Судьба-злодейка

"В судьбу, рок, фатум в большей степени верят люди, либо уставшие от борьбы за лучшую долю, либо просто лентяи", — уверен старший преподаватель факультета психологии Иркутского государственного университета, психолог Сергей Анатольевич Бышляго.

Удобную религию придумали индусы...

— Сергей Анатольевич, я часто слышу от вас — карма, рок, фатум. Неужели действительно от судьбы — в вашем понимании — не уйдешь?

— Может быть, здесь сказывается мое увлечение восточной философией? Потому что в том же самом буддизме как одно из ключевых понятий существует и понятие "карма" — бесконечный круговорот превращений человеческого духа в процессе различного рода перевоплощений, реинкарнаций. Потому что душа — она бессмертна и периодически меняет свои телесные оболочки. И в этом плане, мне кажется, очень удачно высказался Владимир Семенович Высоцкий: "Удобную религию придумали индусы". Именно удобную — для отдельного человека. Потому что вера в сверхъестественное, вера в авторитет, от которого практически все зависит, позволяет слабому человеческому существу отказаться от большей части ответственности за свои собственные поступки. И, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Ведь в древнерусском языке слово "судьба" часто определялось как суд, приговор или предопределение. И поскольку люди думают, что существует некая сила, которая неведомым образом и неизбежно предопределяет будущее, ее чаще всего приписывают какому-либо божеству, или — психологически говоря — персонифицируют.

Мне кажется, очень точно в этом плане высказался знаменитый психолог Эрих Фромм: "Специфика человеческой психики должна содержать в качестве критерия или непреложного атрибута систему ориентации и подчинения". И таким образом, всегда удобно в случае неудач либо проколов ссылаться на форс-мажорные обстоятельства: не я не виноват, не ты не виноват — просто карты так легли. И самое интересное — в случае удачи в делах заслуга, как правило, приписывается самому себе, собственным усилиям, стараниям и способностям; изредка привлекается фортуна. Но и заметьте — в качестве помощницы, а не в качестве главного определяющего фактора.

Ужас, летящий на крыльях ночи

Илья: "Меня преследует какой-то рок: только устроюсь на работу, а уж через полгода контора разваливается. Мне уже самому жутко".

— Отвечая на письмо Ильи, стоит вспомнить выражение, которое приписывается коллеге Карла Маркса — Фридриху Энгельсу: "Случайность — это непознанная закономерность". Илья интуитивно подтверждает эту фразу. И здесь, мне кажется, Илье важно не впасть в логическую ошибку, которая гласит: "После этого — значит, вследствие этого".

— Расшифруйте, пожалуйста.

— Если развал предприятия происходит после того, как Илья устраивается на него работать, то совсем не обязательно, что именно Илья виноват в крахе. Если, конечно, Илья не назначается на должность кризисного управляющего либо директора, где от его действий зависят успех и жизнедеятельность предприятия вообще.

— Илья думает, что его роль — роль мистического катализатора?

— У Ильи слишком завышенные амбиции. Мне кажется, весь вопрос упирается в критерии Ильи при выборе очередного места работы, которые для него остаются неосознанными, и он не обращает внимания, например, на уменьшение объемов продаж, уменьшение клиентов, ухудшение других основных показателей данной организации и т.д.; т.е. Илья на многие очевидные и объективные вещи просто не обращает внимания — вещи, указывающие на упадок, предстоящий крах. И в принципе его понять можно — это очень по-человечески: если я чего-то не могу объяснить рационально, я скатываюсь в мистику, и на помощь приходит универсальная система объяснений под названием "рок". И я думаю, что Илье не нужно драматизировать ситуацию.

— И свою роль в ней!

— Да, и свою роль в этой ситуации. И не нужно уподобляться "черному плащу" и "ужасу, летящему на крыльях ночи". Нужно опираться на какие-то объяснимые вещи, пытаться сложить 1+1 и уметь посмотреть на ситуацию трезво.

Одни и те же грабли

Нелли: "Недавно третий раз разошлась с мужем, и в третий раз одна и та же история — мужья уходят к моим подругам".

— Это очень типично. Это настолько типично, что
как-то грустно становится. Нелли, мне кажется, что дело не в судьбе, а дело в неумении делать выводы из опыта неудачных взаимоотношений. Нелли, ведь, скорее всего, и маловероятно, что все три ваших избранника были как три капли воды похожи друг на друга, т. е. физически, психологически, морально-этически. Скорее всего, это ваша индивидуальная система их оценок, отношения и стиль общения мало чем отличались. И поэтому ваша ситуация мне напоминает процесс наступания на одни и те же грабли. Причем граблями выступает неумение либо нежелание изменить себя. Для того чтобы прервать этот порочный круг прижизненной реинкарнации, а именно — создание условий для невозможности совместного проживания, нужно изменить себя. А вовремя подвернувшиеся подружки — это ваша удобная форма самообъяснения.

