Новый предмет в школах - история религии

На этой неделе министр образования Андрей Фурсенко официально заявил, что преподавание истории религии начнется в школах в следующем году. Сейчас учебник "История религии" для средней школы проходит экспертизу в центрах всех религиозных конфессий, представленных в стране.

Смотря кто преподавать будет...

Многие люди, в том числе даже представители РПЦ, восприняли намерение ввести в школьную программу историю религии с сомнением и даже с протестом. Эту тему мы обсуждаем с Владимиром Буханцовым, преподавателем философии, культурологии, социологии, доцентом, кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой гуманитарных и социальных наук Байкальского гуманитарного института.

- Если бы моему ребенку преподавали историю религии в школе, я был бы счастлив, - признался Владимир Викторович, - лишь бы что-то было в его голове доброе, разумное, вечное.

По словам Владимира Буханцова, культура человеческих взаимоотношений базируется на ценностях, которые были сформулированы еще церковью. И ничего лучше придумать невозможно. Нагорная проповедь, скрижали Моисея, предписания Корана - это все одни и те же ценности: "Не укради", "Не убий", "Не возлюби жену ближнего своего".

- Я в ведении этого предмета не вижу ничего плохого, - говорит Владимир Буханцов. - Вижу только хорошее, потому что мораль, нравственность, общая культура произрастают из религии. Это ведь не проповедь церковных догматов, а знания человеческой культуры, которая лежит в основании цивилизации. А мы оказались без руля и без ветрил. Сначала разрушили церковь, потом разрушили коммунистическую церковь, теперь ни того ни другого нет. В результате нет и нравственности. Бога нет - все дозволено. Когда-то мы должны попытаться этот пробел ликвидировать.

- С этим трудно не согласиться. Но вопрос в том, кто авторы учебника и кто будет преподавать?

- Это ключевой вопрос. Как говорил Иосиф Виссарионович: "Кадры решают все". Лично я этот учебник не видел и опасаюсь, не получилось бы так, как всегда: появляется некая дисциплина, а потом выясняется, что учебник не выдерживает критики.

- А наши школьники готовы к восприятию истории религии?

- Думаю, что да. Они готовы к честному разговору о том, почему без нравственности нормальную жизнь не построить.

Тем не менее многих родителей введение нового предмета настораживает, как бы это все не вылилось в навязывание религиозных догматов, в вовлечение в религию. Однако, по мнению Владимира Буханцова, если у человека есть свобода выбора, то в том числе и выбора, быть ему религиозным или нет.

- Нет ничего плохого в том, что ребенок будет приближаться к неким истинам, к некому совершенству. Как сказал Достоевский: "Красота спасет мир". Он понимал под этим приближение к божественной сущности. А мы находимся в таком ужасном моральном состоянии, мы деградируем, и мы боимся, когда действительно что-то разумное предлагается, только потому, что вдруг не справимся. Еще не начали, а уже одни опасения.

- Родители опасаются, что детским сознанием очень легко манипулировать...

- Манипулировать детским сознанием можно при помощи любого школьного предмета, но нас это почему-то не пугает. Другого надо опасаться. Смотрите, еще ничего не сделали, а уже кому-то отдали инициативу. Кто-то вводит учебник, кто-то будет преподавать, а родители в стороне. Что мешает им поинтересоваться, что на этих уроках будут преподавать? Придите, посмотрите, проверьте. Ведь это и есть гражданское общество. А то получается, за нас все решат, а мы, как всегда, будем пассивными овцами.

Религия не должна стать обязаловкой

Мы спросили учителей и учеников школы 21 Иркутска: "Как вы относитесь к появлению в школьной программе предмета "История религии"?"

Лидия Николаевна, и.о. директора школы:

- Мы ничего об этом не слышали. В федеральном учебном плане такого предмета нет. Если он будет вводиться, то как спецкурс или факультатив. Скорее всего, для учащихся гуманитарных классов. Это будет только с согласия конкретной школы. И я думаю, что историю религии логичнее было бы изучать в рамках обществоведения.

Лилия Михайловна, учитель иностранных языков:

- Нам никто раньше не запрещал проводить такие факультативные занятия, но в разумных пределах. Религия - это дело для души, а не навязывание откуда-то. Поэтому вводить предмет, навязывая, как это делали при советской власти, когда проводили антирелигиозную пропаганду, я считаю, неправильно.

Ольга Михайловна, психолог:

- Как небольшой курс я бы его приветствовала, потому что быть в курсе религий совершенно не помешает нашим старшеклассникам. Пусть это будет небольшой экскурс.

Елена Витальевна, учитель младших классов:

- В обязательном порядке такую дисциплину вводить нельзя. У меня, к примеру, в классе дети разных вероисповеданий. И мусульмане, есть и иудеи, и христиане. Поэтому, я думаю, всем изучать историю христианства (а я думаю, что основной упор будет сделан на христианство) неинтересно и нельзя.

Катя, ученица 9-го класса:

- Я - против. Мне кажется, что это неинтересно, лично для меня. У нас и так много уроков, а тут еще религия. Мне кажется, мешать будет.

Ксюша, ученица 9-го класса:

- Если религии изучать - то да, интересно. Конечно, если не так загружать будет все это. А ислам - это в арабских странах? Да? О, тогда мне очень интересно.

Вова, ученик 9-го класса:

- История религии? Это христианство, мусульманство, буддизм? Тогда я - за. Мне интересно. Хотя я вообще математикой и физикой увлекаюсь.

Ваня:

- Наверное, это полезно нам будет. Поможет разбираться в жизни и ориентироваться. Узнавать, почему люди такие разные. Их убеждения и обычаи, соответственно, тоже.


Метки:
baikalpress_id:  27 969