Супермаркеты вытесняют гастрономы

Или почему иркутянам больше по душе самообслуживание

Супермаркеты все прочнее входят в жизнь иркутских покупателей. Уже мало кто помнит те времена, когда мы боялись зайти в эти залы, заставленные непривычно доступными товарами, думая, что это выставка. В Иркутске сейчас их уже два десятка. Самыми известными представителями являются сети "Слата" и "Цезарь". В Ангарске главенствует "Континент". Самообслуживание постепенно начинает вытеснять обслуживание. Многие давно решили, что лучше сами, размеренно катя перед собой тележку, выберут себе товар, чем будут пререкаться с продавцом, который пытается всучить тебе неликвид.

Мировой опыт подсказывает
Начать стоит с того, что супермаркет в российских условиях несколько видоизменился. Если в США слово "супер" означает наличие всего, что только можно себе представить, то у нас это означает определенный формат: магазин, в котором основным способом обслуживания является самообслуживание в зале с полным доступом к товару.
Почему именно супермаркет? Супермаркет — наиболее распространенная и эффективно работающая форма организации магазинов в мире. Практическую реализацию в России супермаркеты нашли главным образом в городах с населением больше 100 тысяч. При современной покупательной способности россиян в городах с населением порядка 700 тысяч человек — как в Иркутске — должно быть не менее 10 супермаркетов. Супермаркет, работа которого профессионально организована, является серьезным конкурентом не только отдельным магазинам, но и мелкооптовым рынкам.
У супермаркетов высокая пропускная способность. В день через стандартный иркутский супермаркет площадью 500 квадратных метров проходит до десяти тысяч покупателей. В обычном магазине такая скорость невозможна, поскольку поток тормозят очереди у прилавков, где один продавец на всех. Причем в супермаркетах российского и, в частности, иркутского образца, в отличие от зарубежных, количество персонала весьма существенное, ничуть не меньше, чем в любом обычном крупном магазине. Таким образом, супермаркет выигрывает вовсе не на зарплате своих работников. В иркутских супермаркетах работают, как правило, молодые продавцы, не имеющие опыта работы по старому, советскому образцу. И зарплату хотели бы иметь повыше. Нет, супермаркеты зарабатывают по принципу масштабности, то есть за счет большого объема продаж. При тех объемах, что реализуют иркутские "суперы", никакие низкие цены не страшны.
Есть еще один пункт в пользу супермаркетов. В них продаются товары из высокой ценовой категории — дорогие вина, сыры, колбасы. Поэтому они умудряются привлечь к себе и состоятельных иркутян.
В связи с этим наблюдается определенная тенденция в распределении товара. В супермаркетах на Карла Маркса (а у нас там сейчас работают "Цезарь" и Слата") затариваются в основном продуктами быстрого питания: нарезками, быстроразогревающимися консервами, потому что это район контор и служб. Зато в Ново-Ленино покупают полновесные колбасы, чай и сладости, потому что спокойно все это разрежут и съедят дома.
Дискаунтеры — для самых прижимистых?
Дискаунтер происходит от слова "дискаунт" — скидка. Это магазин-склад, которому не надо ниоткуда регулярно подвозить товары. Они хранятся прямо здесь. Цены в таких магазинах огромного размера даже ниже, чем на мелкооптовых рынках. Таким образом, дискаунтерам выгоднее торговать валовым продуктом. Чаще всего в таких складах нет красивой отделки и дорогого оборудования. К дискаунтерам в Иркутске можно отнести Cash&Carry и O'kей. Правда, в последнее время там все же начали уделять значительное внимание установке оборудования и оформлению залов.
Если сравнивать дискаунтеры и супермаркеты, цены в последних выше, чем в дискаунтерах. Но, хотя в супермаркетах совершенно другие затраты, там все же и другой уровень сервиса. Там человек может купить все для своего стола. Те, кто слишком скрупулезно считает деньги, в субботу заезжают в дискаунтер, чтобы купить соки, воду, крупы, а затем едут в супермаркет и покупают свежие продукты. Хотя разница в цене на продукты длительного хранения в супермаркетах и дискаунтерах составляет всего 6—7%.
Еще не один супермаркет не закрылся
