Чтобы людям было хуже

Кто дал им право портить нам жизнь, этим чиновникам, клеркам и прочим государственным служащим?

Каждый из нас время от времени вынужден обращаться в различные присутственные места: в поликлинику, в БТИ, в департамент недвижимости, в ПВС, в соцзащиту, в пожнадзор, в ЖЭУ и т.д. Как правило, любой такой визит оборачивается для нас потерянным днем жизни, а то и хуже — нервным срывом, выговором на работе и прочими неприятностями. Потому что везде жуткие очереди, необходимость носить дополнительные справки, особые приемные дни, выходные, обеды, предварительная запись. И необходимость ждать: часами, неделями, а то и месяцами. Создается впечатление, что все это делается намеренно — чтобы людям было хуже. Другой причины корреспондент "Пятницы" не увидел.

Обед — это святое

Начнем с абсурдов на общественном транспорте. Например, с продажи проездных билетов на троллейбус и трамвай. Этим льготным транспортом в основном пользуются пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, то есть малоимущие. Киоски по продаже билетов расположены не на всех остановках, что само по себе осложняет их приобретение. Работают киоски исключительно с 8 до 17 часов, естественно с перерывом на обед. Без обеда никак нельзя — это святое. Кстати, вы когда-нибудь видели, чтобы авиа- или железнодорожные кассы закрывались на обед? Да такого быть не может. Но, очевидно, по мысли руководства Горэлектротранса, в обед люди не ездят, как и после 17 часов.

Вообще эта система продажи билетов через сеть киосков лично мне кажется очень нерентабельной для самого предприятия. Нужно платить деньги за сам киоск, за его содержание да плюс зарплату киоскерше. Это при том, что руководство Горэлектротранса постоянно жалуется, что работает себе в убыток. Конечно, откуда же взяться прибыли, если приходится содержать огромную армию киоскеров, кондукторов и контролеров. Спрашивается, почему не поставить в магазинах автоматы по продаже этих билетов? Или продавать эти билеты через табачные лавки (люди там работают без обедов с 7 до 22 часов)? Но в депо упорно держатся за самые неэффективные, за самые трудоемкие совдеповские методы хозяйствования. В общем, все сделано так, чтобы людям было хуже.

Долговременный билет: на один месяц

Мы уже писали, какими мытарствами обернулись для пенсионеров давно обещанные льготные проездные билеты на пригородные, садоводческие маршруты. Мало того что пенсионерам приходится выстаивать огромные очереди, чтобы заполучить заветный билет. Очередь — это не так страшно, если бы стоять в ней пришлось один раз. Но нет. На билете написано "длительного пользования", однако тут же жирный штамп вносит ясность, что билет только на один месяц. То есть, для того чтобы ездить на дачу в июле, человеку придется снова толкаться в очереди? А почему бы не выдать проездной билет на весь дачный сезон? Что мешает? Закрадывается ужасное подозрение: может быть, чиновники, ведающие распределением билетов, думают: а вдруг человек умрет? Отсюда и такая система выдачи помесячно. На всякий случай... Другими причинами объяснить существующее положение вещей очень трудно. В любом случае людям должно быть не лучше, а хуже.

Месяц на восстановление сил

Пенсионеры вообще у нас самые ущемленные во всех смыслах. Счастливы те люди, которым не довелось испытать на своей шкуре хлопоты по квартирной субсидии. Моя знакомая старушка, у которой очень слабое зрение и трофические язвы на обеих ногах, после очередного похода "по субсидию" слегла на месяц. Бабушке каждый шаг дается мучительно, а тут ей пришлось сначала сходить за талончиком с указанием времени приема, как в поликлинике. А когда попала к инспектору, оказалось, что нужны еще какие-то дополнительные справки. Пришлось еще раз ходить в собес сначала за талончиком, а потом, чтобы отдать справки. Результат от хождений — у старушки опять вскрылись язвы. Так почему же служащие соцзащиты не ходят по домам к больным старичкам и старушкам, которые уже не могут передвигаться без посторонней помощи, чтобы оформить им все на месте? Ответ напрашивается очевидный: чтобы людям было хуже. Чего заботиться о стариках? Чего их жалеть? Их дни все равно сочтены.

Ничто так не унижает человека, как очереди

Но страдают не только старики, не меньше страдают работающие и служащие. Особенно это касается тех, кто работает в коммерческих структурах. Это не государственная контора, где рабочий день начинается с чаепития и заканчивается им же. Люди держатся за свои рабочие места, стараются не болеть, не отлучаться, ведь любая отлучка может негативно сказаться на трудовом процессе. Да и начальство старается избавляться от сотрудников, которые слишком много времени отсутствуют, пусть даже и по уважительной причине.

