Палата для VIP-персон

В России активно идет процесс формирования новой, ранее невиданной структуры — Общественной палаты Российской Федерации. По замыслу авторов, интересы общества будут представлять широко известные люди (126 человек), с чьим авторитетным мнением считаются общество и власть. Главное, что они должны будут делать, — предлагать решения рекомендательного характера, основываясь на анализе действующих законов, а также проводить экспертизу новых законопроектов. Задумано, что Общественная палата станет площадкой для диалога власти и общества. Но очевидно, что если в палату придет просьба взять на экспертизу закон о сельском хозяйстве, то большая часть вновь созданного органа может оказаться недееспособной.

Три раза по 42

Первых 42 членов палаты назначил глава государства. Это люди, по его мнению, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, певцы, актеры, художники. Среди них — доктор Леонид Рошаль, академик Евгений Велихов, адвокат Анатолий Кучерена, спортсменки Ирина Роднина и Алина Кабаева, актер Александр Калягин. Именно они путем голосования выбрали вторую группу заседателей из числа представителей общероссийских общественных организаций. Совсем скоро планируется выбрать оставшихся 42 членов нового органа. Первый раз все 126 общественно значимых личностей соберутся после Нового года, в январе.

Вообще-то попытки создания Общественной палаты России уже предпринимались. В феврале 1994 года она была сформирована при тогдашнем президенте РФ, но осенью того же года тихо прикрылась, что послужило основанием считать этот опыт отрицательным. Однако паралич в деятельности палаты возник не по вине ее членов. Виной всему интриги и аппаратные уловки: кому-то не понравились острые темы и смелые, нелицеприятные оценки. А раз палата создавалась не на основе закона, а по распоряжению президента, для ее ликвидации было достаточно простого решения.

Многие российские общественные организации буквально уповают на Общественную палату, возлагая большие надежды на этот орган. А по замыслу президента, Общественная палата вообще должна стать площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, а также местом проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений.

Прогнозируемые проблемы

Здоровый оптимизм — хорошее дело, но будущая работа Общественной палаты может привести к обратному эффекту, или эффекта не будет вообще. Смотрите, что получается, — механизмов реального воздействия на органы власти у палаты практически нет. Весь контроль основан на силе авторитета членов палаты. В этом случае, что может помешать власти не прислушиваться к их мнению? Не исключено, что ее работа будет заключаться лишь в сотрясании воздуха и выпускании пара, чтобы понизить градус социальной напряженности. А реально бездействующий орган может стать отличным прикрытием для власти в принятии непопулярных законов. Пользуясь авторитетом членов палаты и заявляя об одобрении ими того или иного закона, власть получит удачный механизм манипулирования обществом.

Если же палата получит в свое распоряжение реальные рычаги давления на власть, то из проводника интересов общества она может превратиться в организованную группу давления, которая будет лоббировать чьи-либо интересы. Из-за отсутствия определенного места палаты в системе государственных органов процесс ее встраивания будет скандализован обострением внутриполитической борьбы. И у нас для подобных предположений есть веские основания.

Ситуация следующая: первую треть палаты (42 человека) назначил сам президент, а они в свою очередь назначили своих сторонников. Понятно, что структура по своему характеру получается пропрезидентской и это означает, что палата может стать эффективным орудием влияния исполнительной власти. Так что строительство гражданского общества будет опять отложено на неопределенное время.

До сих пор сложно в полной мере представить, какими принципами будет руководствоваться работа палаты и в чем состоят ее задачи и полномочия. Неясны и вопросы формирования устойчивой обратной связи между обществом и государством. В какой форме будет вестись диалог? Каким образом общество может реально включиться в процесс принятия государственных решений? Как будут реагировать власти, политические партии и бизнес на предложения, идеи и критику Общественной палаты — вообще неясно.

К тому же не определен механизм сменяемости членов палаты. Важно, чтобы она хотя бы не превратилась в прибежище уволенных губернаторов и парламентариев.

