Ты — начальник, я — дурак

"В бизнесе работает удачно тот, кто удачно работает с людьми", — напоминает старший преподаватель факультета психологии Иркутского государственного университета Сергей Анатольевич Бышляго.

Занятые не своим делом
— Мой знакомый получил однажды поздравление от актера Михаила Ульянова, с которым они в то время дружили, где среди прочего было: "...и желаю тебе умных начальников".
— Умный начальник — это скорее исключение, чем правило. Потому что управление сродни искусству, в искусстве определяющим является талант или способности. Здесь можно провести аналогию с музыкальностью, с художественным способностями. Если это дано, то это дано исходно.
— Что, и научиться нельзя?
— Какой-то процент людей обучиться, конечно, может, но только при условии, если они обучаемы. А кого-то и близко нельзя подпускать к руководству другими людьми. Девять из десяти руководителей занимаются не своим делом. Это сказывается, естественно, на ситуации в организации, на психическом климате, взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, между коллегами и, в конечном счете, негативно сказывается на эффективности организации в целом. И человек, имеющий склонности и зачатки в других сферах деятельности, имеет тенденцию заниматься не своим делом. Но надо не забывать, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом. Такой пример дает наше образование — можно вложить в человека огромное количество знаний в области менеджмента, маркетинга, экономики и даже психологии, но КПД практического применения их в 90% случаев будет приближаться к нулю.
— Значит, на руководителя выучить нельзя?
— Можно, но весьма ограниченный состав лиц — при наличии определенных задатков и, главное, желания. Золотое правило педагогики, на мой взгляд главное и единственное, гласит: "Ни одного человека ничему научить нельзя, если он этого не захочет сам". И слова "я получил образование" и "мне дали знания" свидетельствуют о потребительской позиции. Никто никому ничего не должен! Это важнейшее условие психогигиены вообще. И более позитивной является другая установка — "я взял, я научился, я овладел, я знаю". Многие руководители забывают о хорошо известном высказывании Рокфеллера: "В бизнесе успешно работает тот, кто успешно работает с людьми". В учебниках по управлению описано от четырех до десяти классических стилей управления. На самом деле это блеф.
— А что, есть только один?
— Нет, их неограниченное количество.
Общая цель команды
— И что является залогом успешности?
— В зависимости от личных, профессиональных, деловых и прочих качеств сотрудника, которым вы управляете либо пытаетесь управлять. И тогда можно согласиться с вами — работает один стиль управления, наиболее подходящий к конкретному лицу.
— Вы так говорите, Сергей Анатольевич, как будто речь идет о любви.
— Понимаете, эффективно функционирующая, или действующая, организация предполагает команду единомышленников, разделяющих общую цель и работающих совместно для достижения этой цели. И высшим пилотажем управления считается создание вот такой атмосферы в производственном коллективе со стороны руководителя.
— Видела я такие коллективы, где все закончилось всеобщим и беспробудным пьянством.
— Не нужно путать, когда речь идет о так называемом попустительском стиле управления. Попустительский, он еще называется либерально-анархический, стиль управления, который предполагает максимум демократии и минимум контроля. Специалисты по управлению его еще очень точно называют "сельским клубом": руководство, вместо того чтобы активизировать ответственность со стороны каждого отдельного сотрудника, занимается заигрыванием и популизмом, но ведь нельзя быть для всех хорошим.
— Но и контора-тюрьма не выход?
— Это другая крайность — стиль диктаторский, авторитарный, где во главе Мао Цзэдун либо Пол Пот, когда минимум демократии — максимум контроля.
Что делать с демократией?
— А где она — золотая середина?
— Истина где-то рядом. Демократический, или коллективный, стиль управления, в котором максимум демократии компенсируется максимальным контролем со стороны руководства. То есть каждый берет себе столько свободы, сколько в состоянии унести, и за которую будет нести полную ответственность. Можно сказать, что это такой стиль управления "по-взрослому". Потому что два предыдущих примера предполагают образ папы строгого или папы, заигрывающего с детьми, один — пряником, другой — кнутом. Самое интересное, понаблюдав многие иркутские организации, я пришел к выводу, что наиболее эффективно функциональными являются организации с авторитарным стилем управления. И проведенные на нашем факультете исследования обнаружили, что 70% взрослого населения Иркутска — люди высокотревожные, как правило, с заниженной самооценкой, с неустойчивой системой самосознания. Отсюда и выводы соответствующие — что они с этой демократией не знают, что делать.