А что делать, если вам необходимо отлучиться, чтобы приватизировать квартиру, получить загранпаспорт, пройти комиссию в ОПДН для получения разрешения на вождение автомобиля или пресловутую справку о составе семьи? Все эти учреждения принимают граждан и выдают справки исключительно в рабочие дни, естественно с перерывом на обед (как же без обеда-то!). И везде очереди. Огромные очереди. Причем в ОВИРе люди стоят часами только лишь затем, чтобы узнать, готов загранпаспорт или нет. Неужели нельзя повесить список?

Кстати, в качестве примера, как удалось правильно организовать работу и избавиться от очередей, можно привести городскую службу занятости на Маяковского. Вроде бы государственная структура, но ведь как-то смогли сделать, чтобы люди не мучились. Таким образом, создается впечатление, что очереди в нашей стране — это самый действенный и мощный рычаг для подавления всякого желания чего-то добиться или получить. Пусть людям будет хуже.

Обойдемся без пособия

В окружных департаментах социальной защиты населения прием осуществляется только по определенным дням и только до 12 часов. В остальное время служащие работают с документами... Разумеется, это очень ответственная работа. А люди? Не беда — подождут.

Вот поэтому, наверное, многие родители, узнав, что для получения детского пособия нужно стоять в очередях, добывать справки, сразу же опускают руки и говорят: "Работа важнее. Обойдемся без пособия". Действительно, проще обойтись и жить спокойно. Тем более 80 рублей —это не деньги. Возникает мысль: а что если все это где-то наверху тщательно продумано и устроено с умыслом, чтобы меньше ходили? Чтобы людям было хуже!

Одна читательница мне рассказывала историю, как она пыталась выхлопотать для своего ребенка-инвалида материальную помощь для покупки дорогостоящих лекарств. Пришла в отдел соцзащиты, одновременно с ней зашел мужчина, которому нужна была справка для бесплатного детского питания в молочной кухне. Мужчина отдал пять справок, и с него тут же потребовали еще три. Он возмутился: "Почему вы сразу не сказали, что нужны еще эти справки?" Инспекторша пожала плечами. Мужчина в сердцах разорвал справки и ушел восвояси. Впрочем, с материальной помощью у нашей читательницы тоже ничего не вышло. От нее требовали все новые и новые справки. В результате она решила никогда в жизни больше туда не ходить и ничего не просить. А зачем? Чтобы унижаться?

Лучше умереть на работе, чем психовать в очереди

О том, как организована деятельность в лечебных учреждениях, стоит поговорить особо. В этой связи лично мне представляются верхом лицемерия призывы к людям проверить состояние сердца, сделать кардиограмму, поскольку в нашей стране смертность от сердечно-сосудистых заболеваний самая высокая в мире.

Но скажите, как проверить? В поликлинику зайдешь, увидишь очередь — и сразу выйдешь несолоно похлебавши, потому что работа важнее и лучше умереть от сердечного приступа на работе, нежели сидеть несколько часов в очереди и психовать, что для этого самого сердца ничуть не лучше.

Система предварительной записи также вызывает немало вопросов. Читательница Марина жалуется, что в течение полугода не может записать своего ребенка в
Ивано-Матренинскую больницу к аллергологу, так как записывают на прием только один день в месяц. А в детской поликлинике N 1 запись к аллергологу происходит также только по понедельникам, причем нужно прийти лично к 7.30 утра, что для женщины невозможно в принципе, так как она работает с 6 часов утра. Причем не факт, что и в понедельник вам удастся попасть в заветный список. А ребенок страдает... Зачем нужно было придумать такую систему записи, принуждающую больных людей месяцами ждать приема? Ясно одно — сделано это не для того, чтобы людям было лучше.

Кстати, в Институте педиатрии к аллергологу можно попасть в любой день (хотя это тоже бесплатно). Значит, все-таки можно сделать так, чтобы люди не мучились.

Но и в негосударственных медицинских учреждениях возникают досадные ситуации. Вот, скажем, диагностический центр. Вроде бы люди платят за услуги деньги, соответственно, обслуживать их должны без всяких проволочек. Ан нет! Вот что рассказала мне иркутянка Елена: "Для того чтобы сделать УЗИ, мне выдали талончик на 8 ч 15 мин и сказали подойти точно к указанному времени, не опаздывать. Что я и сделала. Когда пришла на прием, в коридоре собралась приличная очередь. Выяснилось, что у всех в талончике указано одно и то же время — 8.15. Помощница врача сказала, мол, доктор придет и сам определит очередность. Однако доктор, устало осмотрев очередь, произнес: "Разбирайтесь сами". Пришлось выстраиваться в живую очередь, при этом не обошлось без обид и скандалов. Спрашивается, зачем нужно было выдавать талончики, если пациентам все равно приходится становиться в очередь? Ответ напрашивается очевидный: чтобы людям было хуже.