— Нелли не какой-то особый сорт подруг держит рядом?

— Да, да, которые удачно находятся в резерве и используются как стрелочники, переводящие поезд вашего семейного счастья в свою колею. А это очень удобно в плане объяснения собственного нежелания разобраться в себе.

Не стоит зацикливаться

Михаил: "Мой дед умер в 42 года, отца сбила машина, когда ему тоже было 42, мне сорок, и вдруг взяла жуть — а что если это у нас судьба такая?"

— В случае Михаила реализуется весьма распространенная в человеческом обществе магия цифр: когда человек, в основном бессознательно, связывает то или иное число с определенным событием. Допустим, 7 — счастливое число, 13 — несчастливое. Но у Михаила абстрактная ассоциация имеет вполне трагическую подоплеку. И мне кажется, что дело все-таки в простом совпадении, которое Михаилом воспринимается как жестокая причинно-следственная связь. И для того чтобы не сработал уже не раз озвученный мной феномен самосбывающегося пророчества: т.е. во что поверишь, то и сбывается, так называемый механизм самопрограммирования, лежащий в основе сглаза, порчи и т.д. И для того чтобы не сбылся этот механизм — Михаилу зацикливаться, а тем более уверовать в эту мистическую связь не стоит. Потому что, как известно, ожидание смерти страшнее, чем смерть. Михаил, не превращайте свою жизнь в бесконечный процесс ожидания фатальной развязки. Потому что при таком подходе вы можете ее не только дождаться, вы можете ее ускорить.

Дело в лени и инертности

Алла: "Мне 35 лет, а я до сих пор не замужем. Как-то услышала случайно разговор своих родственниц, они говорили про меня, что, дескать, судьба такая — одной остаться. Неужели это правда?"

— Алла, а что, ваши родственники — это присяжные? Или судебные заседатели? Или древнегреческие мойры — предсказательницы судьбы, и в их власти решать: останетесь вы одинокой или нет? Может быть, они коротают праздное время, а вы воспринимаете их досужие фразы в качестве последнего приговора, который обжалованию не подлежит? А вообще-то остаться одному можно и в случае замужества и многочисленных детей. Потому что одиночество — это даже не психологическое, это философское понятие. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И поэтому, Алла, мне кажется, что дело не в злодейке-судьбе, которая преднамеренно загоняет вас в тоску одиночества, а в вашей инертности, возможно, даже лени. Что-то изменить нужно в своей повседневной жизни. Ведь люди, с которыми вы общаетесь, могут быть интересными настолько, насколько они действительно интересны вам, а не потому, какое впечатление вы можете произвести на них.

И поэтому, чтобы не остаться одинокой, чтобы опровергнуть в конце концов утверждения ваших родственников, вам, Алла, нужно изменить точку зрения на собственную персону, перестать быть эгоистичной и самовлюбленной; ведь это же так умилительно — жалеть себя, несчастную. Алла, обратите внимание на людей, с которыми вы общаетесь, с которыми живете, заинтересуйтесь ими, наконец! Глядишь, и предсказания ваших "доброжелателей" не сбудутся.

Не искушайте судьбу!

Борис: "Уже четвертую машину угоняют! Что за рок какой-то! На последней и полгода не поездил — прямо замкнутый круг".

— В вашем случае, Борис, я невольно соглашусь с действием высших сил, потому что машина, конечно, — это святое. И дабы не доводить ситуацию до пятого угона — пересаживайтесь на общественный транспорт.

— Бориса, наверное, эти высшие силы уводят от автокатастрофы?

— И угонщики выполняют функцию ангелов-хранителей. Поэтому страшно подумать, что было бы, если бы у вас не угнали вашу последнюю машину. Не искушайте судьбу, Борис, пересаживайтесь на общественный транспорт!

Не верят

Кирилл: "Что за судьба — отношения с девушками портятся на стадии подачи заявления, уже третью веду в загс, а потом одно и то же — передумала".

