Люди из театра

Один день, проведенный журналистом "Пятницы" в театре имени Охлопкова

В кабинете завлита
Мы у завлита — заведующей литературной частью Раисы Дмитриевны Федцовой.
— Много пьес пишут иркутские драматурги?
— Я не хочу никого обижать, но пьесы, которые приносят в театр сегодня, никуда не годятся. Поэтому в нашем репертуаре — классика и произведения современных раскрученных драматургов. Вампиловых, к сожалению, среди тех, кто приходит в театр со своими пьесами, нет. Значит — срочно требуются драматурги!
Сейчас в Иркутском театре имени Охлопкова идет работа над двумя премьерными спектаклями: "Завтра была война" по повести Бориса Васильева и "Мой бедный Марат" по Алексею Арбузову.
На сцене
Все в театре — от художника по костюмам до осветителя — подчинены жесткой руке режиссера спектакля. С режиссерским видением спектакля согласует свои эскизы и макеты главный художник театра — Александр Плинт. Главный художник руководит армией художников-декораторов, столяров, художников-бутафоров, осветителей, костюмеров и многих других служб.
На сцене — репетиция. На освещенном пятачке стоит никелированная кровать, заправленная солдатским одеялом, и огромный шкаф.
— Мы ставим спектакль о блокаде Ленинграда — "Мой бедный Марат" (премьера 29 апреля), — объясняет необычный вид сцены режиссер Геннадий Гущин. — Шкаф в течение спектакля будут разбирать понемногу и жечь в печке-буржуйке. На сцене мы живем в доме, который чудом уцелел от бомбежек в блокадном Ленинграде.
Блокадников играют любимые иркутянами Алексей Лобанов, Анастасия Шинкаренко и Александр Братенков.
В бутафорской
Марина Чудинова, заведующая бутафорским цехом, к серым квадратам шифера приклеивает такие же (метр на метр) квадраты из ДВП.
— Это сборные полы для спектакля "Мой бедный Марат", — объясняет свое занятие Марина. — А вообще, мы работаем не только с шифером, но и с пластмассой, с металлом, с пенопластом (из пенопласта Володя Танхаев делает огромный глобус для спектакля "Завтра была война").
И вообще, Володя — мастер на все руки. Бутафоры Марина Чудинова, Володя Танхаев и Светлана Нечаева помогают актерам погрузиться в реальное пространство военной эпохи.
У главного художника
О сценографии (об оформлении спектакля) "Мой бедный Марат" нам рассказал главный художник театра, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт.
— Для "Марата" мы искали реквизит всюду. Подали объявление в газету о том, что "театру требуется старая мебель". Ездили с Геной Гущиным по адресам. И вот у одной древней старушки нашли эту никелированную ажурную кровать. А со шкафом пришлось помучиться. Долго искали хороший старинный шкаф. Случайно наткнулись на этот вот довоенный буфет. По сюжету пьесы его будут ломать и сжигать в буржуйке, так что в конце спектакля от него останется только скелет. Проще всего было смастерить буржуйку. Володя Танхаев нашел большую бочку из-под краски, выжгли ее изнутри, и получилась буржуйка. На этой печке во время спектакля ребята будут готовить тушенку.
— Будет все реально! — пообещал Александр Плинт. — Тушенка будет шкварчать, пищать и жариться. И запах будет идти по зрительному залу настоящий...
В реквизиторской
Реквизит для спектакля "Завтра была война" подбирают реквизиторы Любовь Жилкина, Ира Животова и Ира Зудилкина. Ирина Животова встретилась нам в фойе с огромным старым граммофоном с блестящей, чуть помятой трубой.
— Он играет?
— Да нет, что вы! Он уже свое отыграл. Мы включаем старые записи предвоенного времени, а он только создает вид, — открыла тайну старого граммофона Ирина. — А вообще, на второй спектакль "Завтра была война", я думаю, много реквизита не понадобится. Ведь действие происходит в школе. Парты, чернильницы, карандаши, большой глобус, окно и горшочек с цветами...
