Школьная медаль в Иркутске стоит тысячу рублей

1 июня начнутся выпускные экзамены в школах. Одиннадцатиклассники сядут за парты писать сочинение. Правда, по-настоящему эту работу будут выполнять далеко не все. Некоторые отличники, претендующие на медали, будут просто делать умное лицо и чертить на листочках какие-нибудь каракули. А в это время в соседних кабинетах школы сочинения для них напишут учителя, репетиторы и выпускники городских вузов.

"Учитель радовался как дитя"

Трудно поверить, но это факт: некоторые претенденты на золотые и серебряные медали в школах не могут самостоятельно справиться с экзаменами. Родители готовы выложить любые деньги, чтобы любимое чадо не опозорилось в самый ответственный момент. Желающих помочь им в этом хватает: учителя борются за престиж школы и потому готовы тянуть за уши горе-отличников, студенты и репетиторы имеют неплохую возможность подработать.

Чужих в этот бизнес не подпускают близко. Из года в год на выпускных экзаменах в школах работают одни и те же проверенные люди, которые не допустят утечки информации. Но любая ложь когда-нибудь становится правдой. Мне удалось встретиться с Еленой, для которой сезонный бизнес по написанию выпускных сочинений стал уже привычным:

— Да, ко мне вот уже третий год приходит знакомая учительница и предлагает написать сочинение для медалистов выпускного класса. Первый раз это было в 2003 году. Тогда я училась на пятом курсе педуниверситета. Накануне выпускных школьных экзаменов ко мне пришла родительница, у дочери которой я была репетитором. Она предложила мне заработать на написании сочинений для медалистов в одной из школ Кировского района. Деньги предложили неплохие, и я согласилась.

Утром я пришла в школу к назначенному времени, в вестибюле меня встретила учительница и повела в учительскую. Там уже сидели молодой человек и две девушки — как выяснилось позже, они тоже были приглашены в школу с той же целью, что и я.

Мы познакомились. Юноша оказался журналистом, девушки — учительницы других школ. Через несколько минут нам сообщили, что открывают конверт с темами сочинений и изложений. Учителя заметно дергались и просили нас не высовываться из кабинета. Немного погодя нам принесли список тем. Я выбрала Булгакова. Когда мы определились с темами, учителя принесли нам книги, шпаргалки, методички — все, что нужно. На сочинение дается шесть часов, поэтому нас предупредили, что мы должны сдать работы за час до окончания экзамена, чтобы школьники успели переписать работу на чистовик. Работа закипела.

Все было под рукой, мы посовещались, обсудили темы, помогли составить план молодому человеку и приступили к сочинениям. Время от времени в комнату забегали учителя, интересовались, как продвигается работа, когда можно будет забирать, приносили чай, булочки, бутерброды. Через три часа мое сочинение было готово. Учительница радовалась как дитя. Лично у меня было впечатление, что она сейчас бросится мне на шею и расцелует. Потом она спрятала тетрадку под пиджак и, проверив, что в коридоре никого нет, тихонько вышла.

Тысяча за сочинение

Буквально через несколько минут она вернулась и умоляла дописать изложение еще одного медалиста. Когда я взглянула, что пишут будущие медалисты, я поняла, что придется не дописывать, а переписывать все заново. Девочка-отличница не знала, в чем различие слов "тотальный" и "толерантный". Ошибок и грамматических, и смысловых была масса. Времени оставалось мало, поэтому я особо не старалась. Но все равно преподаватель от моей работы была в восторге.

Когда я собиралась уходить, ко мне подошла учительница и сказала, что деньги за работу мне передадут сегодня вечером. Действительно, пришла родительница и вручила мне конверт с двумя тысячами рублей.

В прошлом году я работала дома. По телефону получила темы сочинений, написала, привезла к положенному сроку в школу и также получила гонорар. Уже поздно вечером ко мне прибежали родители одного из учеников, который пытался написать работу самостоятельно. Прочитав его сочинение, учительница пришла в ужас и сказала, что за такое безобразие медаль им точно не дадут. Потом она дала им мой адрес и сказала, чтобы бежали и упрашивали всеми правдами и неправдами переписать сочинение. Мне очень не хотелось работать ночью, но в итоге я их пожалела и согласилась. На рассвете ко мне снова прибежала мама этого мальчика. Увидев, что работа сделана, она облегченно вздохнула, отдала мне тысячу рублей и побежала домой: "Надо ведь, чтобы этот остолоп успел переписать все своим подчерком, а потом еще успеть подсунуть работу к остальным".

И в этом году я уже получила предложение от школы. Думаю, что соглашусь. Сами понимаете, зарплата у учителей небольшая, а возможность такого легкого заработка бывает лишь раз в году.