В выходные трубам течь не положено

Еще один из абсурдов нашей жизни — это услуги пресловутого ЖКХ. Их всех непонятностей нашего ЖКХ самая для меня непонятная: почему они не работают в выходные дни. Очевидно, руководители ЖЭУ и РЭУ считают, что в выходные дни не случаются аварии, не перегорает проводка, не прорывает трубы. Где логика? Где здравый смысл? На все ответ один — вызывайте аварийную службу. Вызвать-то можно, конечно, но аварийка — одна на весь город, и прождать ее можно до самой ночи, да еще и заплатить из своего кармана. Так почему же в наших ЖЭУ и РЭУ нет дежурных слесарей, как это положено во всем цивилизованном мире? Ответ очевидный: чтобы людям было хуже.

Отключить межгород? Фиг вам!

Ну и, наконец, совершенно бредовую историю рассказала нам иркутянка Наталья. У нее огромная беда — сын шизофреник. Он может полностью довериться посторонним людям, отдать кому угодно свои документы, пустить в квартиру любого афериста. Так получилось и с телефоном. Наталья месяц назад пошла платить за услуги ГТС. Кстати, телефон она устанавливала на себя, на свои деньги, сама и оплачивала услуги связи. И тут ей выдают счет на 3000 рублей за междугородные переговоры. Оказывается, сын познакомился на улице с какими-то парнями. В отсутствие матери он пригласил их в гости. Поняв, что парень не вполне адекватен, эти проходимцы решили воспользоваться ситуацией и от всей души поговорить на дармовщинку по межгороду. Наталья немедленно пошла в Электросвязь, чтобы отключить межгород. Но не тут-то было. Там от нее потребовали предоставить согласие всех членов ее семьи! Естественно, сын-шизофреник такого согласия не дал бы. В голове не укладывается, как это так — полноправный владелец телефона, регулярно вносящий плату за связь, должен еще спрашивать у кого-то разрешения: отключать ему межгород или нет. А мало ли в каких он отношениях с членами семьи. Как известно, бывают семьи, в которых люди годами друг с другом не разговаривают. Понятно, что связистам выгодны счета на 3 тысячи рублей. И здесь все сделано, чтобы людям было хуже.

Другую историю, связанную с телефоном, рассказала нам читательница Галина. Дело в том, что ее родная мать оставила ей в наследство квартиру. По логике, и телефон, установленный в квартире, тоже должен быть Галининым. Однако в службе "Иртел" ей сообщили, что теперь женщина снова должна платить 7 тысяч за установку телефона. Оказывается, телефон успел перерегистрировать на себя квартирант покойной матери. Галина спросила: "На каком основании вы перерегистрировали телефон на постороннего человека?" Ей ответили: "А он представился родственником вашей матери". Вот и все. Телефон для законной наследницы теперь потерян навсегда. Им завладел квартирант. С точки зрения здравого смысла, это полный бред, но с точки зрения руководства "Иртел" — все правильно. Так и должно быть. Почему? Да чтобы людям было хуже.

Таких случаев наверняка с десяток-другой может припомнить любой иркутянин. Мы стоим в бесконечных очередях, добываем бессмысленные справки, доказываем то, что не требует никаких доказательств, теряем на этом кучу времени и сил, потихоньку возмущаемся этому совершенно издевательскому положению вещей, но терпим, потому что вроде бы так всегда было — и двадцать, и тридцать лет назад. Но может быть, ничего не меняется, потому что мы терпим. Так давайте не будем терпеть. Давайте публично назовем службы и ведомства, которые строят свою работу так, чтобы людям было хуже.

Еженедельник "Пятница" приглашает своих читателей к созданию своеобразной книги абсурда под названием "Чтобы людям было хуже". Призываем вас сообщать конкретные факты: где с вас требовали лишние справки, где заставляли стоять в очередях, обивать пороги, унижали, наслаждаясь административной властью.

Звоните нам по телефону 20-60-80.

Расписание работы конторы

9.00—10.00 Подготовка к началу работы

10.00—10.15 Прием этих людей за дверью

10.15—11.00 Перерыв на первое чаепитие

11.00—12.00 "Вас много, а я одна"

12.00—13.00 Подготовка к перерыву на обед

13.00—14.00 Святое время (обед)

14.00—15.00 Магазины (Что мы, не люди?)

15.00—16.00 Второе чаепитие

16.00—17.00 Прием этих людей за дверью

17.00—17.30 Перерыв на "Как мы устали!"

17.30—17.55 Подготовка к концу работы

Метки:
baikalpress_id:  27 640