"Необучаемые" дети изучают физику

Адаптационно-педагогический центр "Прибайкальский талисман" развивает детей, на которых врачи поставили крест

Раньше про таких детей говорили просто — необучаемые. Потом от такой формулировки отказались, теперь их называют детьми "с глубоким нарушением интеллекта", "с тяжелыми множественными нарушениями развития" или, чуть мягче, нуждающимися в особом уходе, детьми с ментальными нарушениями. Но это официальные определения. Мамы, которым удалось устроить детей в центр, счастливы — их дети научились говорить, рисовать, писать, читать. Они даже физику и геометрию изучают!

«Вам лучше отказаться от ребенка»

Такую фразу слышали почти все матери, у которых ребенок родился с синдромом Дауна или страдает аутизмом. Только отказаться от ребенка под силу далеко не каждому.
Осуждать врачей за такое предложение нельзя: они знают, во что превращается жизнь родителей больного ребенка. Сначала это, скорее всего, развод (отцы не выдерживают такого испытания), потом тщетные попытки устроить дитя в детский сад, дальше отказ за отказом от общеобразовательных школ, потом и от коррекционных заведений. Единственное место, куда предложат устроить ребенка, — интернат. У матери сердце кровью обливается, и в итоге она бросает работу и всю жизнь находится рядом со своим ребенком. А он не понимает, что происходит вокруг, и даже слово «мама» сказать не может.

15 лет работы с «особыми» детьми

Адаптационно-педагогическому центру «Прибайкальский талисман» 15 лет. В 1990 году встретились три мамы очень больных детей, которые не смогли смириться с тем, что их дети на всю жизнь должны стать домашними пленниками. Они раздобыли методики, по которым занимаются с такими детьми в зарубежных странах, съездили в Финляндию.

— Когда мы показали финнам своих детей, они сказали: «Что вы! У вас очень способные дети, их нужно развивать!» Тогда я подумала, что люди просто не знакомы с проблемой, — рассказывает одна из основательниц центра, Татьяна Герасимова.

Так появился адаптационно-педагогический центр «Прибайкальский талисман», из которого впоследствии сформировались «Прибайкальский исток» (социально защищенное поселение) и центр «Семейные усадьбы».
Естественно, центр — общественная организация. Практически никакой государственной поддержки он не имеет. Все средства — это деньги родителей, гранты, помощь различных фондов.

Без родителей не обойтись

Собственно, преподают в школе те же родители, без специального образования, но с большим желанием. Никто, кроме них, непосредственно столкнувшихся с проблемой, мне кажется, не смог бы лучше заниматься с такими детьми.
Сегодня в центре воспитывается 19 человек. Есть возможность принять еще троих — больше не позволяют площади. Желающие устроить своего ребенка в центр есть. Но есть и отказавшиеся, так как здесь требуется желание участвовать в жизни центра: кроме материальных вложений это помощь в быту — наколоть дров, помочь приготовиться к празднику, сделать ремонт и так далее.

Когда-нибудь они останутся одни

Дети школьного возраста приходят «в школу» ежедневно. У них такая же пятидневка, как у обычных школьников, они разделены на классы по 5—6 человек. Набрать в класс больше детей просто немыслимо — каждому нужны особое внимание и индивидуальный подход.

В школе ребенок находится с 9 до 17 часов: занятия, освоение ремесел — работа с деревом, ткацкие станки, керамическая лепка, рукоделие, живопись, музыка.

— Здесь ребенок не просто под присмотром, он здесь развивается, — рассказывает Елена Бердычевская, наставник 8-го класса. — Большое значение уделяется ритму, движению, влиянию живописи, поэзии.

Елена Анатольевна уверенно говорит о том, что методы, которыми пользуются в центре, очень благоприятно сказываются на детях:

— Я могу так говорить, потому что сама привела сюда своего сына, когда ему было семь лет. Я уже ни на что не надеялась, он аутик: кепка на глаза — и вперед. Он был как кошка, которая гуляет сама по себе. Я даже подумать не могла, что его можно посадить за парту.

Радость матери, которую много лет убеждали, что ее ребенок не обучаем, и видящую, как он научился читать, писать, слушаться учительницу, невозможно описать.

— Попробуй убеди кошку, что нужно сидеть за партой, слушать учителя и делать то, что он говорит. Примерно то же самое происходило с нашими детьми в самом начале, когда их сюда приводили. Огромное терпение, настойчивость, самоотверженность, человеколюбие — только благодаря этим качествам преподавателей наши дети шагнули вперед, — говорит Елена Анатольевна. — Когда я вижу, что родители не занимаются с детьми, я хочу сказать им: что вы делаете? Ему же придется жить одному, когда-нибудь вас не станет, и ему придется стать членом общества, а он совершенно не будет готов.

Кажется, они все понимают

Дети, как в школе, ходят по помещению в сменной обуви. Над дверями комнат таблички: 8-й класс, 9-й класс. Из-за того, что помещения маленькие, кажется, что дети везде — кто-то один, другие кучкой.

— Привет! — встречает меня мальчик лет 12.
Он протягивает для рукопожатия свою ладонь.
В кабинетах разложены тетради детей. Пишут они на альбомных листах.

— Тут написано «физика»!

— Да, мы изучаем и физику, и геометрию, и химию, естественно, самые элементарные азы, — говорит Татьяна Владимировна Герасимова, преподаватель 9-го класса, одна из основательниц центра. — Вот, посмотрите, Радик уже человека нарисовал, а три года назад это были лишь горошинки по всему листу.

Радик наблюдает со стороны и, кажется, все понимает.

— Когда я узнала, что здесь преподают физику... я подумала, что мы не туда попали, — вспоминает Елена Бердычевская, — а потом, когда я увидела, что Игорь понимает... Это огромная радость для любой матери.

— А это Нина, — знакомят меня с раскачивающейся как маятник за партой девочкой, — Нина у нас очень предприимчивая девушка, четко знает, чего она хочет.
Нина — единственная неговорящая девочка в 8-м классе. Однако, на удивление всем, девочка с глубоким аутизмом проявила себя как способный ребенок: она научилась управлять своими руками, охотно рисует, пишет под диктовку.

Альбом с рисунками «особых» детей

30 ноября в центре произошло знаковое событие: вышли в свет два альбома с рисунками детей-инвалидов «Я вижу мир глазами грез» и «Удивительные приключения Вани в зимнем лесу», изданных в рамках проекта «Мир глазами особенного ребенка».
Издание осуществлено при финансовой поддержке Британского благотворительного фонда CAF в рамках программы «Благотворительный мотопробег «Ралли белых ночей». В двух красочных альбомах на качественной бумаге собраны лучшие художественные работы. Рисунки сопровождают стихи и сказка.

Альбом ничем не отличается от детской книжки с картинками. Не-знающий человек никогда не скажет, что это работа «особых» детей.

Загрузка...