Коммунальщики нас обдирают?

В 2004 году жители Иркутской области переплатили за коммунальные услуги 125 миллионов рублей

С коммунальщиками у всех нас непростые отношения. Нам всегда кажется, что нас плохо обслуживают, что-то недоделывают, обсчитывают и еще дерут с нас сверх всякой нормы. Очень часто это оказывается правдой. Например, когда в прошлом году по поручению Бориса Говорина областной Комитет цен провел 204 экспертизы затрат коммунальщиков в 26 из 37 городов области, то оказалось, что коммунальщики насобирали лишних денег с населения и предприятий аж на 125 с половиной миллионов рублей. В масштабах области это немного, но сама цифра впечатляет. Значит, нас все-таки обдирают?

У каждой котельной свое топливо
Официальные бумаги областного Комитета цен гласят, что больше всех "перенасчитали" Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское, Саянск, Шелехов, Тайшет и Чунский район. Диапазон услуг, в которых расценки оказались завышены, неширок. В основном коммунальщики переборщили с отоплением, но это и немудрено — отопление стоит дороже всего. Особенно это проявилось в тех районах, где нет централизованного отопления и подачи горячей воды: в Заларинском, Нижнеудинском районах. Там теплом обеспечивают котельные, которые работают на угле и мазуте, что обходится значительно дороже. Вот коммунальные службы и рассчитали оплату по максимальной ставке.
— Расчеты оплаты за отопление усложняются еще одним моментом, — говорит заместитель начальника Комитета цен Любовь Попова, — тем, что там у каждой котельной разные топливо, протяженность сетей и цены. Получается, что на одной улице два соседних дома могут отапливаться разными котельными и платить разные деньги. До сих пор не решено, то ли усреднить цены, то ли оставить их разными. Хозяйственники этим пользуются и считают там, как им виднее.
Жалобы идут через администрацию президента
За 2004 год в Комитет цен поступило 77 письменных обращений от граждан, в которых речь идет о завышенных ценах на услуги (знакомая ситуация, правда?). Только 6 из них пришли из администрации области, зато 51 — из администрации президента. Никто не удивился тому, что большая часть жалоб — на высокую стоимость услуг и их некачественное предоставление. Особенно много обращений от жильцов общежитий.
— Если мы устанавливаем факт завышения стоимости, как это было, например, в Иркутске с ОГУП "Иркутский дорожный учебный центр", — продолжает Любовь Александровна, — то мы направляем туда рекомендательные письма с конкретными предложениями о снижении определенных тарифов. Но нас слушать они совершенно не обязаны. Мы контролирующий орган, но совсем не влиятельный. Главы администраций муниципальных образований просто идут нам навстречу и добровольно предоставляют все расчеты своих коммунальных хозяйств. Но если мы окажем на них излишнее давление, они могут вообще оставить нас без информации. Мы считаем их тарифы завышенными, они так не считают. Однако после последней экспертизы все ответили, что учтут наши рекомендации при пересмотре тарифов на 2005 год. Примечательно, что три муниципальных образования после рассмотрения наших рекомендаций прислали нам новые расчеты и те оказались даже выше, чем были. Причем в одном из городов почти в два раза выше. Придется использовать различные рычаги, чтобы они этого не делали. В частности, влиять своим авторитетом.
— А как с этим обстоят дела у наших соседей?
— В некоторых субъектах Федерации такие проблемы даже не возникают. Например, в Красноярске сохранили тресты, а у нас происходит дробление предприятий на акционерные общества. Это означает, что у каждого АО свой начальник, свои активы, оборудование. То есть дополнительные затраты, которые ложатся на плечи населения. У красноярцев же практикуются централизованные методы подсчета, поэтому статистику вести намного легче.
О переплатах никто не сообщит
Сейчас в Иркутской области делаются различные попытки упорядочить плату за жилищно-коммунальные услуги и контроль за ней. Например, с помощью введения персонифицированных расчетов, когда человек смог бы получать полную раскладку своих долгов с учетом всех льгот, налогов, количества членов семьи, проживающих с ним и так далее. Работа эта непростая, если учесть, что во многих городах до сих пор вносят плату через почтовые отделения и зачастую невольно переплачивают, поскольку не помнят назубок всех расценок. Почтовые же работники и подавно их знать не обязаны, поэтому принимают столько денег, сколько им дают. Жилищные компании в свою очередь не очень стремятся к тому, чтобы предупредить клиента о том, что он заплатил уже за год вперед. Лучше пусть, мол, еще принесет, нам же не хуже от этого.
В данном случае ситуация должна разрешиться с помощью компенсаций. В тех городах, где тарифы были завышены, Комитет цен заставит их снизить. Таким образом жители смогут компенсировать свои излишние затраты. Самостоятельно же этот вопрос ни один гражданин разрешить не в силах.
Переплата за плохое качество
Кстати, отнюдь не все коммунальные службы обеспечивают качество работы путем увеличения тарифов. Самыми стабильными хозяйственниками по результатам проверки оказались Ангарск и Усть-Илимск. Они вообще не поднимали цены, а кое-что даже умудрились снизить. Это достигается путем коммерциализации местных ЖКХ, появлением конкуренции и, как следствие, удешевлением работ. В остальных районах, в том числе и в Иркутске, к этому опыту пока прибегают неохотно. В итоге жители платят кучу денег за услуги не самого лучшего качества. А иногда даже переплачивают.

Загрузка...