Простота хуже воровства

"Если вам нужно от жизни чего-нибудь большего, задайте сами вопрос — кто вы, что вы собой представляете", — советует старший преподаватель факультета психологии Иркутского государственного университета Сергей Анатольевич Бышляго.

"Академиев мы не кончали"
— Сергей Анатольевич, давайте поговорим сегодня о простоте, но не о той простоте, что естественность, а наоборот...
— Есть одно, на мой взгляд, в корне неправильное выражение — будь проще, и люди к тебе потянутся. И в этом предложении "быть проще" предлагается быть примитивным в своих проявлениях. Вопрос в основном упирается в соотношение формы и содержания. Простыми, по форме поведения, могут проявляться весьма сложные натуры — это и располагает, и импонирует; но если пустота душевная, то простота в поведении становится вычурной, раздражающей тех людей, с которыми этот человек общается. И тогда подобное напоминает персонажи Ильфа и Петрова — "Академиев мы не кончали".
— А общество все опрощается и упрощается, вы не находите?
— Да это заметно невооруженным взглядом! Упрощение как отношений, доходящих до их девальвации, но так и внутреннего мира общающихся. А ярким примером служат обезличенные обращения "мужчина" и "женщина" — кроме как по половому признаку мы различать людей не в силах, да и не очень бы хотелось.
— Я однажды обратилась к кассирше в магазине — сударыня, так она, бедная, мне так ответила!
— Очевидно, решила, что вы хотели ее унизить и оскорбить.
Иначе провала на личном фронте не избежать
Вера Ильинична: "Дочка, по своей простоте, постоянно вляпывается в дурацкие замужества. Первое стоило ей квартиры, второе — машины. Сейчас собралась третий раз замуж, и опять мужчина какой-то ненадежный".
— Здесь речь идет, по сути, о неумении расшифровать поведенческие сигналы избранника. О некоторых людях говорят: вот он двуличный человек — имея в виду несоответствие формы и содержания, но мне кажется, что этой двуличной форме полностью соответствует двуличное содержание. Часто человек проявляется уже изначально — когда объясняется в любви. Вот пример: "я такой красивой, такой хорошей не встречал". Ясно, что это бабник, потому что в момент опьянения влюбленности этот человек видит как минимум двух женщин: ту женщину, которой он объясняется в любви, и ту, с которой он сравнивает. И где гарантия, что в скором времени он не найдет еще более привлекательный объект. Или, допустим, "верьте мне" — значит, врет.
— А добавление "честное слово" к сказанному?
— Врет, врет! Или: "я питаю к вам искреннее уважение" — значит, презирает.
— Тогда любой комплимент надо читать наоборот?
— По крайней мере, пытаться понять, что скрывается, чтобы не оказаться в ситуации, описанной Верой Ильиничной, — когда так называемая простота ни к чему хорошему не приводит.
— А дочка Веры Ильиничны — просто дура?
— Ну, зачем так резко? Хотя... Но дочери Веры Ильиничны все-таки стоит в большей степени усложнить характер своего мировоззрения в отношении своих мужчин. Иначе повторения подобного рода провалов на личном фронте ей не избежать.
Поговорить о стоимости игрушек
Екатерина: "Мой сын, ему пять лет, какой-то очень простодушный — раздает всем игрушки, может дорогую машинку отдать поиграть с концами первому попавшемуся ребенку во дворе".
— Говорить о пятилетнем ребенке, простодушный он или "сложнодушный", наверное, все-таки рано. И если у ребенка не развиты собственнические наклонности, это еще не свидетельствует о простоте его характера. Другое дело, что от взрослых в этой ситуации требуется проведение соответствующей беседы с ребенком. Нужно поговорить о стоимости тех игрушек и тех предметов обихода, которыми он пользуется. Ребенку нужно объяснить, что все вещи чего-то стоят, стоят затраты труда его родителей. Допустим, подаренная им кому-то машинка может лишить его двух походов в цирк или театр.
— Уже наказывать пора?
— Наказывать, но объясняя подробно — за что.
Болтун — находка для шпиона
Светлана: "Сестра моего мужа такая простушка — может первому встречному выболтать семейные секреты".
— Болтун — находка для шпиона. Конечно, это фатально, если семейные секреты сопоставимы с государственными. В данном случае все упирается в психическую организацию вашей родственницы: для нее общение, разговор по душам, содержательная многочасовая беседа по телефону — так же необходимы, как рыбе необходима вода. Скорее всего, это входит в систему ее потребностей, она просто не может быть другой, это ее карма. И поэтому здесь какой выход? Либо принять индивидуальную особенность сестры вашего мужа, принять как неизбежное зло и так бурно не реагировать, либо не создавать систему секретов, за освещение которых было бы стыдно перед посторонними людьми.