— 70% психов ждут барина: "Барин к нам приедет, барин нас рассудит"?
— Получается северокорейский вариант в миниатюре. Это, конечно, не способствует оптимизации, как во взаимоотношениях внутри коллектива, так и взрослению сотрудников в рамках строго регламентированной, нормативной системы взаимоотношений. Это положение дел лишний раз свидетельствует о специфике нашего менеджмента, и любое безумное копирование зарубежных образцов не только не гарантирует оптимизации дел в организации, но и может привести к серьезным просчетам.
— И вывод?
— Как известное "Умом Россию не понять", так и призывы политтехнологов выбирать не сердцем, а головой, на очередных выборах — это, по сути, глас вопиющего в пустыню, не учитывая нашу ментальность.
— Она какая-то особая, ментальность-то?
— Не хотелось бы скатываться на рельсы славянофильства, уже изрядно заезженные, хотелось бы сказать более нейтрально, исходя из собственной компетенции — организации отличаются друг от друга так же, как люди, индивидуальностью. И поэтому любые сравнения их между собой и тем более с зарубежными аналогами, как правило, ни к чему хорошему не приводили.
Создать иллюзию
Ольга: "Моя начальница — маменькина дочка, настоящая "самодура". Как руководитель — ноль, абсолютное нежелание идти на контакт, не слышит моих предложений (я у нее зам), а у меня два высших образования, и работа очень нравится — чувствую и перспективу, и интерес".
— То, о чем вы пишете, Ольга, скорее норма. Как правило, во многих организациях все как раз на замах и держится, а начальник выполняет функцию свадебного генерала. Вы не одиноки в своем горе — это важный аспект психологической терапии, ваша проблема не уникальна. Даже есть такое выражение: "У толкового начальника зам всегда умница". Конечно, нужно выработать некий иммунитет, принять начальника как неизбежность, как карму. Если вам не нравится ваш начальник — поставьте себя на его место. А как бы вы повели себя, имея в своем подчинении толкового зама? Может быть, тоже начали капризничать, вести себя как балованный ребенок. Оптимальный вариант: если дело нравится — такая позитивная установка трудоголиков, то и занимайтесь делом, погружайтесь в него полностью. Очень внимательно выслушивайте "ценные" указания руководства, соглашайтесь, кивайте — и делайте все по-своему, если считаете свое более целесообразным. Ваша задача стать дипломатом. Закон дипломатии знаете? Говорить правду, только правду, ничего, кроме правды, — но не всю. И наверное, для того чтобы урегулировать свои отношения с начальницей, сделать их менее драматичными, нужно представлять собственные предложения, формулируя их в виде решения начальницы, чтобы у нее создавалась иллюзия, что это она все придумала.
— Это к своим словам добавлять "как вы советовали, как вы говорили"?
— Да, можно и так. Глупый начальник никогда не потерпит, что его подчиненный умнее, чем он сам. Как там в фильме про Буратино: "Ему немного подпоешь — и делай с ним что хошь!" И чем глупее начальник, тем легче запускается этот механизм. А вам, Ольга, нужно быть мудрее.
Зрители начнут скучать
Нелли: "Я привела на работу свою знакомую, она была в трудном положении, просила о помощи. А теперь она мне отравляет жизнь — наговаривает шефу, придумывает пакости и другим сотрудникам. А шеф будто ничего не видит".
— Здесь нужно выяснить, где, на каком этапе вы разошлись со своей знакомой, чего не поделили — либо на работе, либо вне ее. А во-вторых, Нелли, относитесь к ситуации спокойнее, главное — не пытайтесь оправдываться в тех поклепах, которые устраивает неблагодарная товарка. Либо игнорировать наезды, либо подтверждать, но ни в коем случае не опровергать, потому что вы будете подбрасывать топливо в костер организационного междусобойчика. И рано или поздно все утихомирятся, потому что всем станет скучно: если изо дня в день один и тот же ассортимент, зрители начинают скучать и засыпают в своих креслах.
Зачем эта головная боль?
Галина Васильевна: "У нас на работе завелся гаденыш — сплетни распускает, это очень мешает работе. Можно было бы поставить его на место, но он племянник директора фирмы".