— Чаще всего владельцы супермаркетов предпочитают покупать помещения, а не арендовать, — поясняет Валентина Викторовна. — Работая в продовольственной розничной торговле, необходимо вкладывать значительные средства в оборудование. На арендуемых площадях это большой риск. И потом, если метр аренды стоит, например, 10 рублей в год, а покупки — 20, то понятно, что мы окупим его за два года, и это выгодно. Другое дело, что в Иркутске нет площадей для супермаркетов. Сейчас уже ничего нельзя приспособить. Остается строить. Это куда дешевле, чем ремонтировать старые здания, а тем более реконструировать памятники культуры.
Так или иначе, все мы видели магазины, которые закрылись, не потянув аренду или покупку помещений. Но никто еще не видел закрывшегося супермаркета.
Что в супермаркетах смущает
— До сих пор некоторые иркутские покупатели не знают, как вести себя в супермаркете, — улыбается Валентина Золотухина, директор по маркетингу и рекламе сети супермаркетов "Слата". — Особенно это видно по пожилым людям. Их пугает лакированная чистота прилавков и пола, им кажется, что надо сначала какие-нибудь бахилы надеть, как в больнице. У некоторых есть такая патологическая черта, как страх за то, что его накажут, независимо от наличия вины. Походишь по такому залу, а потом на выходе, мол, начнут карманы выворачивать и проверять. Это опять же больше относится к старикам, жившим при тоталитарном режиме. Многим сложно ориентироваться в лабиринте полок. Очень много негатива вызывает охрана. Это может быть связано с нашим менталитетом, мы боимся внешнего наблюдения. Многим кажется, что конкретный охранник следит именно за ним. Хотя на деле охрана не караулит товар. На воровстве покупателей, от которого не уйдешь, супермаркеты теряют немного. У охраны более широкая задача: она следит за ситуацией, за назревающими конфликтами, случайной порчей оборудования и прочим. Отделы маркетинговых исследований сетей супермаркетов стараются отмечать эти моменты, разговаривая с консультантами и кассирами, и заносить в базу данных.
Кстати, о ворах
Ворами в супермаркетах могут быть как покупатели, так и продавцы. С продавцами разговор короткий: существуют способы их выявлять, о которых супермаркеты умалчивают — коммерческая тайна. В частности, это постоянные аудиторские проверки. А среди иркутских покупателей уже определились постоянно мигрирующие из магазина в магазин личности, которых охрана и кассиры знают в лицо. За ними пристально наблюдают.
— Люди самые разные, — рассказывает Валентина Викторовна. — Самые удивительные — это те, кому достаток позволяет вывозить из супермаркета полную корзинку, но кто при этом что-нибудь мелкое да кладет в карман. Это непонятно, и это тоже часть менталитета. Цель — не столько утащить, сколько доказать, что их не поймают. Такое бывает даже на уровне болезни. А у некоторых это комплекс: ах вы буржуи, шикуете тут, значит, сейчас вы со мной поделитесь!
Прогноз
Новые супермаркеты в Иркутске будут появляться. Оказывается, этот рыночный сегмент в Иркутске еще не закрыт, и спрос позволяет открыть еще не менее пяти таких магазинов. Ведь по законам рынка до супермаркета должно быть не больше семи минут ходу пешком. Иначе покупатель таки пойдет в обычный магазин.
Супермаркет дает время на раздумья
— Во-первых, покупатель выбирает супермаркет из-за того, что он сам может выбрать товар, — говорит Валентина Золотухина, директор по маркетингу и рекламе сети супермаркетов "Слата". — Ему не нужно спрашивать ничьих советов. У нас до сих пор не любят, когда продавец пристает с вопросом "Что вас интересует?". Во-вторых, нет риска, что подсунут некондицию — поврежденный или некачественный товар. В-третьих, в супермаркете нельзя обвешать или обсчитать покупателя. Если он сомневается в массе колбасной нарезки, то всегда может положить ее на весы и проверить. Кроме того, товар, если упаковка сохранилась, можно вернуть. В-четвертых, покупатель не рискует нарваться на грубость продавца. Большинство продавцов раздражается, когда их по пять раз заставляют показать разные товары. В супермаркете же покупатель сам решает, сколько он может разглядывать понравившуюся коробочку. Кроме того, даже положив его в корзинку, он имеет время передумать, пока катает тележку между полками, и положить товар обратно.
Редакция благодарит Валентину Золотухину, директора по маркетингу и рекламе сети супермаркетов "Слата", за помощь в написании статьи.

Загрузка...