Как нам разгрузить Ангарский мост?

Четыре способа "вытолкнуть" пробку со старого моста

Иркутск разделен Ангарой на два берега, которые соединяют лишь три переправы: старый Ангарский мост, новый мост и плотина. В последнее время наш город пробками и заторами стал походить на столицу какой-то заморской страны. Обиднее всего стоять в пробке на старом мосту - многие иркутяне живут на левом берегу, а работают на правом, где исторически сложился деловой центр города. Так что чуть ли не каждое утро иркутяне "стоят": с одной стороны от сквера Кирова, с другой - от вокзала и до улицы Чайковского. Еженедельник "Пятница" провел свое расследование на одну из важнейших проблем города - "Как нам разгрузить старый мост?".

1. Сократить число маршруток

Кто предлагает: Иван Хомутинников, заместитель председателя Комитета по строительству, архитектуре и инновационным проектам администрации Иркутска.

Именно юркие корейские микроавтобусы несколько лет назад спасли транспортную ситуацию в городе - в Иркутске стало возможным уехать из любой точки. Но в то же время их огромное количество и отсутствие контроля привели к жуткому беспорядку на дорогах. Это похоже на известный анекдот про гаишника, дескать, дали лицензию (в оригинале пистолет) - и крутись как знаешь: маршрутчики самостоятельно выходят на дорогу, сами выбирают период, в который они будут ездить, - обычно это час пик.

В настоящее время все идет к тому, что маршрутки в Иркутске останутся лишь больших размеров - те, которые сегодня ездят по 5 рублей.

Это выгодно экономически - и городу, и самим частникам.

С этим согласны и маршрутчики. По словам Владимира Шонкина, водителя пазика на маршруте 14, "большой автобус более безопасен, людей в него входит больше, к тому же важен психологический момент: в "пятирублевый" люди садятся как в муниципальный".

У Ивана Хомутинникова есть еще одно предложение - растягивать автобусные остановки вдоль обочины. Это уже сделано на нескольких остановках - например, на "Джамбула". К сожалению, эта мера не спасает от заторов на самом мосту. Доказательство тому - растянутая остановка "Бытовая", которая находится непосредственно перед мостом.

2. Создать центральную диспетчерскую службу

Кто предлагает: Александр Тишанин, губернатор Иркутской области.

Иркутску нужна система, которая могла бы контролировать пассажирские потоки - как частные, так и муниципальные. Если никто не контролирует движение, то пробки неизбежны. Может, с созданием центральной диспетчерской службы в нашем городе и появится какое-либо расписание - как в Лондоне, где любой может узнать с точностью до минуты, когда и с какой остановки отойдет автобус: причем как частный, так и муниципальный.

Пожалуй, воссоздание ЦДС - одно из самых концептуальных предложений власти по решению транспортной проблемы. Хоть и понятно, что оно может быть реализовано, лишь когда будет изменена вся система.

Еще одно предложение - отдавать какой-либо маршрут целиком одной компании. Это предложил руководитель крупного частного предприятия по частным перевозкам Анатолий Михайлов. Например, чтобы от Первомайского до Центрального рынка по маршруту 21 ходили лишь автобусы одной компании. В таком случае появится контроль и за интервалами движения, и за качеством услуг, должно возникнуть взаимодействие и с транспортом других маршрутов. Да и спрашивать будет с кого.

3. Перенести деловой центр Иркутска на окраины и построить кольцевую дорогу

Кто предлагает: эксперты ИрГТУ, которых мэрия попросила разобраться с транспортной проблемой с научной точки зрения.

Предложение похоже на перенос столицы какой-нибудь страны на окраины, чтобы развивать отсталые регионы. Прежняя столица же остается как культурный центр. Было бы любопытно посмотреть на Иркутск, где все офисы находятся в Ново-Ленино, а в районе Центрального рынка граждане лишь мирно прогуливаются да делают шопинг.

Картинка получается симпатичная, но маловероятная. Давайте вспомним, сколько времени говорится о переносе "шанхайки" на Узловую, - а рынок и ныне там. Перенос же ведомственных учреждений Иркутска или учебных и вовсе нереален. Может быть, есть смысл открывать на окраинах новые заведения: застраивать спальные микрорайоны зданиями коммерческой недвижимости, которые потом сдавать в аренду под офисы?

Не менее фантастический способ - построить кольцевую дорогу вокруг Иркутска (как в Москве, где их есть уже три). Дорожники говорят, что старый мост можно разгрузить, если федеральная дорога будет проходить вокруг города - и транзитные водители будут объезжать наш город стороной. Также, по словам Гария Белинского, главного инженера ОАО ИркутскгипродорНИИ, иркутянам не хватает культуры вождения, многих пробок можно было бы избежать, если водители вели бы себя на дорогах более осмотрительно.

