории бывшего СССР?

Анализ стратегии развития Казахстана, начиная с 1991 года, приводит к выводу, что перед нами — уникальная комбинация "азиатской модели" с наиболее успешным вариантом постсоветских реформ. "Стратегия 2030", документ, принятый еще в 1997 году, напоминает аналогичные программы Малайзии, Китая и других азиатских чемпионов развития. Основной вопрос, конечно, был в том, каким образом распорядиться упавшими с неба (точнее — извлеченными из-под земли) ресурсами. Казахстан в этом случае пошел скорее по китайскому пути, суть которого — развитие внутреннего спроса. То, что происходит в Казахстане, можно назвать инвестициями в человека.

Точкой отсчета реформ в Казахстане принято считать 147 указов Нурсултана Назарбаева от 1994 года. Они вышли после роспуска парламента, который, погрязнув в дебатах, принял всего 7 законов.

Сейчас в Казахстане испытаны уникальные "ноу-хау" развития. Перенос столицы с юга на север и создание нового и современного города — Астаны (бывший Целиноград при СССР). Астана стала не только образцом, а еще и локомотивом всей экономики. Именно с 1997 года, момента переноса столицы, начался стабильный рост. На стройплощадках бывшего Целинограда был создан свой стройкомплекс, и сейчас по всему Казахстану работают уже не иностранные, а казахские фирмы, начинавшие именно в Астане. Стройкомплекс работает по всей республике, в частности выполняя программу жилья для малообеспеченных, которая всего год как запущена в ход (и тут сразу вспоминается опыт Сингапура). Создаются также новые автодороги. Есть программа развития села, индустриально-инновационного роста, здравоохранения, "чистой воды" и так далее.

Можно говорить, что из всех стран Средней Азии Казахстан показывает самые устойчивые темпы развития. Уместен вопрос, почему Россия, также обладая немалыми запасами нефти и газа, не имеет таких результатов? Возможно, нам стоит поучиться у наших соседей.

Ложка дегтя

Но, несмотря на все экономические достижения, Евросоюз активно критикует недостатки развития казахской демократии. Комиссар ЕС по внешним связям Б.Ферреро Вальднер заявил: "Развитие Казахстана в области демократизации и прав человека идет значительно медленнее, чем процессы развития рыночной экономики". Особую озабоченность вызывает проблема чрезмерной концентрации власти в руках президента и его семьи. Европейцы во многом не учитывают тот факт, что перед нами азиатская страна со своими политическими традициями, для которых, в частности, характерно сосредоточение власти в руках лидера и его окружения. И проигрывает от этого только оппозиция, которая стремится занять место правящей элиты. Огромную роль в развитии Казахстана играют геополитические факторы, которые достаточно жестко детерминируют основные направления его внешней политики.

Расположенный между двумя крупнейшими державами мира — Россией и Китаем, обладающими к тому же ядерным оружием, Казахстан в поисках надежных гарантий своей безопасности обречен на поддержание разумного баланса в отношениях с Москвой и Пекином. Но существует еще одно приоритетное направление внешней политики Казахстана. Это отношения с США. Реалии современного мира таковы, что Соединенные Штаты Америки оказывают самое активное воздействие на развитие политической ситуации во всех регионах мира, как бы далеко от Вашингтона они ни находились.

Разумеется, для республики весьма важны и другие направления внешней политики: отношения с соседними постсоветскими государствами, с исламским миром в целом, связи с Европой и Японией. Но бесспорным является тот факт, что безопасность и независимое существование республики, прежде всего, зависят от того, как сложатся ее отношения с Москвой, Вашингтоном и Пекином.

История и география объективно предопределили для Казахстана приоритетный характер его отношений с Москвой. И руководство республики прекрасно осознает эту политическую реальность.

Еще только приступая к выработке внешнеполитической стратегии своей страны, президент Назарбаев в 1992 году откровенно признал: "Вследствие географических, политических, этнических и других исторических факторов отношения с Россией являются для нас самым важным вопросом".

Опыт успешного роста соседнего государства укрепляет убежденность российской элиты в ценности "азиатского пути" и в необходимости развития "восточного" вектора российской политики. Следует заметить, что между двумя странами существует единственный в мировой дипломатической практике Договор о вечной дружбе. Среди прочих причин его появления — 7,5 тысячи километров общей границы. Это самая длинная в мире сухопутная граница, закрыть которую невозможно физически.

В соседях у Казахстана

Из 27 субъектов РФ, расположенных на границе с государствами СНГ, 10 граничат с Казахстаном. Наиболее активные торгово-экономические связи с регионами Казахстана поддерживают Москва, Омская, Оренбургская, Тюменская, Новосибирская области, а также Красноярский край. На эти регионы приходится свыше 70% товарооборота России и Казахстана, а на приграничное сотрудничество — более 60%. Экономическое сотрудничество осуществляется на основе взаимовыгодных схем по поставкам из Казахстана угля на электростанции Урала и Сибири и с отправкой в обратном направлении электроэнергии, а также нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары и Оренбургской области.

Необходимо учитывать, что помимо приграничного сотрудничества Казахстан является участником таких организаций, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и ЕВРАЗЭС (Евразийское экономическое сообщество). Участие Казахстана в ШОС связано в том числе и с политикой противодействия терроризму. К примеру, можно вспомнить реакцию Казахстана на попытку исламских экстремистов дестабилизировать обстановку в Узбекистане. Если говорить о ЕВРАЗЭС, то Казахстан и здесь выступает как основной партнер России (особенно после обострения отношений России с Украиной).

Москва не без оснований рассматривает Казахстан как своего главного стратегического союзника в Центральной Азии. Это самое крупное и экономически развитое государство региона, страна с огромной русской диаспорой (27—30% населения). Также следует добавить полное отсутствие в стране разновидностей радикального агрессивного ислама. Все это в целом работает на образ Казахстана как одной из самых перспективных региональных держав будущего.

Казахстан способен играть роль главной опоры Москвы в ее стремлении укрепить свои позиции в регионе. И сегодня казахстанско-российский альянс остается центральной осью всех идущих на постсоветском пространстве интеграционных процессов. Важно, что наши страны вполне сопоставимы и в экономическом, и в политическом смысле.

Возможно, Казахстан может стать тем союзником для России, который позволит укрепить позиции России в СНГ, а также, действуя через ШОС и ЕВРАЗЭС, в Азиатско-тихоокеанском регионе. ЕВРАЗЭС и Шанхайская организация сотрудничества — это некий пояс, который позволяет России отстаивать свои экономические, геополитические и военные интересы. Существует Каспий, существует проблема нефтепроводов и их маршрутов ("углеводородная дипломатия"). Наше присутствие в этом регионе абсолютно необходимо для того, чтобы не утратить рычаги влияния, как на политические, так и на экономические процессы, которые там происходят.

Все это позволяет сделать вывод, что азиатское направление России — это реальная перспектива для нашего государства и серьезная альтернатива европейскому направлению российской внешней политики. Ответственная внешняя и внутренняя политика России должна стремиться к достижению сбалансированности между этими двумя важнейшими для страны векторами развития.

Метки:
baikalpress_id:  28 071