Почему русские уходят в ислам?

Две недели назад еженедельник "Пятница" рассказал своим читателям о новом явлении — всплеске моды на атрибуты ислама. Иркутянки в массовом порядке повязали платки, надели шаровары и украсились массивными браслетами и поясами. Снова в моде восточный макияж с густо подведенными глазами. И все это началось с телесериала "Клон". Сегодня речь пойдет о людях, которые приняли не атрибуты мусульманской религии, а ее сущность. Иркутяне Алексей, Константин, Денис ходят в мечеть, празднуют Ураза-байрам — живут обычной для мусульманина жизнью. Необычно другое: все трое русские по национальности.

Сабит, бывший Константин
Когда Косте было 4 года, он увидел книжку со стихами, на обложке которой был нарисован старик в чалме. Мальчику настолько понравился необычный головной убор, что он тут же стал просить папу, чтобы тот сделал такой же. Весной 97-го по телевизору показали фильм "Мусульманин" с Евгением Мироновым, а уже летом рядом с входом в городскую мечеть сидел 16-летний Константин. Он точно знал, в какой день прийти: про то, что пятница — священный день мусульман, было написано в сказке "Али-Баба и 40 разбойников", которую он читал в детстве. Год Константин брал уроки в мечети, а когда объявил родителям, что теперь он Сабит, те серьезно его выбор не восприняли. Затем, когда родственники увидели, что интерес парня к религии все усиливается, на место равнодушию пришло резкое неприятие. Однако в конце концов с выбором Константина пришлось согласиться.
"Мои родители христиане, по крайне мере номинально. Я тоже был: ходил в церковь, постился. Но когда приходит солнце, свечка более не нужна. Так вот, христианство — это свечка. Я не терял веры в Иисуса: в исламе он почитается как пророк. Когда вы входите в здание, сначала нужно пройти через коридор (христианство), чтобы попасть в светлый и просторный зал (ислам)", — Константин говорит ровно и тихо, с восточным акцентом.
Он отпустил бороду, ходит немного ссутулившись, носит арабский халат и тюбетейку. Сейчас Сабиту 23 года, он говорит по-английски, по-арабски и по-украински. Он дает уроки ислама детям (во время нашей с ним беседы пришлось даже видеть, как Сабит поучил таджикского мальчонку палкой по рукам), не слушает музыку, не помнит названия последнего фильма, который видел, и большую часть времени проводит вместе с единоверцами.
В 2003 году Сабит закончил филфак ИГУ с дипломной работой "Современные арабские заимствования в языке русскоязычных мусульман". Тем же летом на год уехал в Египет, получать уже не светское, а религиозное образование в каирском университете "Аль-Азхар".
"Мусульмане очень гостеприимные люди. Если спросишь дорогу, тебя чуть ли не до места доведут. Когда узнавали, что мы из Русии (по-арабски так называют Россию. — Авт.), спрашивали: "Азербайджан? Узбекистан?". Я отвечал: "Русия, Сибирь". Они удивлялись. Правда, для них это не очень важно, там ведь студенты отовсюду: Канада, Китай, Коморские острова. Одному даже говоришь: "Я из Русии", а он на следующий день тебе: "Как у вас там дела в Сурии (Сирии)?".
Когда Сабит вернулся в Россию, его ждал неприятный сюрприз. За мусульманские одежды, которые он носил, его задержали. Положение усугублялось тем, что документов у Сабита при себе не было. "Меня спрашивали: "Ты знаешь, что лицам кавказской национальности находиться в России без регистрации нельзя?" Я говорил, что русский. А мне в ответ: "Какой же ты русский?"
Иса, бывший Алексей
— Меня до сих пор считают сумасшедшим, — говорит Иса (Алексей). — Раньше я был христианином, не слишком религиозным. Я узнал, что в исламе Иисус тоже почитается, считается пророком. Я не мог понять смысла Троицы, когда Богу создается сотоварищ, так что меня устроило, как объясняют роль Иисуса в мусульманской религии.
Уже 4 года, как Алексей считает себя мусульманином. Он женат и имеет двоих детей. Родственники к решению принять ислам отнеслись спокойно, жена тоже стала мусульманкой. По-другому отнеслись к его выбору на работе (Алексей работает на железной дороге).
— За спиной у меня много кто из моих бывших друзей и знакомых сквернословил. Да и какие у меня могли быть с этими людьми общие интересы? Водка, шашлык, дискотека? Были у меня два "друга", которые говорили, что я с ума сошел. Один умер, второй сел на иглу.