Понятно, что цена вопроса невероятно высока и будет оцениваться в миллиарды рублей - это касается и переноса центра города, и иркутского кольца.

4. Ставить в час пик регулировщиков

Кто предлагает: читатели еженедельника "Пятница", которые видели, как перед мэрскими выборами с помощью сотрудников дорожно-постовой службы была решена проблема с пробками.

Суть предложения - ставить регулировщиков с обеих сторон моста в часы пик (с 7 до 10 и с 16 до 19 часов), чтобы они управляли потоками машин.

По словам водителя крупнейшей компании такси "Шесть двоек" Юрия Балакирева, даже самые неаккуратные водители стараются вести себя на дороге более осмотрительно, когда видят человека в форме. Как нам сообщили в ГИБДД УВД Иркутска, один час работы регулировщика стоит для бюджета города 311 рублей. Соответственно, два регулировщика - 622 рубля. Плюс расходы на бензин - скажем, тысяча рублей. Неужели у нашего города не найдется пары тысяч рублей в день, чтобы в часы пик на старом мосту всегда стояли регулировщики?

Старый мост - ни одного ремонта за 70 лет

Иркутянам кажется, что старый Ангарский мост был всегда и будет еще вечно. Через него идут многие коммуникации: электричество, телефонная связь, теплотрасса. Ангарский мост - важнейшая транспортная развязка, которой пользуется каждый иркутянин.

Но, по словам Анатолия Ткача, начальника службы эксплуатации мостов Иркутска, изменить транспортные развязки и подъезды к старому мосту практически невозможно. Дороги, которые ведут на мост, не перестроишь, а движение по нему - не перенаправишь.

Более того, ситуация с мостом похожа на замкнутый круг. В следующем году мосту исполнится 70 лет. И его за все эти годы ни разу не ремонтировали. Только в конце 80-х заменили трамвайные рельсы.

- Мы не можем проводить серьезные ремонтные работы: даже если перекрыть одну линию движения на мосту, встанет весь город, - говорит Анатолий Ткач. - Текущий ремонт мы делаем ночью. Но и это создает проблемы для движения. А раздраженные водители ведут себя крайне агрессивно - чуть не сбивают наших рабочих.

- Вы согласны с тем, что старый мост не справляется с возросшим количеством транспорта в Иркутске?

- Конечно. Приведу такой пример. Наверное, вам будет вполне комфортно ездить вчетвером на "Жигулях". Но вам совсем будет неудобно это делать, если на старенькой машине поедут восемь человек и уж тем более - шестнадцать. За последнее время автомобилей в Иркутске стало намного больше, а мост - все тот же и в таком же состоянии.

Новый мост как заклинание

Чиновник любого уровня и любой администрации, комментируя транспортные пробки в Иркутске, завороженно повторяет как заклинание слова "новый мост, новый мост". Но реальность такова: по оценкам специалистов, в самом лучшем случае Иркутск получит новый мост в конце 2008 года. Так что иркутянам нужно свыкнуться с мыслью, что как минимум три года соединять транспортные потоки правого и левого берегов Ангары будет старый Ангарский мост. Как его разгрузить?

- Очевидно, что проблемы старого моста - в его небольшой ширине и в отсутствии удобных развязок, - считает Сергей Козынкин, главный инженер дирекции по строительству мостового перехода через реку Ангару в Иркутске.

Мнение изнутри пробки

- Пробку легко классифицировать. По сути дела, она состоит из двух типов: энергичных и равнодушных. В свою очередь, энергичных можно поделить на отчаявшихся и деятельных, а равнодушных - на созерцателей и обреченных. Отчаявшиеся - те, кто вдруг посреди недвигающейся пробки начинает бессмысленно гудеть; деятельные не прекращают попыток найти выход из безнадежного положения и, если пробка возникла на перекрестке, готовы выйти из машины и развести сцепившиеся машины; созерцатели слушают музыку со слабой полуулыбкой на устах, читают газету или книгу, прихорашиваются, болтают с пассажирами или по телефону; обреченные тупо глядят в одну точку с выражением наступившего конца света на лице.

Кирилл Харатьян

Способы разгрузки старого моста искали:

- заместитель председателя Комитета по строительству, архитектуре и инновационным проектам администрации Иркутска Иван Хомутинников;

- начальник Департамента по развитию коммуникационного комплекса Иркутской области Иосиф Рафаелян;

- заместитель начальника ГИБДД УВД Иркутска Сергей Панченко;

- начальник службы эксплуатации мостов Иркутска Александр Ткач;

- главный инженер ОАО ИркутскгипродорНИИ Гарий Белинский;

- таксист Юрий Балакирев;

- обозреватель "Пятницы" Андрей Колганов.

Загрузка...