В Иркутск вернулись китайские "Предки"

В Иркутский областной художественный музей наконец-то вернулся с длительной реставрации древний китайский свиток, который из-за своего содержимого представляет немалую ценность. Чем же так знаменито и ценно это панно? Что именно изображено на картине и почему китайская реликвия находится у нас, узнавал корреспондент "Пятницы".

Свиток представляет собой огромный китайский групповой портрет, на котором изображены члены одной семьи. По размеру он примерно 2x1,5 метра. Официальное название "Предки". Композиция портрета состоит из трех ярусов
— рядов изображенных людей. Кроме этого свитка в музее хранится еще 3 таких же (приходящихся на XVI, XVII и XVIII века), но этот особенный — только что отреставрированный портрет является заключительным в данной серии. Датируется он концом XIX — началом XX века. Он представляет большую культурную и историческую ценность в изучении китайского народного искусства и их древних традиций.

Кто эти люди и почему китайские художники рисовали именно их портрет? Рассказывает научный сотрудник художественного музея Анастасия Попрядухина:

— На портрете изображены очень популярные для того времени в Китае люди. Все они члены одной семьи. На них надета народная и при этом очень богатая одежда с огромным количеством вышивок и символов. Как известно, китайское искусство очень символично, и здесь это проявляется на нагрудной вышивке костюма: у всех, кроме самого старого члена семьи, вышит силуэт журавля — это означает, что изображенные на портрете люди принадлежали к династии чиновников пятого ранга, что в те времена считалось очень даже не плохим саном.

Все узоры на костюмах тщательно прорисованы, что тоже является неким символом. Также большой особенностью такого искусства является и то, что подобные портреты рисовались посмертно — то есть уже после смерти всего поколения семьи — и развешивались по тому или иному поместью. Такая традиция является очень ценной для Китая и даже считается самым настоящим главным культом предков.

— Почему же свитки китайских предков хранятся в нашем музее?

— В этом нет ничего странного. По нашим данным, они попали к нам вследствие множества давнишних экспедиций в Китай и Монголию, которые проходили именно через Иркутскую область. Таких свитков в России всего 4, и, как известно, все они хранятся у нас. Я считаю, что этим вполне можно гордиться.

Также Анастасия рассказала, что последний свиток, "Предки", реставрировался почти три года и потрачено на это было 150 000 рублей.

— Реставрация подобных реликвий очень сложна и занимает очень много времени. Все это потому, что групповые портреты выполнены в рамках техники гун би, что в переводе означает "тонкая кисть".

Это можно заметить, даже мельком взглянув на портрет, — все узоры выполнены тончайшими штрихами, настоящей китайской тушью и минеральными красителями. Усложняет реставрацию еще и то, что гравюра выполнена на традиционном для китайского искусства материале — настоящем китайском шелке, наклеенном на рисовую бумагу. Такой материал очень непривычен для российских реставраторов, ведь опыта работы с такими ценностями практически ни у кого еще не было. До отбытия на реставрацию верхний край последнего свитка был практически разрушен, что также добавило экспертам немало хлопот.

Зато сегодня у специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, где и восстанавливался последний групповой портрет, появился неоценимый опыт работы с такими древними произведениями искусства.

По словам Анастасии, остальные три портрета реставрировались в течение 42 лет, все так долго потому, что не было средств. Кстати, деньги на реставрацию последнего свитка были выделены Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. Вскоре последний свиток присоединится к своим старшим собратьям. В экспозиции его можно будет увидеть уже в декабре, к этому сроку сотрудники музея ожидают окончание выполнения заказа специальной витрины для свитка "Предки".

Метки:
baikalpress_id:  3 817
Загрузка...