— А почему, собственно, нельзя поставить на место? Тот факт, что этот "гаденыш" является племянником директора, не только разрешает, но и заставляет поставить на место. И чтоб директор узнал об этом первым.
Но очень важное условие — нужны неопровержимые доказательства "гадства", чтобы ваша апелляция была аргументирована и документально подтверждена свидетелями; потому что ни один нормальный начальник, при условии, что он нормальный или кажется таковым, никогда не пойдет на конфронтацию с собственным коллективом, особенно если причиной этой конфронтации является собственный сукин сын. Он скорее либо приструнит гаденыша, либо вообще уберет его со сцены. Зачем ему эта головная боль?
Повзрослеть — нереально
Юлия: "У нашего начальника семейные неурядицы, и все теперь зависит, в какой стадии у него отношения с женой, — накричит на нас он или похвалит".
— К сожалению, часто встречаемая ситуация. Абрахам Маслоу, американский психолог, одним из качеств зрелой самодостаточной личности считал умение погружаться в дела, решать производственные проблемы, достигать поставленных целей, не занимаясь при этом самим собой, любимым. Но, к сожалению, руководители тоже люди и ничто человеческое им не чуждо, в том числе и такая инфантильная черта личности, как экстраполяция (перенос) собственных личных проблем на деловые отношения. С женой хорошо — значит, подчиненным повезло, а нет — то лучше не подходить и спрятаться. Подчиненные оказываются заложниками семейной разборки. Юлии остается только позавидовать, потому как перевоспитать руководителя или "повзрослеть" его — нереально. Поэтому, когда ваш шеф не в духе, то лучше действительно не подходить к нему.
— Ждать просветления?
— Остается отслеживать благоприятный и неблагоприятный моменты для деловых контактов.
Начальников выбираем не мы
Людмила: "Мой начальник — человек настроения, ни с того ни с сего может нахамить, а потом извиняется. Можно было бы его простить раз, другой, но это уже система, и никаких нервов не хватает".
— Ситуация перекликается с предыдущей, но в случае Юлии — внешний фактор, а именно жена, а здесь — внутренние конституциональные особенности руководителя. Если в первом случае фазовость настроения во многом не предсказуема: чужая семья — потемки, то в случае Людмилы мы имеем дело с определенной системой, а это уже хорошо.
— Чего же тут хорошего?
— Если вы, Людмила, знаете, чего можно ждать от начальника, то вам проще спрогнозировать его возможные реакции и выработать адекватные способы взаимоотношений. Ведь после грозы всегда солнце. И совет Людмиле — поменьше реагировать на эскапады начальника и ориентироваться на то хорошее, что, безусловно, есть в этом человеке.
— Если он извиняется, значит, не все потеряно?
— Конечно, в этом и заключается искусство общения, потому что, по большому счету, нет человека, который бы полностью удовлетворял нашу систему ожидания в отношениях. Позвольте, Людмила, вашему начальнику быть самим собой. Так же, как и себе. Если уж так невыносимо — увольняйтесь. Времена, знаете ли, не выбирают — в них живут и умирают. И начальников, к сожалению, выбираем не мы. Но живем-то мы не с начальниками. Вот и задайте вопрос: что для вас важнее — отношения с начальником или ваша любимая работа? И тогда все встанет на свои места.
Позвольте себе!
— Сергей Анатольевич, как не стать "дураком" при начальнике?
— Организация и управление организацией представляют собой особый мир, особую реальность, которые функционируют и живут как по собственным законам, так и по законам общечеловеческим, т.е. в организации человек себя ведет все-таки иначе, чем в транспорте, семье или на отдыхе. Он явно либо неявно, переступив порог офиса, цеха, кабинета, подбирает роли или начальника, или подчиненного, роли коллеги, роли делового партнера. Уходя с работы и заходя в магазин, мы становимся покупателями, т.е. клиентами другой организации. Чем больше диапазон этих ролей имеется в психике каждого человека и чем больше способов их исполнения имеется в нашем багаже или в багаже наших навыков, тем более мы гениальны как люди общающиеся. Позвольте себе быть экспериментатором, не зацикливайтесь в одном и том же амплуа грозного начальника или подхалимствующего подчиненного. Это обедняет вашу жизнь, делает ее скучной. Позвольте себе быть разным, тем самым вы будете интересны как вашему руководству, так и вашим коллегам.

Метки:
Загрузка...