На регате "Кубок Байкала" рвались паруса и ломались мачты

Самая протяженная в мире гонка мира по пресной воде устроила яхтсменам нелегкое испытание

В прошлые выходные в Иркутске стартовала регата "Кубок Байкала" — самая длинная в мире гонка по пресной воде. Ее протяженность — 504 мили, или 904 км, соревнования длились более пяти суток. После завершения регаты в книгу рекордов Гиннеса будут отправлены документы, чтобы включить туда это достижение.

Это был главный старт сезона среди иркутских любителей парусного спорта. Среди любителей — потому, что профессиональных яхтсменов у нас в области нет. Есть опытные мастера своего дела, но все они имеют основную работу, не имея возможности заниматься только любимым делом. Регата стартовала в Большом Голоустном, там же мы побеседовали с президентом Байкальского крейсерского клуба Константином Волковым, в прошлом — серебряным призером Олимпиады-80 в прыжках с шестом.

- Во всем мире этот красивейший вид спорта приносит огромные деньги, — делится Константин Юрьевич, — у нас же он требует огромных затрат.

— В народе считается, что этот спорт — только для миллионеров.

— Вовсе нет. В среднем яхта стоит как хороший автомобиль, достаточно дорогой, не самый роскошный. Сколько людей у нас в Иркутске имеют хорошие автомобили? Правильно, очень много. А яхты покупают себе — единицы. Хотя никаких запредельных цен на подобные вещи у нас нет. Напротив, рынок судов у нас очень слабо развит. К примеру, яхту такого класса, как мой "Морской волк", в Иркутске можно приобрести примерно за 20 тысяч долларов. Хотя эта яхта очень быстроходная, под парусами она может развивать скорость до 15 узлов. Для непосвященных: это примерно 27 км в час. И на Западе такая лодка стоила бы не менее 50 тысяч долларов. У нас нет рынка лодок, — говорит Волков, — за границей она стоила бы не менее 50 тысяч долларов, так как развивает большую скорость и имеет большой "гардероб" (то есть много парусов - авт.). Каждый парус стоит около 2 тысяч $, а у нас всего их восемнадцать. В Иркутске такая лодка стоит около 20 тысяч $.

— Но и на такую яхту сложно заработать.

— Большинство делает так, как я. В свое время я купил убитый корпус от лодки за 5 тысяч долларов, за свой счет сделал из нее лодку и назвал ее "Лосик". Потом ее продал и купил новый корпус, который и стал основой "Морского волка".

Женский экипаж яхты "Кондор" заполучил свою лодку именно таким путем. — Раньше яхты принадлежали клубам, — рассказывают девушки, — когда клубы оказались не в состоянии содержать их, люди стали выкупать и восстанавливать лодки в плачевном состоянии. Однажды группа энтузиастов довела до ума яхту "Кондор". Эти энтузиасты и были наши мужья. Сначала они сами ходили на ней, а потом решили доверить ее нам для участия в регате "Бархатная осень —2000". Отдельного зачета у женщин не существует, и мы гоняемся наравне с мужчинами.

В "кубке Байкала" девушки участия не принимали: на такой маленькой лодке и без мужчин гонку пройти невозможно. Капитан яхты "Благовест" Владимир Пятаков полностью подтверждает мнение Волкова:

- Разумеется, в Иркутске есть немало бизнесменов, которые зарабатывают неплохие деньги и вкладывают их в свой любимый вид спорта: приобретают яхты, участвуют в гонках, а это тоже затраты. Считается, что это очень дорого: заниматься парусным спортом. Но в действительности лодка стоит как симпатичный, красивый автомобиль. А элитные яхты для отдыха и спортивные лодки имеют между собой очень мало общего. И как раз с отдыхом парусный спорт связан меньше всего. Сегодня вы будете иметь возможность увидеть, какая это сложная и тяжелая работа.

Сладкое море, священный Байкал

Лодки, которые выходят на старт в Иркутске, не имеют ничего общего с навороченными яхтами для утопающих в роскоши миллионеров. Прежде всего, на них нет никаких излишеств, вроде роскошных ковров или позолоченных канделябров. Все устройство и оборудование направлено на результат, поэтому лишний груз ни к чему. К примеру, на яхте "Мария" перед гонкой "Кубок Байкала" даже сняли тяжелый двигатель и установили менее мощный, но более легкий. Ведь по правилам, во время гонок включать двигатель запрещено, поэтому в ходе регаты он становится просто ненужным балластом. Владелец судна Геннадий Щадов, в прошлом — спортсмен, а его лодка названа в честь бабушки Ивана Михайловича Щадова. До старта еще два часа, и на яхте готовят обед. Стоило яхте посильнее качнуться на волнах, и кастрюля недоваренного супа оказывается полностью расплесканной. Ворча, повар все начинает заново, поговаривая, что во время гонки подобное станет делом обычным. Капитан "Марии" Аркадий пригласил для участия в гонке своего друга, чешского яхтсмена Иржи Тувору, которого команда дружески называет Ежик. На Байкале он второй раз, и, вернувшись в Чехию после первой поездки, с восторгом рассказывал друзьям, какие здесь пейзажи и чистая вода, и даже назвал Байкал "сладким морем". Единственное, что смутило добродушного иностранца — это жизнь в бурятских прибайкальских поселках.

