Наука покупать

Или как избежать лишних трат и разочарований при покупках

Маркетологи считают, что нет лучшего способа привлечь внимание клиента к товару, чем предложить на него большую скидку. Играя на естественном желании покупателя сэкономить, продавцы заставляют его сделать покупку даже в тех случаях, когда он о ней и не задумывался.

Типы покупателей

Большинство представителей сильного пола заходят в магазины только по крайней необходимости и с четким планом.

Если обнаружилась потребность в новых джинсах, то в ближайшем магазине с вывеской "Джинсы" будут куплены первые хорошо сидящие штаны. О том, что здесь же можно приобрести рубашку, ремень или, скажем, куртку, большинство мужчин просто не подумают. И если рядом не окажется женщины, мужчина так и уйдет из магазина с одной покупкой. Как ни странно, именно такая мужская модель поведения - не покупать ничего лишнего - обеспечивает основную экономию и времени, и денег.

Женщины - совсем другое дело. За редким исключением, они ходят по магазинам, чтобы "присмотреть что-нибудь". В качестве предлога для шопинга может быть объявлена идея "купить туфли". Однако наличие цели совсем не означает ее достижение. Вполне обычное дело - купить вместо туфель юбку. Женская логика подскажет, что туфли можно поискать и в следующие выходные. Такой подход к покупкам, с точки зрения экономии, малоэффективен.

Мужской и женский подходы различаются и отношением к цене. Как правило, мужчина не задумывается о такой мелочи. Раз на ценнике написано "7 тыс. руб.", значит, столько и должны стоить джинсы. О том, что существуют варианты подемократичнее, он просто не догадывается.

Женщина, напротив, знает о ценах все. Потому ей сложно продать джинсы за 7 тыс. руб., если она уверена, что красная цена им - 6 тыс. руб. Кроме того, женщина может быть вооружена огромным набором дисконтных карт и всегда требует минимальную скидку 5%.

От большого к малому

В пробке, по дороге из торгового центра домой, мы часто корим себя, что в очередной раз бездарно провели выходной и потратили слишком много денег. Радость от обладания новыми вещами сменяется головной болью по поводу опустевшего кошелька. Между тем шопинг может быть эффективным. Достаточно изучить несколько правил покупки.

Итак, правило номер один для тех, кто хочет сэкономить время и деньги на покупках: перестать ездить в большие торговые центры, образовавшиеся на месте рынков, и многоэтажные универмаги. Здесь все направлено на то, чтобы привлечь и удержать внимание, заманить в магазин и вынудить к ненужной, не-обязательной покупке.

В итоге на изучение ассортимента косметического бутика, сулящего каждому покупателю подарок, уходят лишние минут сорок, а на покупку пятого кремика для рук - рублей двести. Полученная в подарок косметичка окажется совершенно ненужной. Никакой выгоды, а тем более экономии. Лишний соблазн - лишняя покупка.

По данным специалиста в области мерчандайзинга Андрея Грамматикова, покупатель, который задерживается в магазине более 30 минут, оставляет в нем на 40% больше денег, чем запланировал.

Если вы действительно считаете время и деньги, выбирайте магазины те, что ближе вам по стилю. Экономия времени и средств колоссальная.

Вещи по списку

Правило номер два - покупать только нужное. Если приглядеться к нашим гардеробам, можно обнаружить удивительную закономерность: многие вещи похожи друг на друга. У одной будет несколько почти одинаковых черных туфель-лодочек или голубых джинсов клеш, у другого - братья-близнецы "ковбойские" рубашки или пять черных водолазок. А часть вещей, оказывается, и вовсе висит без проку в шкафу.

"Правильный подход к формированию гардероба начинается совсем не с похода по магазинам, - считает консультант по стилю Юлия Бевзенко. - Начните с анализа стиля жизни. Продумайте, на что вы тратите время в течение одной типичной для вас недели или месяца. Например, 70% времени - работа в офисе, 10% - отдых и работа дома, 10% - отдых за городом, 5% - занятия в фитнес-клубе, 5% - выходы в свет. А теперь откройте все шкафы с одеждой и коробки с обувью и аксессуарами и посмотрите, соответствуют ли вещи тем процентам, которые вы выявили. Уверяю, будет масса сюрпризов!