— Ну, Кирилл, мне кажется, здесь дело не в судьбе. Дело в вашем неумении разобраться в объекте вашей влюбленности, потому что принятие решения о женитьбе
— это во многом личностный шаг. Это один из важных жизненных выборов, который человек делает в жизни. И мне кажется, Кирилл, в вашем случае речь идет об отношениях, недостаточно выкристаллизированных, — когда предполагается какое-то развитие. А вот ваши избранницы это интуитивно чувствуют, потому что у женщин интуиция развита на несколько порядков выше. И в ваших словах, Кирилл, в ваших действиях, даже в ваших жестах они, если можно так сказать, по Станиславскому — не верят, чувствуют фальшь; и это хорошо, что ваши отношения заканчиваются на пороге загса, потому что в любом случае через месяц, через год, через десять лет совместной жизни вы бы сами это поняли, поняли, что ошиблись и это не тот человек, который вам нужен, но было бы уже сложнее что-либо изменить. И разрыв потребовал бы неизмеримо больше затрат физических и духовных. Поэтому, Кирилл, здесь дело не в судьбе, а в более чутком и детальном понимании того человека, с которым вы собираетесь связать свою жизнь. Мне кажется, что настоящую любовь вы еще не встретили и у вас все впереди.

Дети — как губка

Зоя Викторовна: "Что за напасть у нас в семье — мой муж был пьяница, моя дочка намаялась с пьянчугой, пока не развелась, и у внучки муж тоже поддает".

— Вы, Зоя Викторовна, поднимаете вопрос чрезвычайно интересный — закон человеческого выбора. Он неоднократно был описан в психологической литературе и подтвержден практикой. На эту закономерность преемственности выбора спутников жизни с похожими пороками впервые обратил внимание Зигмунд Фрейд, объясняя это тем, что каждый человек строит свой психический мир на основе тех образов, которые он наблюдал в собственной семье. И ребенок имеет тенденцию к выбору будущего спутника жизни, ориентируясь на образец родителя противоположного пола: девочка выбирает мужа, похожего на отца, а мальчик — жену, похожую на мать. И если в семье
кто-то выпивал, и это даже воспринималось ребенком, причем осознанно, как негативное явление, и он сам страдал от семейных скандалов и разборок, то бессознательно он все равно будет ориентироваться на спутника жизни с аналогичным пороком. И уже заведя семью, в первые годы совместной жизни пьянство не обнаруживается, но предвестники будущего пристрастия к алкоголю все равно фиксируются, выделяются бессознательно, когда человек определяет "своего": потому что он манерой поведения, тембром голоса, мимикой, пантомимикой напоминает первого в жизни "кумира". И что получается? Я сознательно не приемлю пьянство и алкоголизм в своем избраннике, но я бессознательно тянусь к этому человеку, потому что этот порок был у моего любимого отца либо у моей любимой матери. И тогда, конечно, начинаешь верить в предопределение человеческой судьбы. И это лишний раз заставляет родителей быть более ответственными к собственному поведению, которое впитывается как губка их детьми.

Мужчина — результат усилий женщины

Марина: "Вот интересно, а есть такая судьба — любить женатых? Все мои возлюбленные имеют семью, причем узнаю я об этом, уже крепко привязавшись к человеку".

— Мне кажется, эта связь — о судьбе —
искусственно-логическая. Вы, Марина, скорее всего, в своем выборе ориентируетесь на людей более опытных. Причем вам интересна именно та составляющая опыта, которая приобретается именно в семейных отношениях. И вы, Марина, идете по легкому пути, общаясь с мужчинами, которых уже сделали их жены. И вам напрягаться в этом плане не приходится. А ведь мужчина — это продукт, или результат, усилий, которые прилагает к нему женщина как скульптор. И вам, Марина, не нужно заниматься плагиатом, не нужно быть копиисткой. Создайте свой шедевр в конце концов. Возьмите сырой материал — ничейного мужчину — и, как Родэн, отсеките все лишнее. И возможно, только тогда вы осознаете всю глубину досады женщин, которым изменяют их мужья.

Смирение или трусость

— Сергей Анатольевич, покорность судьбе — это смирение или трусость?

— Все зависит от обстоятельств и от значения тех или иных событий. В мелочах, событиях незначительных можно смириться и не дергаться по пустякам: не уступают места в транспорте — ну и стой дальше, судьба, значит, такая. Ну а если охмуряют любимого человека — то смиренная покорность ничем, кроме как трусостью, не называется. Мне кажется, в судьбу, рок, фатум в большей степени верят люди, либо уставшие от борьбы за лучшую долю, либо просто лентяи.

Метки:
baikalpress_id:  4 080