Листья пестрые над городом кружатся

Большинство рекламных листовок, которые раздают у торговых центров, тут же оказываются на земле

Наверняка каждому из вас приходилось принимать из рук навязчивых промоутеров* рекламные листовки, флаеры**, буклеты, например, на улице Урицкого. Читали вы их? Скорее всего, нет — сразу выкинули в урну, а то и мимо урны. Если собрать все выброшенные за месяц флаеры в одну кучу, то получится многотонная кипа бумаги.

Проблема зародилась еще до нашей эры

История рекламы уходит корнями в далекое прошлое. Одним из древнейших письменных рекламных текстов принято считать древнеегипетский плакат-объявление (датируемый 3320 г. до н.э.) нескольких торговцев, написанный слоновой костью: "Дешев, очень дешев в этом году благородный рог исполинов девственных лесов и долин Экехто. Идите ко мне, жители Мемфиса, подивитесь, полюбуйтесь и купите".

В Древней Греции существовали городские глашатаи
(что-то вроде современных промоутеров). Людям платили за то, что они ходили по улицам городов и извещали горожан о важных новостях и событиях в общественной жизни.

Первое из известных печатных рекламных объявлений появилось в 1473 г. в Англии. В этом году английский печатник Вильям Кокстон отпечатал и распространил листовку, привлекавшую внимание потенциальных покупателей к опубликованной им книге духовного содержания.

В Российской империи широкое распространение печатной рекламы товара началось только в XIX столетии.

То ли урн мало, то ли мы такие

Самая известная торговая улица в городе — это Урицкого. За день через нее проходят тысячи человек. Не воспользоваться таким потоком людей для распространителей рекламных листовок — просто грех.

Люди спешат через Урицкого по своим делам, а тут навстречу улыбающаяся девушка молча протягивает вам листок. Как не взять? Тем более что отступать некуда, останавливаться некогда, вникать не хочется. Взял рекламу, мельком взглянул на нее: "Приходите! Мы открылись!" — сообщает нам листок. Неинтересно — значит, нужно выбросить.

Вот и сыплются флаеры, проходя через конвейер рук, на дороги, тротуары, ступени и пол магазинов. И никому до этого дела нет, страдают только уборщицы и дворники.

Урны на Урицкого есть, тут уж не поспоришь. Мало или много — кому как, но рекламные листовки почему-то все равно разбросаны повсюду: бумага легкая, а потому чаще всего просто недолетает до мусорного бака. С меткостью тоже не у всех все благополучно, да и вообще — зачем напрягаться?

Урицкого, 20.00

Часов в восемь вечера Урицкого пустеет — торговцы расходятся, люди из центра разъезжаются по своим районам. Остается только мусор, в том числе множество флаеров.

Сегодня улица в бело-голубых пятнах, завтра в
красно-черных — в зависимости от того, какого цвета были раздаваемые сегодня днем листовки.

"Не будем же мы подбирать?!"

Студентки одного из колледжей Иркутска (будущие рекламные агенты) вышли на практику. Первое задание — раздача флаеров на Урицкого.

— Мы пришли сегодня именно сюда, потому что здесь хорошая проходимость, а значит, раздать листовки будет легче, чем, например, в сквере Кирова, — объясняют будущие рекламщицы.

— А вы видите, что ваши листовки народ сразу же выбрасывает?

— Ну да. А что поделаешь? Специально, чтобы флаер подольше задержался в руках, на обратной стороне мы напечатали расписание электричек. Некоторые из-за этого оставят листок — и фирме хорошо, и клиент потенциальный появляется, и расписание электричек имеется, и дворнику меньше работы.

Но все равно выбрасывают больше, чем оставляют. У нас еще люди такие... Некоторые даже рядом с урной будут проходить, а бросят все равно на асфальт.

— Ругаются на вас дворники?

— Мы с ними не сталкиваемся, но не собирать же нам самим эти листовки. Наша работа — раздать, а у дворников — собрать. Обидно только, что не ценят труд уборщиков.

— Виноватыми себя не чувствуете?

— Да нет, не мы виноваты.

Уборщики сердятся, но убирают

С крыльца "Детского мира" сметает мусор и бумаги Валентина Иннокентьевна, уборщица магазина.

— Тут весь день снуют молодые парни и девушки в фирменных футболках, кепках. Раздают рекламные листы. Люди берут, чуть-чуть отходят и бросают. У нас к концу дня весь магазин засыпан этими флаерами, или как их там называют.

Я днем несколько раз на улицу выхожу, чтобы свою территорию подмести. А дворники приходят сюда в 4—5 утра, машинами выметают, а в уголках метлами.

— Как проблему решить? Запретить уличную рекламу или урн побольше поставить?

— Запрещать не стоит, нужно заменить на баннеры, к примеру. Урны часто тоже не помогают. Наш народ почему-то как будто специально старается все кинуть мимо. Да и урн иногда просто нет. Шла тут с внуком, он конфету развернул, а обертку бросил. Я его заставила подобрать. Урну мы по дороге так и не встретили, принесли мусор домой.

Типографии зарабатывают на будущем мусоре

Сколько всего в день разбрасывается флаеров, подсчитать невозможно, но то, что это тысячи, — факт.

Например, как сообщили нам в типографии "Ретро центр А1", ежемесячно здесь печатается более 100 000 листовок. А типографий в Иркутске десятки...

* Промоутер (промоушен-специалист) — специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Такая должность может быть в штате любой фирмы, занимающейся производством услуг (рекламных, творческих и т.д.).

** Флаер — печатная продукция, цель которой — собрать как можно больше людей в определенном месте в нужное время. Они распространяются в местах большого скопления народа. Флаер может содержать в себе абсолютно разную информацию — от рекламирования предстоящих вечеринок до сообщения о распродажах в супермаркетах.

Загрузка...