Когда в Иркутске станет легче дышать?

Заплатив один раз штраф, можно дальше использовать машину, загрязняющую воздух в городе

С 10 мая по 1 октября в Иркутске регулярно проходят рейды по замеру выбросов автомобильного транспорта. Рейды проходят на всех основных транспортных магистралях города. 20 июня специально оборудованная машина ГИБДД тестировала машины на въезде в Ново-Ленино. В рейде принял участие корреспондент "Пятницы".

Вы пойдете к врачу, если у вас ничего не болит?

Наверное, нет в Иркутске ни одного человека, кто хотя бы раз не попадал в пробку на старом Ангарском мосту или на плотине ГЭС. Особенно тяжело торчать в пробке летом. Зной раскаляет крыши автомобилей и асфальт под колесами. Водители и пассажиры открывают окна машин, но вместо воздуха в салоны автомобилей проникают едкие, удушливые газы.

Очистить атмосферу Иркутска и навести порядок в этой сфере взялись администрация города Иркутска совместно с ГИБДД и с Департаментом по охране окружающей среды администрации Иркутской области. Вооружившись бейсболками с надписью "Мы за чистый город" и респираторами, волонтеры останавливали проезжавшие мимо машины и делали контрольные замеры.

Каждому водителю приходилось шесть раз до отказа надавить на педаль газа, чтобы выбросить из выхлопной трубы накопившуюся сажу, а потом еще четыре раза прогазовать, чтобы можно было специальными приборами измерить дымность и содержание вредных газов.

Только в мае этого года на дымность и токсичность отработанных газов были проверены 835 машин, оштрафованы за загрязнение атмосферы в городе 96 водителей. На вопрос, почему водители сами не побеспокоились о безопасности выхлопов, один пожилой шофер ответил:

— А вы пойдете к врачу, если у вас ничего не болит? Зачем мне еще машину проверять? Я в октябре и техосмотр прошел, и диагностику — все было нормально. И тут вдруг на тебе — штраф плати!

Я штраф платить не буду!

Почти все водители остановленных гаишниками машин пребывали в недоумении: не нарушали правил, не превышали скорости, техосмотр имеется. За что же нас задерживают?

— Я вообще не буду штраф платить! — возмущается водитель автомобиля "Тойота-Таун-Айс" Евгений. — Я что, правила нарушил?

Узнав, что он действительно нарушил правила, только ту их часть, где говорится о вредных выхлопах, водитель "Тойоты" начинает еще больше возмущаться:

— Да я фильтры эти недавно сменил, масло новое, техосмотр прошел. Что надо еще? Машина у меня сборная, год выпуска 1991-й, а двигатель я покупал в этом году, ГАИ оформила его!..

Инспектор ГИБДД Олег Федорков терпеливо объясняет водителю, что существуют ГОСТы, по которым вредные выхлопы машин с бензиновыми двигателями не должны превышать предельно допустимых концентраций. Допустимая дымность отработавших газов не должна превышать 40%, а содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопной трубе не должно быть выше 3,5.

Однако водитель "Тойоты" никак не может понять, в чем его вина:

— Если бы у меня был такой приборчик, я бы измерил выхлопные газы сам!

Но и этот довод инспектором ГИБДД не принимается. Оказывается, приборы для измерения дымности и содержания вредных газов продаются рядом, в специализированном магазине на "Подстанции". Придется несговорчивому водителю заполнять протокол и выяснять отношения с начальником ГИБДД Ленинского района.

Наша соляра ни в какие ГОСТы не лезет!

О причинах загазованности городских улиц очень быстро узнаешь от огорченных водителей, оштрафованных на сотню рублей. Пенсионер из Мамон, Валерий Астафьевич, водитель с 50-летним стажем, ездит на красной "Ниве" 1988 года выпуска:

— Я техосмотр прошел в июле 2004 года, мне никто не сказал, что двигатель плохо работает. Триста рублей отдал и поехал! — говорит Валерий Астафьевич. — Сам знаю: ускоритель у меня заржавел, машина на подсосе работает. Да где я новый двигатель возьму?..

Геннадий Петрович из Харат вообще объяснил дымность своей машины тем, что "не хватило бензина до города доехать". И он залил бензин с маслом. Думал до заправки дотянуть, да нарвался на проверку. Его жигуленку 12 лет, и причина чрезмерных выхлопов также кроется в неисправности двигателя.

— Обычно водитель сам заинтересован в том, чтобы двигатель работал. Если дымит выхлопная труба, значит, есть неисправность, — поясняет каждому водителю госинспектор Олег Федорков. — Или воздушные фильтры надо менять, или поршневые кольца изношены. Может, зажигание барахлит или карбюратор надо смотреть. Нормальный водитель сразу будет устранять неисправность. Кому хочется нарваться на штраф?