Особый момент — социально-политическая среда в России, на фоне которой и должна работать "палата VIP". В отличие от других стран, граждане России привыкли противопоставлять себя государству. У нас государство и общество находятся на разных полюсах, поэтому нужно решить вопрос доверия общества к новой структуре.

Заграница нам поможет

С середины прошлого века власти демократических стран искали подход к тому, что принято называть гражданским обществом. В Европе множество консультативных советов и комиссий по решению различных проблем, привлекающих к работе представителей общества. Наиболее яркий пример — Франция. Там реально работает экономический и социальный совет, который консультирует правительство по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, участвует в разработке решений, касающихся экономики и социального обеспечения. Однако основная задача этого совета заключается в создании условий для диалога между различными группами населения. Сейчас в него входит 231 человек: 168 представляют профсоюзы, общества взаимного страхования, организации предпринимателей, 68 назначаются правительством после консультаций с общественными организациями.

По всем законам, которые касаются расходования государственных средств, власть обязана получить согласие членов совета. Без их мнения закон не будет принят. Однако и в демократической Франции отмечена тенденция усиления зависимости совета от государственных органов и появление практики временных специализированных комиссий.

В США существует больше десятка президентских консультативных советов и комиссий (совет по науке и технологиям, по физкультуре и спорту, по вопросам психического здоровья и т.д.). Членов комиссий президент выбирает сам из представителей общественных организаций и бизнеса. Еще одна форма взаимодействия
— публикация законопроектов и отчетов правительства в виде так называемых "Белых книг". Этот способ присущ большинству англосаксонских стран и предусматривает получение письменных отзывов на документ от граждан или общественных организаций. В качестве примера можно рассмотреть консультации по законопроекту о защите курения в общественных местах в Великобритании, представленный в виде "Белой книги".

В странах с низким уровнем демократии роль, аналогичную российской Общественной палате, играют парламенты, обладающие лишь консультативными функциями. В Саудовской Аравии, например, местный парламент играет роль совещательного органа при монархе и правительстве.

Так какие же особенности зарубежных аналогов могут быть воплощены в нашей отечественной Общественной палате? Понятно, что члены Общественной палаты должны быть людьми авторитетными. Хорошо, сейчас среди членов Общественной палаты есть и писатель, и артисты, и режиссеры, и адвокаты, два олигарха, два журналиста, политологи, представители женских организаций.

Но если в палату придет просьба взять на экспертизу закон о сельском хозяйстве, то большая часть вновь созданного органа может оказаться недееспособной. Потому что для обсуждения нужны крестьяне, которые в таких вопросах разбираются лучше режиссеров и певцов. Из этого следует, что нужны не просто авторитетные люди, а специалисты в самых различных областях.

Общественная палата должна создать условия для участия независимых экспертов в определении перспектив государственной политики и критике решений, принимаемых властью. В среде гражданского общества сформировался достаточно серьезный экспертный потенциал, вполне сопоставимый по своей квалификации с кадрами административно-управленческих структур. Для того чтобы палата сама не превратилась в закрытый от общества государственный аппарат, необходима максимальная прозрачность деятельности ее членов. Так что Общественная палата как механизм связи власти и общества нуждается в значительном усовершенствовании. В противном случае мы станем свидетелями нового витка кризиса власти.


Как работает VIP-палата?

Членом палаты может стать российский гражданин, достигший 18 лет и не состоящий в каких-либо политических партиях.

Ежегодно палата будет готовить доклад о состоянии гражданского общества в России, что может стать, по словам главы Совета Федерации Сергея Миронова, "домашним заданием" для властей.

Хотя решения будут носить рекомендательный характер, но тем не менее станут обязательными для рассмотрения органами власти.

Палата будет работать в формате 13 комиссий по направлениям: безопасность, социальная политика и охрана окружающей среды.

Метки:
baikalpress_id:  28 042
Загрузка...