Расследование афер с автогражданкой

Чтобы защитить своих клиентов, страховая компания ведет настоящее расследование в отношении мошенников, которые видят в автогражданке способ нечестной наживы

Еженедельник "Пятница" продолжает серию рассказов о сравнительно новом явлении в нашей жизни — автогражданке. За полтора года действия закона об обязательном страховании многое встало на свои места, но вопросов и проблем по-прежнему немало как у автовладельцев, так и у страховых компаний. Порой даже официальные данные об обстоятельствах ДТП на поверку оказываются, мягко говоря, недостоверными. Начинаются целые расследования — кто прав, а кто виноват в дорожно-транспортном происшествии, кому и в каком размере причитается возмещение ущерба. Сегодня на примере крупнейшего страховщика — компании Росгосстрах — мы расскажем, как страховая компания отстаивает права своих клиентов и борется с неутомимыми мошенниками, которые видят в автогражданке способ нечестной наживы.

"Ваш муж был не виноват..."
Муж Людмилы Красилиной погиб прямо на ее глазах — он вел "Волгу", жена сидела на месте пассажира, когда в машину врезались "Жигули" пятой модели. Всю вину за дорожно-транспортное происшествие списали на погибшего. Безутешная вдова знала, что муж не виноват в аварии, но, находясь в глубоком потрясении, даже не попыталась восстановить справедливость.
Погибший застраховал свою ответственность в Росгосстрахе. Именно эта страховая компания должна была выплатить водителю "пятерки" 98 тысяч рублей. Но внимательно ознакомившись с документами, специалисты службы безопасности Росгосстраха заметили странные противоречия.
— На схеме ДТП я увидела, что столкновение произошло на полосе движения машины нашего клиента, — рассказывает Инна Михалева, заместитель директора по экономической безопасности Управления Росгосстраха по Иркутской области. — Получается, что "пятерка" выехала на встречку. В чем же тогда вина "Волги"?
Вероятно, произошла фальсификация материалов дела, потому что на схеме ДТП следы от юза колес "Волги" были пририсованы. В других документах об этих следах ничего не говорилось. Инна Михалева встретилась с женой погибшего и сказала: "Возможно, ваш муж был не виноват". У Людмилы Красилиной была только одна реакция: "Не ворошите это дело..."
— Когда мне удалось ее убедить, она заплакала и посмотрела на меня как на человека, разделившего ее горе, — вспоминает Инна Николаевна.
В результате уже не водителю "пятерки" полагаются деньги, а Людмиле Красилиной. За гибель человека и ремонт машины должна заплатить компания, в которой застрахован виновник аварии.
Как доказать?
Этот случай — далеко не единственный. С начала этого года Управление Росгосстраха по Иркутской области отказало в выплате двенадцати "пострадавшим". Если сопоставить цифры (в декабре минувшего года около трехсот клиентов Росгосстраха получили возмещение ущерба по автогражданке), получается, что процент подтасовок невелик. И все же он есть. Но с помощью службы безопасности и независимых экспертов удается выявить факты мошенничества или недобросовестного оформления ДТП сотрудниками ГИБДД и восстановить справедливость.
— Наши страхователи часто говорят нам, что они не согласны с решением, вынесенным представителем ГИБДД, и хотят обжаловать его, — говорит Инна Михалева. — У страховых компаний права на обжалование нет. Но мы можем помочь нашему клиенту составить заявление.
Не всегда решение изменяется. А без окончательного решения страховая компания вообще не может признать событие страховым случаем и осуществить выплату. Есть дела, по которым водители судятся месяцами, соответственно, выплаты тормозятся.
Обоюдная вина
В июне 2004 года на прибайкальской автодороге по Московскому тракту произошла авария, обстоятельства которой поначалу казались простыми и неоспоримыми. Дальнобойщик Тимур Казбеков на КамАЗе ехал из Новосибирска в Иркутск. Александр Шаповалов направлялся из деревни Глинки в Зиму на автомобиле ВАЗ-2106. Для того чтобы повернуть с трассы на дорогу в Зиму, Александру нужно было пересечь встречную полосу, по которой как раз следовал КамАЗ. Машины столкнулись, КамАЗ вылетел в болото, кузов "шестерки" сильно деформирован.
По факту ДПТ было вынесено заключение: "В действиях водителя "Жигулей" усматривается нарушение правил дорожного движения". Местный оценщик определил ущерб КамАЗу в размере 170 тысяч рублей. Материалы дела были направлены в страховую компанию Александра Шаповалова — тулунское подразделение Росгосстраха.
Напомним, что по закону максимальная страховая выплата по ущербу транспорту составляет 120 тысяч рублей. Тимур Казбеков сразу получил от Росгосстраха половину суммы и уже радостно потирал ладони, ожидая от страховой компании остальные 60 тысяч. К тому же в частном порядке требовал от водителя "Жигулей" компенсировать ему еще 50 тысяч.