"Качество гарантирую"

Когда я рассказала эту историю своей знакомой, которая дает частные уроки русского языка, она посмотрела на меня с удивлением: "Ты что, с Луны свалилась? Такая практика существует в школах давным-давно. Правда, раньше это было не так откровенно. Учителя просто брали ручки у учеников и исправляли ошибки в работах идентичной по цвету пастой. Большинство современных родителей уверены, что все решают деньги: "Зачем напрягаться в школе, если в вузе все равно приходится платить?" Но если ребенку вдруг начинает светить медаль, то они готовы расшибиться в доску, чтобы достать престижную награду".

Когда мы уже прощались с моей знакомой, она попросила: "Ты же журналист, со многими общаешься. Если вдруг кому из отличников потребуется помощь на экзаменах, свистни мне. Я с удовольствием напишу. Качество гарантирую".

Картонные медали

Час откровения для школьных медалистов наступает на вступительных экзаменах в государственные вузы. Если у родителей нет волосатой лапы и денег, им приходится очень несладко. Беспристрастные члены приемных комиссий начинают гонять их по вертикали и горизонтали, надеясь, что "золотые" и "серебряные" дети своими знаниями прольют елей им на душу. Но вместо уверенного ответа школьного отличника им зачастую приходится выслушивать невнятное мычание и видеть красное от стыда лицо, ведь абитуриенты не обладают даже элементарным набором знаний, не говоря уже об уровне медалиста.

Такую ситуацию наблюдают из года в год преподаватели большинства иркутских вузов. "В прошлом году на филологический факультет ИГУ было подано 57 заявлений от абитуриентов-медалистов. И только двое подтвердили свои медали", — сообщила ответственный секретарь приемной комиссии филологического факультета ИГУ Надежда Сагайдак.

Свое мнение по этой проблеме высказал Собенников Анатолий Самуилович, доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и журналистики ИГУ;

— В 90-х я сам преподавал в школе и хорошо представляю себе эту ситуацию. Не хотелось бы обижать все школы, но, к сожалению, мы вынуждены признавать, что липовые медали существуют. Я никогда не поверю, что одна школа может полноценно выучить, к примеру, тридцать медалистов.

Когда вчерашние школьники приходят в вузы, обнаруживается, что, во-первых, знания школьников не соответствуют требованиям высшей школы, а следовательно, и уровню представленной медали. Хотя на вступительных экзаменах мы не спрашиваем со школьников больше, чем положено требовать по Госстандарту Министерства образования. Причем этим требованиям уже лет 20—30.

В последнее время мы наблюдаем недостаточное развитие письменной речи. Во многих школах и вузах альтернативой сочинению предлагают диктант или тестирование. В результате школьники не умеют излагать свои мысли на бумаге, падает культура русского языка и литературы в средней школе. Дети зачастую не знают содержание произведения, по которому пишут. Они читают краткое содержание, "Тысячу золотых сочинений" и тому подобное. Поэтому с такими знаниями и с таким подходом очень сложно написать школьное сочинение на "отлично". Пятерка в школе оборачивается тройкой при поступлении.

Такое же мнение высказали педагоги Байкальского государственного университета экономики и права: "Иногда смотришь на абитуриента и думаешь: "Ну, за что же тебе медаль-то дали?" Нашим школам нужно серьезно задуматься над этим вопросом. Конечно, план планом, но ведь медаль — это высшая степень награды в школе. Ее нельзя давать только за красивые глаза".

По сообщениям информационного агентства "Байкал Инфо" со ссылкой на Департамент образования Иркутска, в нынешнем году число медалистов в городских школах может составить 435 человек. Сколько среди них настоящих умников и умниц, а сколько липовых, покажет время. А пока для них наступает череда экзаменационных испытаний в школе. И ангажемент на написание сочинений для отличников уже роздан.

Никому нельзя доверять

Мы попросили прокомментировать ситуацию начальника Департамента образования администрации Иркутска Виктора Басюка. Сначала он ответил категорично: "Нет! Это неправда! Такого не может быть". Но когда первая волна эмоций прошла, признал, что "все же никому нельзя доверять как самому себе", и пообещал, что в нынешнем году и без того строгие меры контроля за выпускными экзаменами будут ужесточены. Для этого будут привлечены представители правоохранительных органов и Департамента образования. Кроме того, планируется принять еще ряд мер, которые до наступления экзаменов, по понятным причинам, не могут быть разглашены. Но Виктор Басюк уверил, что в случае обнаружения каких-либо фактов, порочащих честь школы, виновные будут строго наказаны.

Метки:
baikalpress_id:  27 637