Страшный сон проводницы — отстать от поезда

7 августа — День железнодорожника. Железную дорогу часто называют кровеносной системой страны. Но держится она отнюдь не на железных рельсах, а скорее на тех людях, кто преданно служит этой системе. Некоторые из них проводят в дороге больше половины жизни, в постоянной разлуке с родными и детьми. Чаще всего им так и не удается устроить личную жизнь. Любовь Ильина проработала проводником, а потом — начальником поезда 32 года.

Проводник — это не филолог

Люба Ильина пришла на железную дорогу сразу после окончания школы.

— Моя сестра, закончившая филфак, тогда получила первую зарплату — 90 рублей, а я в тот же месяц получила 300. Помню, сестра жаловалась всем: "У меня одна сестра — шоферка, трамвай водит, вторая (это я) — уборщица на колесах. И больше меня зарабатывают".

Неблагодарные пассажиры

В дороге случается разное. Бывает, сядет в поезд человек больной, которому и двигаться-то тяжело, а на его место продали уже кому-то билет. Нижние полки заняты, наверх он лечь не может. Пассажиры свое место уступать не хотят: "А чего это ради-то? Мы купили билеты на эти места за свои деньги!" Кто же, получается, виноват? Кассир? Нет, проводник. И полетели в дирекцию дороги жалобы. Пока бедная проводница мечется по другим вагонам, выпрашивая местечко для недовольного пассажира, он сочиняет на нее кляузу.

— А вы знаете, какой самый страшный сон мне до сих пор снится? — спрашивает Любовь Николаевна. — Что я отстала от поезда. Представьте: твой поезд ушел, а ты стоишь на перроне, и сердце у тебя обрывается. Думаешь, выгонят — ладно, Бог с ним, но ведь вагон остался открытым, а вдруг кто-то из пассажиров выпадет и убьется?

Только моряков ждут месяцами

Женщин-проводников с таким стажем, как у Любови Николаевны, на дороге мало. Кто же будет пожизненно работать вахтовым методом: восемь суток в поездке, восемь дома? Это моряков жены месяцами дома ждут, а женщин-проводниц по две недели мужики ждать дома не хотят. Так получилось, что она осталась одна с двумя маленькими детьми. Хорошо, что мама помогала.

— Я всю жизнь мать-одиночка. В поездку собираюсь, все детские вещички перестираю, выглажу, платьица на вешалки развешаю, трусики-маечки стопочкой сложу, чтобы мама взяла готовое, детей одела и в садик отвела.

С мамой Любовь Ильина прожила сорок три года. Она помогла ей детей вырастить. Поэтому и в отпуск она никогда никуда не ездила, давала возможность маме отдохнуть.

— Дети у меня выросли хорошие, теперь надо внуков поднимать.

На вопрос о том, любит ли она свою работу, Любовь Николаевна отвечает однозначно:

— Я больше нигде работать не смогу. Под шум колес я быстрее засыпаю. Вот стоим на станции, я верчусь, никак заснуть не могу, только поехали — и я засыпаю.

Раньше шум дороги сильно отражался на слухе. В молодости сестра после поездок упрекала Любу: "Что ты так орешь, как будто с другим городом разговариваешь?" Потом наступила адаптация, человек ко всему привыкает, и к шуму тоже.

Деньги легко никому не даются. Самая неприятная часть работы проводников — уборка туалетов. И никуда от этого не уйдешь.

"Приходилось убирать такую грязь, от которой другого бы вывернуло, — рассказывает Любовь Ильина. — От чистоты ведь зависит настроение пассажиров, поэтому я стараюсь, чтобы в моем вагоне было идеально чисто. Билеты на поезд сейчас дорогие, надо сделать так, чтобы человек ехал и получал от поездки только удовольствие".

Простые мечты

Когда спрашиваешь, о чем мечтает проводница Любовь Ильина, она на минуту задумывается:

— Я мечтаю мелких своих вырастить: старшему внуку, Сережке, шесть, а младшему, Славе, три годика, они со мной живут. Приезжаю из поездки, они сразу в сумку: "Баба, че привезла?" Вот бы мне еще хоть лет восемь на дороге поработать, я бы больше ни о чем и не мечтала.

  • На Восточно-Сибирской железной дороге сегодня работает 835 кадровых проводников, 85% из них — женщины. Средний стаж работы проводников — 10 лет. На ВСЖД проводниками работают 60 семейных пар.

Как стать проводником?

Нужно иметь среднее образование и пройти специальные курсы. Все проводники обязательно проходят медкомиссию. Один раз в три месяца проводники сдают анализы крови и проходят осмотр у врачей-специалистов. Полное медицинское обследование каждый кадровый работник обязан проходить раз в год. С каждым годом повышаются требования к состоянию здоровья проводников: серьезные ограничения существуют по зрению и по другим параметрам.

Метки:
baikalpress_id:  27 795
Загрузка...