А Александр попал в тяжелое положение. Все шло к тому, что ему пришлось бы продавать свое имущество, чтобы собрать эти деньги. Однако дело приняло совершенно иной оборот.
Руководитель тулунского центра по урегулированию убытков Росгосстраха направил материалы дела для проверки в Иркутск. На место аварии сразу же выехали эксперт иркутской лаборатории судебной экспертизы и руководитель службы безопасности Росгосстраха.
Специалисты еще раз детально изучили место ДТП и характер повреждений у "Жигулей", эксперт провел автотехническую экспертизу. В результате был констатирован факт — обоюдная вина участников происшествия. Водитель "Жигулей" уже закончил маневр, освободив проезжую часть, когда его догнал КамАЗ, изменивший направление движения.
И еще одно обстоятельство — по результатам исследования, проведенного лабораторией судебной экспертизы, установлено, что ущерб КамАЗу составил не 170, а 86 тысяч рублей.
При обоюдной вине обоим водителям причитается по 50 процентов от суммы ущерба. Теперь Александр получает 50 процентов от суммы ущерба в страховой компании водителя КамАЗа. А Тимур должен вернуть Росгосстраху 17 тысяч рублей, поскольку 50 процентов от 86 тысяч — это 43 тысячи рублей.
А была ли авария?
5 ноября прошлого года в иркутский центр по урегулированию убытков Росгосстраха обратился Станислав Михеев со следующим заявлением: "Прошу выплатить мне страховое возмещение по факту ДТП 1 ноября 2004 года на объездной дороге Ново-Ленино между моей машиной "Тойота-Карина" и ГАЗ-3307". Иркутянин предоставил документы — извещение о ДТП, протокол об административном нарушении, вынесенный в отношении водителя ГАЗа — клиента Росгосстраха.
Сотрудников Росгосстраха насторожил характер повреждения машин — "Тойота" была разбита в хлам, а у ГАЗа был лишь деформирован диск колеса. Факт ДТП был поставлен под сомнение, и материалы дела, как водится в таких случаях, поступили в службу безопасности.
— Мы назначили автотехническое исследование, — говорит Инна Михалева. — От имени Михеева тут же позвонил адвокат, он требовал письменного отказа в выплате, чтобы подать на нас в суд. А сам клиент пытался нас убедить, что машина ГАЗ была отремонтирована после аварии, просто сотрудники автоинспекции "не заметили" остальных повреждений.
Все закончилось быстро. Заключение лаборатории судебной экспертизы было лаконичней некуда: данные автомашины в одном ДТП не участвовали. Росгосстрах отказал Михееву в выплате. Причем оказалось, что его "Тойота-Карина" уже участвовала месяц назад в другом ДТП. Тогда в результате столкновения трех машин пострадало семь человек.
Иногда мошенники проявляют недюжинную фантазию! Был случай, когда вмятину на машине подкрашивали такой же краской, как на той, с которой якобы было столкновение. Но у специалистов страховой компании большой опыт, на вооружении у них современное оборудование и отработанные методики. Так что тайное в любом случае становится явным.
Не нужно нервничать
Чтобы нам ни показывали в рекламных роликах про тихо-мирно беседующих в ресторане за чашечкой кофе водителей, когда за окном красуются останки их машин, на деле "автогражданские" процессы добавили не один десяток седин нашим гражданам. Компаний наплодилось как грибов после дождя. В каждом регионе их десятки, а авария может случиться где угодно. И что дальше? Мчаться в город, где зарегистрирована страховая компания виновного? Поэтому большой совет автомобилистам — страховаться в той компании, у которой есть сеть филиалов, и желательно по всей стране. Помимо этого у страховщика должен быть мощный финансовый фундамент, который обеспечит выплаты по автогражданке, а выплат этих, учитывая аварийность на наших дорогах, — огромное количество.
В минувшем году в Иркутской области разбился "Мерседес", застрахованный по КАСКО на полтора миллиона рублей. И несмотря на огромную сумму выплаты, ущерб клиенту Росгосстраха был возмещен без всяких проблем.
— В каждом городе и крупном районном центре есть отделы компании Росгосстрах, — рассказывает руководитель Департамента автострахования Виктор Наймушин. — Это очень упрощает дело. Где бы ни произошла авария, можно прийти в наш отдел в этом же городе. И если застрахованный человек порядочный и не пытается нагреть компанию — проблем с выплатами не будет.
P.S. Фамилии и имена участников аварий изменены.

  • С начала года Росгосстрах по Иркутской области отказал в выплате двенадцати "пострадавшим". С помощью службы безопасности и независимых экспертов удается выявить факты мошенничества или недобросовестного оформления ДТП сотрудниками ГИБДД и восстановить справедливость.
  • Мошенники проявляют недюжинную фантазию. Был случай, когда вмятину на машине подкрашивали такой же краской, как на той, с которой якобы было столкновение. Но у специалистов страховой компании большой опыт, на вооружении у них современное оборудование и отработанные методики.

Загрузка...