30 лет по маршруту "двойки"

Иркутянин Владимир Рыжих тридцать лет изо дня в день возит пассажиров по одному и тому же маршруту N 2: Центральный рынок — областная больница. Он может "проехать маршрут с закрытыми глазами", знает массу способов, как улучшить движение транспорта в Иркутске, и ждет не дождется, когда проезд подорожает до 10 рублей — сдачу устал давать. А сравнивая советское время и нынешнее, водитель с 30-летним стажем утверждает, что пассажиры стали злее.

Рекордсмен маршрута

За годы работы Владимир Ильич даже рекорд поставил — в одном из месяцев 1980 года отъездил 392 (!) часа (вместо положенных 176). Тогда это стало сенсацией среди водителей автобусов всего города. На рекорд Владимира Рыжих подбил спортивный азарт:

— Наш бригадир все в грудь себя бил, что он один раз наездил 270 часов в месяц. Меня это зацепило, когда мой сменщик ушел в отпуск, я решил отработать по полной. В среднем каждый день работал по 13 часов.

Конечно, это было запрещено — переутомление опасно для водителя. Однако шоферских рук не хватало и Владимиру, как сильному профессионалу, разрешили работать весь месяц без напарника и без выходных. Кстати, тогда он получил самую высокую зарплату — 1500 рублей (остальные зарабатывали по 300—500 рублей).

Раньше по "двойке" ходили 23 автобуса

Сейчас мало кто помнит, что когда-то автобусы многих маршрутов, в том числе и "двойка" останавливались прямо напротив выхода из здания Центрального рынка. Теперь на этом месте автостоянка. Да и сам 2-й маршрут изменился. Раньше с рынка он выезжал на улицу Карла Маркса, затем на Ленина, а потом уже на Байкальскую, как сейчас. На маршруте работало 23 автобуса, они ходили через каждые 2—3 минуты.

— Я поражаюсь, откуда столько народа в Юбилейном было! Сейчас понятно — в больницу едут тысячи людей, а раньше-то? (Больницу построили только в 1989 году. — Авт.) — удивляется Владимир Ильич. — Из центра тоже полный автобус забивался. Я на Ленина вообще в час пик не останавливался, так как народ свисал на улицу — двери не закрывались.

С появлением троллейбусной ветки в Юбилейном работать водителям автобуса стало легче. Но открылась областная больница, и пассажиропоток резко увеличился.

— А когда городские власти забирали нас с автобусами возить студентов в колхозы — вообще труба. Пассажирам приходилось ходить на улицу Мухиной пешком, — рассказывает Владимир Ильич.

С развалом государства автобусов становилось все меньше и меньше. И, когда в городе появились маршрутки, Владимир купил "Газель" и снова вышел в рейс. Сейчас, по словам предпринимателя Владимира Рыжих, на 2-м маршруте 60 маршруток! Этого достаточно, даже перебор.

"Знаю, когда загорится светофор"

И это не бахвальство. За годы работы Владимир Ильич настолько изучил свой маршрут, что уже точно знает, когда загорится каждый светофор на его пути.

— Я столько миллионов километров на своем маршруте накатал, что знаю каждую ямку, каждый светофор. Некоторые водители, особенно этим страдает молодежь, гонят, подрезают, срываются с места... А я-то знаю, что на светофоре встретимся! Какой смысл лететь как угорелому, а потом стоять на красный свет?

Люди стали злыми

Сравнивая пассажиров, которых возил в советское время и нынешних, Владимир отмечает, что сегодняшний пассажир стал злее и нервознее.

— Психи кругом. Дверями хлопают, требуют останавливаться на каждом столбе: если отказываю — скандалят. Раньше народ был дружнее, участливее.

Сейчас Владимир Ильич ждет, когда проезд в городе будет стоить 10 рублей. Не ради обогащения, просто давать сдачу сотням пассажиров в день — самое трудное в работе.

— Скорее бы стала круглая цифра, а то за день так руками намашешься: взять-подать, взять-подать... К тому же на остановках дольше стоишь, а значит — пробки.


Длина маршрута N 2 — 20 километров. По расписанию этот промежуток нужно проехать за 30 минут. Профессионал Владимир Рыжих легко укладывается в 20 минут. Самое быстрое время, за которое удавалось преодолеть этот маршрут, — 13 минут.

Примерно раз в полгода случается так, что все пассажиры, севшие на облбольнице, едут без остановок до Центрального рынка.

В гору автобус толкали пассажиры

Были времена, когда пассажирам приходилось толкать автобус в гору на выезде из Юбилейного.

Дороги по улице Захарова еще не существовало, "двойка" ходила по Сеченова и после остановки "Болотная", в гололедицу автобус приходилось в прямом смысле закатывать в гору.

— Такое было еще на ЛИАЗе. Людям надо ехать, а автобус в гору не идет! Выходили и толпой толкали, это было в порядке вещей. А "Икарус", он же с "телегой" (длинный автобус-гармошка. — Авт.), тот вообще, если не смог заехать, то начинал скатываться назад, заламывался и перекрывал всю дорогу. Приходилось ждать тягач, чтобы освободить путь.

Как улучшить ситуацию с транспортом в городе

У Владимира Ильича, как у водителя и жителя Иркутска, есть масса предложений по улучшению движения транспорта в городе. По мнению героя нашей публикации, все может быть гораздо лучше, но только городские власти ничего не предпринимают:

— На плотине на каждом столбе по нескольку трупов. А все оттого, что дорога слишком узкая. Ее вполне можно расширить, там же запас большой.

Остановку "Лисиха" необходимо удлинить. Именно там начинаются пробки. Маршрутки одна на другой останавливаются, мешают легковушкам.

Кольцо на плотине надо переделать и разводку дорог надо сделать по-другому (подробный рецепт есть в редакции. — Авт.). Аварий будет в 10 раз меньше.

Владимир Ильич часто обсуждает эти проблемы с коллегами, все они готовы выделить тысяч по десять в пользу города на ремонт и совершенствование городских дорог!

Загрузка...