Декорации для спектакля рисуют художники-декораторы Елена Киселева, Ирина Бондарева. Рекламист Вера Гринталь занята разработкой и рисованием афиш.
В костюмерной
— Этюды костюмов для спектаклей "Завтра была война" и "Мой бедный Марат" уже готовы, — говорит Галина Пантелеева, художник по костюмам. — Два школьных платья у нас есть, остальные придется шить. Видите, сколько старья собираю, чтобы были образцы довоенной эпохи. У меня хранятся вещи, на которых стоит печать театра 1936 года.
На "Марата" — там блокадное время — ищем старые свитерочки, пиджачки. Померили что-то, не подошло актеру — снова поиск.
В кабинете у Ирины Рудовской, заведующей пошивочным цехом, веером разложены эскизы костюмов, созданные Галиной Пантелеевой к двум спектаклям — "Завтра была война" и "Мой бедный Марат". Ирина что-то увлеченно выкраивала:
— К премьерам все будет готово. Главное — угодить актерам, а особенно актрисам. Прически актерам создает парикмахер Змеенкова Татьяна.
На хозяйстве
В свой сто пятьдесят пятый день рождения театр должен сиять. Капремонтом занят главный завхоз.
— Я отвечаю за то, чтобы ничего нигде не бежало, не падало и чтобы все светилось, — заявил Анатолий Иванович Кочережко, замдиректора по АХЧ. — Прихожу в театр раньше всех — в восемь утра, когда богема еще спит...
В столярном цехе делают окно для спектакля "Завтра была война". За верстаком — Олег Лушин (заведующий столярным цехом), Александр Денисенко и Александр Кушников. Освещением сцены, ее различными вращениями и техникой заняты электроосветители — Денис Москвитин (зав цехом) и Юрий Козлов. Рекламу будущих спектаклей разрабатывают на компьютере дизайнеры театра Александра Сизова и Алексей Власевский.
О планах театра
Рассказывает директор, заслуженный работник культуры России Анатолий Стрельцов:
— К 60-летию Победы мы готовим два спектакля — "Мой бедный Марат" и "Завтра была война" (в котором примут участие студенты театрального училища). Эти спектакли будут представлены на фестивале в Москве "Поколение next о войне", который пройдет в Государственном театре наций в Петровском переулке. 27 мая мы едем на фестиваль в Мелихове со спектаклем "Дядя Ваня". 1 июня — гастроли театра в Белгороде, 10 июня — в Ростове-на-Дону, 20 июня — в Новороссийске. Я встречался с Никитой Михалковым, достигнуто соглашение, что наш спектакль "Колчак" пройдет на всех флотах России. На главную роль в спектакле приглашен Георгий Тараторкин.
27 марта Иркутскому академическому драматическому театру имени Охлопкова исполняется 155 лет.
Черный квадрат и фары от "эмки"
— Мне нравится, когда декорации меняются вместе с актером, — делится с декораторами своими задумками главный художник Александр Плинт. — Ведь мы на сцене проживаем целую жизнь! Меняется человек, вместе с ним изменяются и вещи, его окружающие, и вообще, мир изменяется. Я интуитивно чувствую пространство и не люблю идолов на сцене. Пространство должно жить. И будоражить зрителя!
Александр Плинт придумал для спектакля "Завтра была война" символ — черный квадрат.
В начале спектакля это классная доска, на которой будут мелом писать школьники, потом этот квадрат станет вдруг страшным, красным — символом войны и тревоги. В конце — белым экраном, на котором будут демонстрировать военную хронику.
— Вот еще достать бы где старый кинопроектор и две фары от эмки, чтобы все было как наяву...
Самое важное для художников-декораторов, для художника по костюмам, для бутафоров и реквизиторов — собственные ощущения, поэтому повести Бориса Васильева сегодня читает весь театр.

Загрузка...