Это вполне объяснимо, ведь большинство людей покупают новые вещи, не думая об их назначении в долгосрочном плане и не всегда учитывая, какой ансамбль они дополнят и будут ли сочетаться с большинством вещей в гардеробе.

Определив, чего не хватает в каждой из "капсул" (деловой, повседневной, спортивной), составьте подробный список необходимых покупок, разделив его на две графы: купить сейчас и купить в этом сезоне.

Старайтесь не отходить от намеченного плана и следовать логике, избегая так называемых спонтанных покупок. Это позволит значительно сократить бюджет на одежду и аксессуары".

Траты под контроль

Правило номер три - контролировать траты. Перед походом в магазин, вооружившись списком запланированных покупок, стоит обозначить сумму, с которой вы готовы расстаться.

Правило номер четыре также адресовано азартным покупателям. Его суть: никогда не покупать одежду сразу. Зайти в парочку подходящих магазинов, осмотреть коллекции, выбрать и померить понравившиеся вещи. И уйти. Достаточно пары часов (максимум - дня), чтобы понять, нужны ли вам эти вещи на самом деле.

Если розовая кофточка не выходит из головы, а ее аналога в гардеробе не обнаружилось, можно вернуться за покупкой. Кстати, в половине случаев покупатели отказываются от сделанного ранее выбора.

С оглядкой на моду

Наконец, правило номер пять: не забывайте о том, что при покупке практически любой вещи можно сэкономить. Дисконтные и накопительные карты, специальные акции и распродажи предназначены именно для этого. Если вы одеваетесь в монобрэндовых магазинах, то дисконтная карта у вас, скорее всего, уже в кошельке, да и с расписанием распродаж вас, как постоянного клиента, познакомят в первую очередь.

В любом магазине одежды почти всегда можно получить скидку. Дисконтные программы выгодны как покупателю, так и продавцу. Ведь клиент, у которого есть дисконтная карточка, часто становится постоянным. Потому есть смысл при каждой покупке требовать дисконтную карточку, спрашивать продавцов об акциях магазина, расписании распродаж. Сегодня рассылкой новостей и обзвоном постоянных клиентов занимается большинство магазинов.

На первый взгляд трудно сэкономить тем, кто рьяно следит за модой. Правила, по которым живет фэшн-индустрия, заставляют нас обновлять гардероб не реже двух раз в год, записывая вещи прошлого сезона в негодные.
Одежда из новых коллекций топовых модных домов недешева и, случается, по цене соперничает с автомобилями. На самом деле именно потребителям брэндовой одежды проще всего сэкономить. В любом брэндовом магазине есть своя система скидок и дисконтных карт.

В одном бутике вам предложат сэкономить 10% на покупке второй вещи, в другом - подарят именную накопительную дисконтную карточку. В принципе потребовать или попросить 5-10-процентную скидку можно и просто так. Часто продавцы идут навстречу, особенно постоянным клиентам. У самых любимых покупателей дисконт может доходить до 50%.

Любимым постоянным клиентам иногда даже дают возможность отложить понравившуюся вещь не на пару часов, а на несколько дней, и даже по большой дружбе могут придержать ее до распродажи. Официально бутики в этом не признаются, но такая практика существует.

Другой путь - сезонные распродажи, случающиеся каждые зиму и лето. На распродаже может оказаться самый неожиданный ассортимент. Возможно, именно те туфли, что вам нужны. Но тут есть и обратная сторона. Выискивание дешевых очаровательных вещичек на распродажах часто приводит к лишним незапланированным тратам и уж точно требует не менее нескольких часов на рассматривание и примерку.

На покупке одежды, обуви и аксессуаров можно сэкономить и более существенно. Во-первых, покупать вещи, строго соответствующие острым модным тенденциям, у так называемых молодежных брэндов или в магазинах, торгующих одеждой без громкого имени.

Конечно, качество у одежды демократичных марок несколько страдает, ткани и фурнитура дешевые. Но, если речь идет о вещи, предназначенной на один сезон, это вполне приемлемо.

И все-таки будьте осторожны со скидками и специальными предложениями! По статистике, 40% покупателей приобретают товар, узнав о нем только в магазине. А случайная покупка редко оказывается умной.

Загрузка...