Иркутск переживает бум моды на ислам

У каждой религии существуют периоды, когда она каким-либо образом начинает выделяться на фоне остальных, а потом интерес к ней снова угасает. В последнее время все больше людей с любопытством смотрят на ислам. Волна этого интереса докатилась и до Иркутска. Иркутянки в массовом порядке повязали платки и украсились массивными браслетами и поясами. Снова в моде восточный макияж с густо подведенными глазами. Парадокс в том, что вся эта арабская экзотика пришла к нам не с парижских подиумов и не со страниц глянцевых журналов. На первый взгляд кажется, что исламский бум на наших улицах возник стихийно. Но любое повальное увлечение имеет причины и следствия. В причинах попытался разобраться корреспондент "Пятницы".

"Клон" попал в самое сердце
Все началось с телесериала "Клон". История любви и ненависти, снятая в экзотических интерьерах, поразила воображение россиянок всех возрастов. "Клон" стал для них своего рода энциклопедией мусульманской жизни и руководством к действию. Преподаватели школ рассказывают, что ученицы, начиная с 5-го класса, на переменах активно обмениваются впечатлениями по поводу очередной серии.
— Мне очень нравится, как одевается Жади да и все мусульманки в фильме, — говорит 13-летняя Вера. — Эти их струящиеся одежды, украшения... У меня есть такой же браслет с кольцом, как у Жади и Латифы. Мама подарила мне его на день рождения. Летом я его обязательно буду носить.
В ночных клубах Иркутска девушки танцуют с оголенными животами, как Жади. Бедра многих красавиц украшают арабские пояса с монистами или шелковые платки.
Русские танцуют животом не хуже марокканок
На волне дикого интереса к сериалу в Иркутске открылась масса студий по обучению танцу живота. Примечательно, что учиться премудростям экзотического танца приходят не только молодые женщины. В одной из танцевальных студий я встретила 57-летнюю Валентину, которая, по ее словам, в этом танце обрела смысл жизни.
— Увидев восточных женщин в сериале, я поразилась, с каким достоинством они себя держат, какая у них великолепная осанка, походка... Я даже плакала, когда поняла, чего я лишилась. Вот пытаюсь наверстать. Трудно, конечно, было на первых порах. Все болело. Но теперь я чувствую, как я меняюсь и все вокруг меняется.
— Вы хотите стать похожей на женщин из сериала не только внешне?
— Да, я интересуюсь традициями мусульманских народов. Мне кажется, что у них и семьи крепче и жизнь ярче, полноценнее...
От браслета Жади до сур Корана
Чтобы соответствовать полюбившемуся образу, вовсе не нужно ехать в Марокко за подходящими нарядами. Практически все, что показано в фильме, можно купить в Иркутске. Рассказывает Лена, продавец салона этнических товаров.
— Особенным спросом пользуются аксессуары для танца живота. Вот, например, браслет с кольцом. Покупательницы его называют "браслет Жади". А вот серьги, монисто на шею и браслет на щиколотку...
Цены вполне умеренные. Браслет стоит 200 рублей. Ожерелье — 250. Здесь можно купить и сам костюм для танцев, в него входит легкая юбочка, расшитый бисером лиф и пояс со стразами. Стоит такой костюм 6300 рублей.
Исламскую ноту в витринах салона добавляют настоящие афганские хиджабы, состоящие из брюк, длинной расшитой туники и платка. Стоит такой хиджаб до трех тысяч рублей. Кстати, слово "хиджаб" в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Некоторые считают, что хиджаб — это головной платок мусульманок. Однако на самом деле хиджаб — это одежда, прикрывающая запястья рук и пятки. Вот как описан хиджаб в Коране: "И скажи женщинам верующим: пусть они потупляют свои взоры, и хранят целомудрие, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них. И пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди".
Лена показывает еще один хит сезона — кашмирские платки и палантины. Причем, по ее словам, платки берут не только для того, чтобы повязывать на голову или накидывать на плечи, их также используют и для украшения интерьера.
Кстати, мода с исламским оттенком захватила не только женскую половину Иркутска. Молодые парни интересуются тюбетейками и афганскими расшитыми фесками. Ну и, наконец, чтобы до конца почувствовать себя в образе мудрого бедуина или шейха, почему бы не прикупить себе настоящий кальян! По словам Лены, кальяны обычно покупают в качестве дорогого и оригинального подарка.
Но и это еще не все. Интерес иркутян к мусульманской культуре проявляется не только на уровне одежды и украшений. В салоне также продают диски для медитации и расслабления (обычно это вариации на тему тибетской и индийской музыки). В последнее время покупатели стали активно спрашивать диски с записью суфийской (облегченный вариант ислама) медитативной музыки. По словам Лены, некоторые спрашивают даже диски с чтением сур из Корана на арабском языке.
Кому-то нравится роскошь, а кому-то Законы пророков
