За руль — с 16 лет

МВД России рассматривает возможность снижения возрастного ценза для получения водительского удостоверения. Не исключено, что в будущем получить права можно будет уже в 16 лет.

Подростку не место за рулем

Комментарий дает инспектор ДПС старшина милиции Иван Добровольский.

— Давать водительские права шестнадцатилетним — это полный абсурд. Судите сами. В этом возрасте человек еще не владеет собой, не может адекватно оценить ситуацию на дороге. В то же время у него завышенная самооценка, повышенные требования к окружающим. В подростковом возрасте парень стремится доказать своей девушке, что он самый крутой, блеснуть перед друзьями навороченным автомобилем, из которого можно выжать любую скорость. И хотя большинство водителей у нас на дорогах — зрелого возраста, именно молодежь часто совершает аварии.

— Есть ли какие-то цифры, говорящие о том, что подростку не место за рулем?

— Мы ведем статистику по несовершеннолетним правонарушителям. Все они задержаны без водительских удостоверений. Кроме того, большинство в нетрезвом виде. Вдобавок ко всему они нарушают такие правила движения: едут на красный свет, отказываются пропускать автомобили, которые по правилам должны ехать первыми, совершают недопустимые обгоны. В январе 2005 года таких подростков-нарушителей в городе было 10 человек, в феврале — 16, в марте — 25, в апреле — 34, в мае — 46. Только за июнь мы задержали 27 подростков без водительских прав, и 12 человек находились за рулем в нетрезвом состоянии.

— На каких машинах по городу разъезжает молодежь?

— Надо учесть, что на "Запорожцах" они не ездят. Большинство садятся за руль иномарок, скоростных машин, подаренных добрыми родителями или просто оставленных без присмотра. Подростки не могут оценить возможности своего автомобиля и оценить свои силы. Начинают обгонять. Или, стоя на перекрестке под знаком "Уступи дорогу", никак на этот призыв не реагируют и, выезжая на перекресток, подставляют свой автомобиль встречному потоку.

— Может ли подросток сам нести ответственность за ДТП?

— Платить штрафы в инспекцию ГАИ сыновья обычно приходят вместе с мамами. Мальчик такой весь скромный стоит, глазки потупив, а мама переходит в наступление: как так, вы моего сына наказали! Ей объясняешь, что существуют правила дорожного движения. Мама начинает упрашивать инспектора пожалеть ее ребеночка и строго не наказывать, сыночку ведь ездить надо. Родительская любовь слепа, мама не понимает, что, выезжая на дорогу, ее сыночек становится равноправным участником дорожного движения. И он должен выполнять правила дорожного движения, которые являются обязательными для всех.

— Как объяснить родителям, что машина в качестве подарка любимому чаду может стать орудием в руках сумасшедшего?

— Папины сыночки, получив в подарок дорогую машину, вовсе не понимают ее ценности, не понимают того, что она является источником повышенной опасности. Они считают машину своей новой игрушкой. Бравируют перед девушками, не понимая, что, даже если сами смогут как-то выкрутиться, они станут причиной смерти ни в чем не повинных людей. И статистика утверждает, что обычно подросток-водитель остается жив, а пассажиры попадают на больничную койку. Подростки ведь одни не ездят. Они всегда катают по городу девочек или нетрезвых приятелей. Выезжали на съемки как-то ночью: водитель-мальчик лет 20 снес на своем спринтере две кирпичные опоры забора ИВВАИУ, остался жив и невредим. А две девчонки, которых он взялся прокатить, погибли. У подростков нет чувства опасности.

— Как вы считаете, в каком возрасте можно выдавать водительские права?

— Исходя из личного жизненного опыта я считаю, что человек осознанно ведет себя за рулем после двадцати семи лет. Когда появляется у человека чувство опасности. Разрешать подросткам садиться за руль категорически нельзя.

Выдавать можно, но не всем

Мы спросили у иркутян: можно ли выдавать права шестнадцатилетним подросткам?

Анна Ивановна:

— Все зависит от умственных способностей ребенка. Вот у меня внук — отличник, закончил университет, аспирантуру и сейчас едет в Америку учиться. Ему и вождение машины можно доверить. Но люди все разные, надо к каждому индивидуально подходить.

Ольга Борисовна:

— Подростки бывают разные. Бывает, что в шестнадцать лет человек созрел, ему можно за руль сесть. Каждый родитель пусть сам решает, можно его ребенку выезжать на дорогу или нет. Ведь шестнадцать лет — это немало. И потом, в случае аварии платить будут родители, вот они пусть и думают. За границей же как-то ездят.

Таисия Андреевна:

— Нет, в шестнадцать лет еще рано выдавать водительские права. В восемнадцать лет можно, и то не всем. Смотрите, сколько наркоманов у нас сейчас! Ведь по дорогам невозможно ездить. Дети не созрели еще. Недавно я видела такую страшную аварию, два человека погибли. Машины сейчас такие скоростные, они просто неудержимые. А подросток не сможет вовремя оценить ситуацию и остановиться. Им это не дано еще, выдержки нет.

Андрей:

— Сейчас поколение другое. Я в 14 лет уже на комбайне работал и трактор водил. Но мы были серьезнее и ответственнее. У городской молодежи дурость в голове, им скорость нужна. А в результате — трупы и материальный ущерб. Водительские права надо выдавать в двадцать, а то и в двадцать пять лет.

Валерий Филиппович:

— Да хоть с пяти лет, мне-то что до этого? Я в 21 сел за руль. Так что и в шестнадцать можно выдавать права, наверное.

Олег:

— Да выдавали бы права вместе с паспортом. Или нет, лучше сразу при рождении: свидетельство о рождении и водительские права. Нет, ну что смеяться-то? Нужны хоть какие-то ограничения! Человек приобретает статус юридического лица только в восемнадцать лет. А до этого с него взятки гладки. Вот задавит он кого-нибудь на дороге, а его даже посадить за это не смогут. Это ерунда полная!

Метки:
baikalpress_id:  26 034