Тарифы в благодатном крае

Всем известно, что в Сибирском федеральном округе сосредоточено немалое количество природных ресурсов. Особенно выделяется Иркутская область, которая занимает 15% от общей территории СФО. Не говоря уже о том, что по площади область превышает любое западноевропейское государство и на ней могли бы без труда разместиться как минимум 5—6 европейских стран. Стоит заметить, что недостаточно просто иметь на своей территории подобную кладезь минеральных и лесных ресурсов, важно суметь рационально их использовать, создавая наиболее комфортные условия в первую очередь для жизни местного населения.

Благодаря газовым, нефтяным и угольным месторождениям успешно развивается экспортно ориентированное производство, что позволяет сдерживать цены на вышеперечисленные минеральные ресурсы в нашем регионе. Что касается гидроресурсов, то последние позволяют эффективно развивать электроэнергетическую отрасль, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на энерготарифах.

Однако в настоящее время недостаточно просто использовать данные природные блага — важно оптимизировать производство, сокращать издержки и, наконец, использовать все возможности, чтобы сохранить конкурентоспособный уровень себестоимости. Это в полной мере относится и к большой энергетике. Стоит напомнить, что в этом году тарифы на энергоресурсы по сравнению с прошлым, 2004-м, остались неизменными именно благодаря активным усилиям энергетиков. Замораживание тарифов на год позволило крупным энергоемким потребителям повысить свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Кроме того, сохранение тарифов сыграло немаловажную стабилизирующую роль в то время, как ЖКХ, в процессе реформирования, переходит на новые механизмы работы, в том числе на полную оплату коммунальных услуг, на субсидии малоимущим и т.д. В этом плане опыт Иркутской области по удержанию тарифов стал уникальным.

Однако инфляция прошедшие два года не стояла на месте и по итогам 2004—2005 гг. составит около 20%. Примерно на столько и могут вырасти средние тарифы, о чем наглядно свидетельствует рост цен на топливо. К тому же, согласно принятой правительством стратегии по ликвидации субсидирования бытовых потребителей крупными промышленными гигантами, которое намерено завершиться в ближайшие 3—5 лет, рост тарифов для населения, мелких и средних предприятий будет происходить несколько быстрее. Впрочем, правительство параллельно с ликвидацией перекрестного субсидирования планирует утвердить постановление о введении так называемой социальной нормы, которая предусматривает определенный уровень энергопотребления, а все что свыше, то оплачивается уже по более высоким тарифам.

Еще одной из причин повышения тарифов, не зависящей от Иркутскэнерго, является реформирование отрасли, в ходе которой тарифы, как и виды деятельности, будут делиться на три составляющих (генерация, транспорт и сбыт). В данном случае существенной составляющей в тарифе окажется транспортировка электроэнергии для населения, что и повлечет существенный рост тарифа (ранее высокая стоимость доставки электроэнергии до бытовых и мелких потребителей нивелировалась за счет дешевой доставки по магистральным сетям до крупных предприятий).

Но в отличие от нефтяной отрасли, где на сегодняшний день ситуация с трудом поддается прогнозированию, в энергетике на 2006 год ФСТ уже утверждены предельные уровни тарифов, которые составляют от 37 до 40 копеек за 1 кВт/ч. Теперь остается только ждать решения региональной энергетической комиссии (РЭК), которая в скором времени утвердит конкретные тарифы для иркутян. Как бы то ни было, сегодня жители Приангарья могут по праву считать себя обладателями самой доступной электроэнергии по всей России. И даже с учетом изменения тарифов в сторону увеличения в 2006 году они по-прежнему будут самыми низкими в СФО, не говоря уже о всей России.

Метки:
baikalpress_id:  44 059