- Так не живут, — расстроенно говорит он, — так нельзя. Так жили в прошлом веке.

В составе экипажа яхты "Морской волк" — тоже серьезное усиление: на помощь капитану Константину Волкову из Таганрога прибыл опытнейший Павел Чуприна, 10-кратный чемпион СССР, победитель Кубка Европы по парусному спорту. До старта еще было время, и Павел делился впечатлениями, попутно давая распоряжения команде:

— Вода есть? Воды достаточно взяли?

В ответ звучит дружный смех, и Павел спохватывается:

— Ах, и правда. Все забываю, что мы на Байкале. Вообще-то для меня стало недешевым удовольствием — приехать сюда, на эту гонку. На дорогу потратил столько, что мог съездить отдохнуть за границу. Но оно того стоит.

Наконец "Благовест" отправился к месту старта. Ветер, скорость которого еще недавно держалась в пределах 10—12 метров, значительно усилился. К моменту начала гонки приборы показывали около 20 метров в секунду. Яхтсмены по опыту знают: чем дальше от берега, тем сильнее будут порывы. Одна за другой яхты вышли из бухты. Журналистов на судах сопровождения с самым серьезным видом предупредили: если кому-то не повезет свалиться за борт, лучше сразу выдыхать воздух из легких и идти на дно, чтобы не мучиться. Потому что поднять человека из волн в такую погоду практически невозможно. Яхта заваливается то на один борт, то на другой. На волны, захлестывающие через борт, уже никто не обращает внимания. Зрители, сидевшие на палубе, вцепившись покрепче в разные детали оснастки, вымокли в считанные минуты. Суда — участники гонки выстроились перед линией старта, ожидая сигнала. Наконец в воздух поднимается зеленая ракета — можно стартовать. Участникам регаты надо обойти стартовый буй. После чего суда, сильно накренившись из-за бокового ветра, устремляются на противоположную сторону Байкала. Там — второй контрольный буй. Его также предстоит обойти, но на берег участники сходить не станут, а пойдут дальше. При удачном раскладе от старта до финиша пройдет не меньше пяти дней. Но в такую погоду гонка может занять дней шесть, а то и больше.

Уже через два дня от девяти яхт-участниц гонку продолжали только семь. Сначала по техническим причинам сошла "Сцилла", затем "Эврика". В первые дни регаты лидировал "Благовест", который уже несколько раз выигрывал Кубок Байкала, но на четвертый день в лидеры выбился "Морской волк". А замыкали гонку небольшие яхты "Синильга" и "Мария", которые к этому времени отстали от основной группы на шесть часов и были даже не видны идущим впереди остальным участникам. На следующий день пришло сообщение: лидеры гонки прошли пролив Малое море. Впереди яхты "Благовест" и "Морской волк", далее "Нептун", "Эверест", "Ника". "Синильга" и "Мария" отстали. "Ника" потеряла спинакер и идет под гротом и гануей. Настроение у всех боевое. Осталось обогнуть знак п. Бабушкин и финишировать в п. Большом Голоустном. Ожидается ухудшение погоды. Видимо, ухудшение было серьезным, потому что чуть позже сообщили: у яхты "Морской волк" сломана мачта и яхта "Благовест" сопровождает ее в поселок Бугульдейка. Вот такая непредсказуемая гонка.

Итоги регаты

Уникальная гонка завершилась весьма неожиданно. Яхта "Морской волк", которая шла в числе лидеров гонки, потерпела аварию: у нее оказалась сломана мачта. Отбуксировать яхту к берегу оказалось по силам только "Благовесту", который также был фаворитом гонки. Капитан "Благовеста" Владимир Пятков немедленно пришел на помощь, хотя до победы ему оставались считанные часы. Капитан "Морского волка" Константин Волков сказал по этому поводу: "Я был бы плохим капитаном, если бы отказался от этой помощи".

Кубок "Морского волка" разыгрывался среди небольших лодок, таких в гонке было три. Так как "Морской волк" сошел, а "Мария" пришла последней, приз должен был достаться яхте "Синильга". Но на старте эта яхта нарушила правила, поэтому вручать ей награду было бы не совсем справедливо. И Кубок "Морского волка" достался "Благовесту": за дружбу, отзывчивость и взаимовыручку.

Первое место в общем зачете досталось экипажу яхты "Нептун".

Метки:
baikalpress_id:  3 772