Стометровка без сигарет

Все табачные киоски, расположенные возле школ в Иркутске, сменили торговый ассортимент — начал действовать Закон "Об ограничении курения табака", запрещающий продажу сигарет в 100 метрах от образовательных учреждений. Теперь киоски крупных торговых сетей "Дело-табак" и "Табакерка" вместо сигарет под завязку забиты чипсами, чупа-чупсами и пивом. Сейчас им впору называться "Школьная радость" или "Дело-пиво". О том, какой ущерб понесли продавцы табака и действительно ли школьники перестали курить, узнавал корреспондент "Пятницы".

До вступления в силу постановления главного санитарного врача России в Иркутске было около сотни торговых точек, в которых продажа табака не соответствовала новым нормам закона. Все они должны были либо перестать продавать сигареты, либо вообще закрыться. Несомненно, предприниматели заранее подсчитали свои предполагаемые убытки.

— Люди уже привыкают, что мы не продаем сигареты, — поделилась наблюдением продавец киоска "Дело-табак" на остановке "23-я школа". — А вначале спрашивали: "Куда вы дели сигареты?" Зато школьники теперь не просят продать сигареты поштучно.

Тонкостей в нормах торговли в киосках и до того было немало. Например, нельзя было ставить ларек ближе 3 метров от дороги и ближе 25 метров от жилых домов и предприятий общепита. Теперь у владельцев киосков стало одним запретом больше: на торговлю табачными изделиями ближе 100 метров от школ. Предпринимателей такое положение дел совсем не радует. Длина квартала в Иркутске в среднем составляет 150 метров. При этом практически везде есть колледжи, вузы или школы. И именно киоскеров, как правило, обвиняют в том, что они продают сигареты школьникам. Продавцы киосков, в свою очередь, перекладывают ответственность на других.

— А вы подумайте о добрых бабушках, которые законов не читали и продают сигареты даже детям, — сказала мне киоскерша другой точки сети "Дело-табак", — нам-то начальство запрещает, мы боимся. А вот они нет. И продавцы других киосков — тоже нет.

— У нас после этой поправки доходы упали на четверть, — поделилась мнением продавец павильона у школы N 15, — сигареты огромным спросом пользуются. А теперь люди спрашивают, мы им говорим "нет", они разворачиваются и уходят искать их в другое место. И получится, что кому-то эта поправка принесет прибыль, а нам убытки.

"Не продают, гады, сигареты, не смог купить"

Закрытие табачных киосков — это решение только маленькой части проблемы. Нужно, чтобы все продавцы перестали продавать детям сигареты.

Лишь треть продавцов киосков не продает сигареты подросткам. Остальные сидят на процентах и не гнушаются такой прибылью.

— Продавцы приводят массу оправданий, — говорит Татьяна Маркичева, директор общественного совета "Твой выбор", организации, направленной на позитивное развитие молодежи (именно "Твой выбор" тщательно следит за тем, как выполняется закон в российских городах. — Авт). Основное из них: "Наш доход зависит от выручки, поэтому мы не смотрим, кто там просит сигарету". Есть и другие: "Окошко низко, лица не вижу, продаю только знакомым или незнакомым". Мотивов много, вплоть до абсурдных. А у молодых продавщиц еще и снижен порог ответственности, поэтому они вообще не затрудняют себя какими-либо объяснениями.

Поэтому организация "Твой выбор" недавно провела в Иркутске тренинг для продавцов табачных изделий: их убеждали не продавать сигареты подросткам. По признанию организаторов, тренинг может подействовать только на тех, кто и не горел желанием сбыть сигареты малолетним, а просто не знал, как отказывать.

— Многие продавцы стесняются отказать, — говорит Татьяна Маркевич, — нашей задачей было научить их это делать. Мы делали упор на то, что почти все продавцы — женщины, а значит, либо уже матери, либо будут ими. Мы говорили им: ваши дети, возможно, сейчас покупают в другом киоске сигареты. Или будут покупать. Это действует.

— По-вашему, есть толк в том, что киоски отодвинули от школ?

— Небольшой. Эффект будет только при стопроцентном отказе продавцов. Ребенок настроен сиюминутно: ему надо все и сразу. А если ему откажутся продать сигареты в одном месте, другом и третьем, он устанет и переключится на другую цель. И даже перед сверстниками, которые на него давят своим авторитетом, у него будет уважительное оправдание: "не продают, гады, сигареты, не смог купить".

Уберите сначала табачную рекламу

Это, между прочим, мнение не какого-нибудь праздного философа, а личное высказывание руководителя розничной сети киосков "Дело-табак" Игоря Кокоурова.

— Непонятно одно, — говорит Игорь Николаевич. — Если в законе четко прописано не продавать сигареты детям до 18 лет, зачем придумывать еще какие-то "стометровки" (речь об удалении мест продажи сигарет на 100 метров от школ. — Авт.)? Мои продавцы и до этого не продавали сигареты детям, а если пара ларьков среднего предпринимателя делала это раньше, то не прекратит и сейчас.

— А вы почему не продавали? Тоже будете об убеждениях говорить?

— Честно? Меня городские власти просто попросили: Игорь, не продавай. Я сказал — вопросов нет. И своим продавцам четко объяснил: узнаю, что продаете, — вкачу солидный штраф, а в следующий раз сразу уволю без вопросов.

— Сколько у вас киосков в городе и сколько пришлось "переквалифицировать"?

— У нас 120 торговых точек, в 10 из них пришлось убрать сигареты.

— Значит, убытков у вас немного?

— Как сказать. Если бы не другие виды деятельности, помимо продажи табака, эта "стометровая" поправка могла бы наделать нам неприятностей. Те киоски, из которых пришлось убрать сигареты, стоят в самых оживленных местах, в центре. А там, как нарочно, школы. Мы потеряли 25% доходов.

— У вас дети есть? Они курят?

— Сын взрослый. Не курит. Почему — не знаю. Но я знаю, почему дети курят. Потому что на плотине ГЭС каждый второй баннер — с рекламой табака. Потому что в глянцевых журналах каждая вторая реклама — сигаретная. Это круто, это модно! Что толку запрещать курить, когда соблазн все время рядом и этот товар постоянно хвалят. Запретите рекламу табака, как поступили с пивом. Уберите баннеры с видного места. Нам, производителям и продавцам сигарет, хватит и тех курильщиков, что уже есть. Нам не надо новых в лице детей.

О каких законах речь?

В среду утром я в очередной раз наблюдал, как на моей остановке в неблагополучном районе подросток лет одиннадцати покупал две штучки L&M. Ему дали без разговоров. В этом ларьке школьникам никогда не отказывают. Школа под боком, но, к сожалению, чуть дальше ста метров, а если бы была ближе, точно знаю — как продавали, так и продавали бы. На окошке табличка: "Мы не продаем сигареты лицам до 18 лет. Это закон!" А может, просто насмешка над законом?

— Тебе здесь все время сигареты продают? — заговорщицким тоном, чтобы не спугнуть, задаю вопрос.

— Ну да, — стреляя глазами, отвечает пацан.

— А ты знаешь, что нельзя? Закон такой есть.

— Ну, знаю. Ну и че, у нас все курят, и я курю.

— А если сигареты из этого киоска уберут?

Секундное размышление.

— Ну так и че, вон там через дорогу другой ларек есть. Там тоже штуками продают.

К чему после этого тренинги? К чему "стометровки"? К чему законы?

Метки:
baikalpress_id:  3 510
Загрузка...