— Сейчас в России женщин на 6% больше, чем мужчин. А если учесть, что многие из мужчин просто спились, то к зачатию здоровых детей способно совсем немного из них. Как справиться с такой демографической проблемой? Ислам дает вполне рациональный ответ: откажитесь от алкоголя и свинины, в которой больше всего холестерина, разрешите мужчине иметь столько жен, сколько он может содержать. Тогда в России родится здоровое и многочисленное поколение.
Мохаммад-Амин, бывший Денис
Мохаммада-Амина (светское имя Денис) можно назвать первым русским мусульманином в Иркутске. До него в мечеть, по слухам, наведывался некий белорус; дело было еще тогда, когда Горбачев с трибуны провозглашал курс на перестройку. Однако потом этот человек уехал туда, где правит Лукашенко; и судьба его с тех пор нам неизвестна. В 1994-м по одному из каналов крутили анонс о предстоящей трансляции намаза в Московской мечети. Голос диктора за кадром рассказывал о том, что это показывают впервые, и еще о том, что 76 лет подобными вещами заниматься запрещалось. Месяц Денис ждал трансляции, а когда посмотрел ее, то не нашел там почти ничего интересного: "Какие-то деды в полосатых халатах; все кланяются. Что тут запретного?"
Потом были фильм про Шамиля и приехавший в гости друг семьи из Азербайджана. Через него Денис познакомился с узбеками, которые стали удовлетворять любопытство парня по части вопросов обрядности ислама. Постепенно интерес перерос в религиозное убеждение, а Денис из просто любопытствующего превратился в мусульманина.
Сейчас, когда Денису 32, за ним числятся добрых полдюжины квалификаций и увлечений: таежник, компьютерщик, специалист по связи, предприниматель и другие. За спиной образование, полученное в ГАСИСе, училище и двух медресе (иркутском и хасавюртском), а также поездка в Среднюю Азию.
Свой выбор Денис объясняет так: "Ислам очень демократичная религия. В одном ряду стоят и ребенок, и директор фирмы, и нищий. Кстати, женщинам в мусульманских странах разрешено зарабатывать деньги, скажем, бизнесом; причем мужчина никакого права касаться этих денег иметь не будет. Хотя очень большая часть мусульман просто невежественна, отсюда и разговоры про паранджу. Потом, простота. У нас ведь воровать-то в мечети нечего: часы вон висят старше меня; вон календарь тоже никому такой не нужен. А сколько в церквах золота? В мечеть можно прийти поспать, поесть. Когда я проездом в каком-нибудь городе, я иду именно туда, а не в гостиницу".
— Прихожане всегда помогут и с деньгами, и с работой, естественно, если ты умеешь эту самую работу делать толком. На Востоке не принято нищенствовать. Мусульманин не должен быть тупым и ленивым, ждать чего-то с открытым ртом. Это мне по душе.
Факты налицо
Русские люди подались в мечеть. Их немного, и, скорее всего, такая тенденция в Иркутске широкого распространения не получит (об этом говорит общероссийская статистика). Как относиться к ним? Ренегаты, басурмане, чудаки? Или, может быть, стоит почитать те места Конституции, где говорится о свободе совести; понять и принять? Сугубо личное дело каждого. Можно объяснять влечение русских к исламу тем, что это модно, как в свое время было модным приобщаться к буддизму.
Действительно, как признался Мохаммад-Амин (Денис), за те годы, которые он считает себя мусульманином, перед его глазами прошел добрый десяток интересующихся исламом русских. Однако совсем немного продолжило ходить в мечеть. Эти люди достаточно религиозны: один из собеседников журналиста "Пятницы" отказался отвечать на вопросы, потому что газета со статьей, в которой упоминаются божественные источники мусульман, может попасть в нечистые места (т.е. туалеты, мусорные баки и т.д.).
Интересно, что русских прихожанок в Иркутской мечети больше в несколько раз, чем русских прихожан. Выбор религии чаще всего, как говорится, от замужества. Наверное, замуж идут все-таки не из-за тюбетейки и восточных узоров на обшлагах, а потому что не пьет, работает и на месте не сидит. Надо сказать, русские мужчины, обладающие такими же качествами, спросом пользуются не меньшим.
Радуют две вещи. Первое: русские мусульмане не забывают, что они все же русские. Второе: отсутствие симпатии к одиозным бородатым мужикам-ваххабитам. "Вор должен сидеть в тюрьме". Все четко и правильно.

  • В России около 2500 тысяч русских мусульман и существуют две организации, объединяющие их. В 2000 году был создан "Прямой путь", возглавляемый бывшим православным священником Али Вячеславом Полосиным, а в 2004 г. появился НОРМ (Национальная организация русских мусульман). Название, как говорится, с намеком. Отделение НОРМ существует в Иркутске.

Загрузка...