Неча на зеркало пенять...
Ольга: "Мой муж, хотя ему скоро тридцать, очень простодушный человек, одалживает деньги приятелю, а тот не отдает, только постоянно кормит обещаниями. Я говорю мужу: этот друг твой непорядочный, а муж не верит, говорит, что я не права и что он его армейский товарищ".
— Скорее всего, характер отношений в вашей семье, Ольга, асимметричный, или несимметричный, то есть вы выполняете роль родителя, матери, человека, наделенного ответственностью, умением прогнозировать ситуацию. А ваш муж находится на позиции непослушного ребенка, живущего одним днем, который не в состоянии предвидеть последствия собственных действий, — а при таком раскладе просто неизбежны учет и контроль его поведения.
— Деньги отбирать?
— Получается так. Либо выдавать строго лимитированно на карманные расходы. Скорее всего, на начальном этапе ваших взаимоотношений вам понравилось, и вы, может быть, бессознательно, приняли опекающую сторону, и тогда неча на зеркало пенять...
— Сергей Анатольевич, а если муж Ольги начнет тайком от нее друзьям благодетельствовать?
— Тогда просто надо ставить вопрос о дальнейшем сосуществовании, если этот муж так и не повзрослеет. Либо вытирать сопли, либо налаживать равные отношения с одинаковой степенью ответственности.
От добра добра не ищут
Людмила Леонидовна: "Наша дочь постоянно возится с какими-то несчастными подругами, помогает им деньгами, продуктами, сидит с их детьми. Я говорю: Аня, ты бы столько времени родным уделяла, а она не слышит. Нам с отцом обидно".
— А это уже следствие отношений с близкими: скорее всего, родные не смогли наладить нормальные отношения с дочерью, вот она и возится с подругами и их детьми, потому что, возможно, получает там больший отклик на свои старания и чувствует себя там эмоционально комфортнее.
— Ей дома неинтересно?
— Да, мне кажется, неинтересно. И возможно, речь идет не о "простоте" девушки, а об иной системе ценностей — когда общение с другими знакомыми либо малознакомыми людьми доставляет больше удовольствия, нежели с родными и близкими. И для того чтобы исправить ситуацию, Людмиле Леонидовне нужно самой ответить на вопрос: что же их, собственно, сближает с дочерью.
— Кроме обид?
— Кроме обид, и кровного родства, и попреков.
— А родители дочь пасут, контролируют и критикуют. Значит, они тираны?
— Очень похоже. Наблюдается явное неблагополучие в семейных отношениях, потому что от добра добра не ищут.
Два сапога пара
Валентина Олеговна: "Дочка собралась замуж. Жених живет в деревне, там у них работы нет, живут они с матерью очень скромно — практически на материну пенсию. Так вот моя дочка возит туда продукты целыми сумками, получается, что работает на чужих людей. Говорит, что надо помочь, а сама ведь не богачка, да и я на пенсии".
— Она так мужика завоевывает, Сергей Анатольевич?
— Странное поведение. Но опять же — любовь зла...
— Полюбишь и лодыря?
— Получается так. Потому что в любых условиях, в наших в том числе, если человек чего-то хочет, чего-то добивается, то чего-то и достигает в жизни. А роль матери Терезы, кормящей матери, скорее всего, скоро надоест.
— А если нет?
— А если нет — то такова ее карма. Значит, это каким-то образом встраивается в систему ее желаний. Вот что сказал Ницше: "Если хочешь оказать благодеяние человеку — оставь его в покое". Именно эта часть добродетели дается труднее всего. И вообще-то нельзя унижать человека жалостью или чрезмерной опекой.
— Но ведь эти деревенские жители совсем даже и не отказываются от помощи?
— Все зависит от степени сложности либо, действительно, простоты. Возможно, они руководствуются библейским "да не скудеет рука дающего". А если дочку устраивает такое положение вещей, что сказать? Два сапога пара.
— Так она и будет на них на всех пахать?
— А если ей это нравится? Вариант идеальной пары — садист и мазохист.
Счастье примитивов
— И что вы скажете про наши сегодняшние истории, Сергей Анатольевич?
— Да... Любимая фраза подростков — хотеть не вредно, вредно не хотеть, это тоже из репертуара простоты. На самом деле здесь можно согласиться с мыслью Шопенгауэра "Там, где я ничего собой не представляю, я не вправе ничего желать". Если вас устраивает простота в собственном мировосприятии, приводящая к примитиву в отношениях с другими людьми, если они вам отвечают тем же, то вас, в принципе, можно назвать счастливым человеком.
— И получается страна глухих?
— Да, получается так. Я — простой, ты — простой, все у нас получится! А если же вам от жизни нужно чего-то большего, задайте сами вопрос — кто вы? Что вы собой представляете? Чего хотите от жизни? И возможно, это приятно усложнит вашу личность и сделает жизнь более содержательной.

Метки:
baikalpress_id:  2 974