Водитель КамАЗа из микрорайона Зеленого Евгений Александрович согласился заплатить штраф за выхлопные газы сразу. Его КамАЗ 1986 года выпуска.

— Да он как новый еще везет! — заступился за свой "танк" Евгений Александрович, — А вот наша соляра (это все знают!) ни в какие ГОСТы не лезет. Бензин еще туда-сюда, хоть под какие-то ГОСТы подходит, а соляра — ни под какие! Пока будут некачественные бензин и соляра — ничего не изменится.

Дмитрий Евгеньевич, водитель мини-грузовика Nissan-Atlas, поддержал его:

— Почти на всех наших заправках топливо некачественное. Один раз зальешься — ничего, но нередко бывает иначе. Меньше месяца назад залил бензина полный бак, еду, смотрю — как битумом заправился! За машиной черный дым тянется. Корейские фильтры сейчас ставят, так и они не выдерживают. Карбюратор из-за такой заправки чуть не каждый месяц разбирать и чистить приходится.

Из первых десяти проверенных машин только КамАЗ Ангарской птицефабрики (водитель Гаврилов) сразу покинул площадку. У этого грузовика единственного все оказалось в норме.

Когда дышать станет легче?

Стоять на дороге в жару, когда под ногами плавится асфальт, и вдыхать выхлопные газы проезжающих мимо машин — удовольствие не из приятных. Девушки из городской администрации, помогавшие гаишникам проводить рейд, измеряли содержание вредных веществ в отработанных газах автомобилей, вооружившись респираторами. Инспектор ДПС лейтенант Сергей Чернышов измерял дымность. Площадка, где проходил рейд, быстро наполнилась отработанной сажей и "ароматами" выхлопных газов.

Самыми вредными в отношении выбросов удушающих газов в атмосферу оказались старые КамАЗы, а также маршрутки марок "Азиа-Топик" и "Хундай-Грейс".

— Машины старые, это во-первых, — объясняет лейтенант Олег Федорков, госинспектор ДПС, — а во-вторых, владельцам таких маршруток выгодно, заплатив копейки за старое, отработавшее свое транспортное средство, иметь большую выручку. А должно быть все наоборот. Но это уже не мы решаем.

Как же сделать так, чтобы владельцам старых маршруток было невыгодно зарабатывать деньги на таких изношенных машинах? Выход один: штрафовать. И не раз в год во время очередного рейда, а каждый день. Ведь даже безобидный административный штраф в сто рублей вырастает до 300 рублей для злостных нарушителей, то есть для тех, кто попался с неисправным двигателем два раза и более.

Когда будет влетать в копеечку каждый рейс по городу, тогда и владелец старых маршруток задумается — а стоит ли платить такие штрафы? Кстати, по этому пути давно уже идут все цивилизованные страны. Даже в таких мегаполисах, как Нью-Йорк, в самом центре города устроены парки, где скачут по деревьям ручные белки и бродят пятнистые олени. Штрафы за выхлопные газы там составляют несколько месячных зарплат банковского служащего.

Что же мешает нам навести порядок в городе? Наверное, только лень и нежелание дорожных служб исполнять свои прямые обязанности. Не рейды по охране атмосферы нужно проводить, а сделать это ежедневной рутинной работой. Только тогда нам станет легче дышать.

  • Из первых десяти проверенных машин только КАМАЗ Ангарской птицефабрики сразу покинул площадку. У этого грузовика единственного все оказалось в норме.
  • Каждому водителю приходилоь шесть раз до отказа надавить на педаль газа, чтобы выбросить из выхлопной трубы накопившуюся сажу, а потом еще четыре раза прогазовать, чтобы можно было специальными приборами измерить дымность и содержание вредных газов.
  • Самыми вредными в отношении выбросов удушающих газов в атмосферу оказались старые КАМАЗы, а также — маршрутки марок Азиа-Топик и Хундай-Грейс.
  • Согласно ГОСТу количество неотработанного топлива в выхлопах автомобиля должно составлять не более 40%. Определить соответствие автомобиля установленным нормам можно с помощью специальных приборов — дымометров.
  • Всего в 2005 году отдел охраны окружающей среды провел пять рейдов, во время которых проверил 225 единиц транспорта. Из них не соответствовали нормам 68 автомобилей с дизельным двигателем и 23 — с карбюраторным. Среди неисправных машин было 25 маршрутных такси.
  • В целом за пять месяцев 2005 года сотрудниками ГИБДД было проверено 3395 автомобилей. Выяснилось, что выхлопы 505 из них превышают нормы дымности и токсичности. Запрещена эксплуатация 433 машин, к административной ответственности привлечено 419 водителей и семь должностных лиц.

Метки:
baikalpress_id:  3 267