Впрочем, ислам захватил не только молодежь. Многие образованные иркутяне, которые еще вчера увлекались различными философскими течениями индийских гуру, теперь переключились на изучение ислама. Спрос рождает предложение. В любом книжном магазине Иркутска можно увидеть специальную витрину с мусульманской литературой, начиная с "Заветов пророка" и заканчивая популярной "Исламской кухней". Все это находит отражение и в домашних интерьерах. Снова в моде ковры с арабской вязью, шелковые покрывала и портьеры из прозрачного муслина... Ислам — это не только модно, но и шикарно.
Авраам Руссо — наш ответ Таркану
Популярная музыка также активно подпитывает интерес к исламу. Наиболее ярким воплощением восточных веяний, видимо, следует признать турецкого певца Таркана. В этот же список необходимо занести знойную певицу Шакиру, с которой, собственно, и началось повальное увлечение танцем живота. А Майкл Джексон, говорят, так и вовсе обратился в мусульманство, примкнув к радикальной секте "Нация ислама". В Британии огромным успехом пользуется малайзийская этногруппа "Райхан", прославляющая заповеди пророка Магомета.
Российские поп-музыканты стараются не отставать. Конечно, на первом месте здесь заунывный Авраам Руссо — наш ответ Таркану. Филипп Киркоров также спешит погреть руки у жаркого огня любви россиянок к протяжным восточным напевам. В эфире радиостанций, транслирующих рок-музыку, постоянно присутствует чеченская группа "Мертвые дельфины". Мрачные песни "Дельфинов" очень нравятся русской молодежи. Также нельзя не упомянуть двух татарских барышень: Земфиру Рамазанову и Алсу Сафину. Хотя и та и другая в своем творчестве исламских мотивов не используют, но впечатляет сам факт, что девушки из приличных мусульманских семей стали лицом российской популярной музыки.
Почему русским нравится ислам?
Принято считать, что люди в большей своей массе проявляют интерес к исламским обрядам поверхностно, не понимая их сути. Говорят, что это просто очередное модное поветрие. Сама мода на внешние атрибуты ничего плохого с собой не несет. Наоборот, люди интересуются бытом, культурой других стран. Это хорошо.
Однако ислам для кого-то стал не просто модным увлечением. По данным совета муфтиев России, эту религию уже приняли десятки тысяч русских. Например, в Республике Татарстан и в Нижегородской области в ислам переходят целыми поселками. Год назад по одному из центральных каналов показали историю казанской учительницы, которая стала мусульманкой, чтобы вылечить от алкоголизма мужа. По ее мнению, ислам понятно объясняет, как жить правильно: что носить, что есть, чего не пить, как разговаривать с мужем, как воспитывать детей и сколько раз молиться. И действительно, русские, обратившиеся в ислам, бросают пить, становятся образцовыми семьянинами, старательными работниками...
Загляните на любой женский форум в Интернете, посвященный тому же "Клону". Поразительно, что авторы многих сообщений искренне признаются, что хотят быть мусульманками, носить паранджу и служить мужу...
Мрачное обаяние шахидов
В Иркутске о случаях обращения русских в ислам пока ничего не известно, но уже ходят упорные слухи о том, что некоторые молодые люди попали под мрачное обаяние исламского экстремизма. Запретный плод, как известно, сладок. Тот же Че Гевара для одних был международным террористом, а в глазах молодежи он до сих пор остается символом героизма и силы духа.
38-летняя иркутянка Ирина рассказала, что нашла у сына-восьмиклассника медальон с какими-то арабскими письменами. Началось это с репортажа о боевиках в "Норд-Осте".
— Когда показывали интервью их предводителя Бараева, и девушек-шахидок за его спиной, — рассказывает Ирина, — он так ими восхищался. Как будто это какие-то герои необыкновенные. Я пыталась ему объяснить, что это убийцы. А он: "Ты ничего не понимаешь!" По-соседству живут таджики, он с ними подружился. Перестал есть сало, колбасу, пельмени, мол, вдруг там свинина. Эти таджики подарили ему диски с их музыкой, он только ее теперь и слушает. Мне это неприятно, конечно... Но с другой стороны, он бросил курить. Думаю, что и алкоголь и наркотики ему уже не угрожают.
Впрочем, симпатией к шахидам проникаются не только неокрепшие юнцы, но даже и представители богемы. Недавно я обнаружила в Интернете проникновенные стихи поэтессы Веры Мишкорудниковой, посвященные шахидам, там, в частности, есть и такие слова: "Мы тени на вашем пути, мы — предначертание судеб. И нас не найти, и от нас не уйти, мы сами решаем, что будет. Мы знаем и дружбу, и честь, мы только не знаем пощады. Горячая кровь и холодная месть — мы сами решаем, что надо". Это же совершенно очевидное прославление шахидизма! Сюда же, видимо, следует отнести и скандальный проект экс-продюсера "Тату" Ивана Шаповалова под названием НАТО. Речь идет о певице, которая примерила на себя образ шахидки-смертницы, поющей "героические" песни.
Можно ли быть в этом случае полностью уверенными, что это просто поветрие, которое пройдет точно так же, как любое другое?

Метки:
baikalpress_id:  2 740