Батарейки для людей рекомендовано запретить

Входящие в моду энергетические напитки перестали продавать на дискотеках, возле школ и в ночных клубах

Чуть больше года назад телевизионная реклама познакомила потребителей с энергетическими напитками. Производители энергетиков позиционируют их как мощное тонизирующее средство и неотъемлемую часть новой молодежной культуры. Даже названия напитков являются частью их рекламной кампании — Shark ("Акула"), Red Bull ("Разъяренный бык"), Flying Horse ("Летающая лошадь"), "Динамит", "Бомба", "100 кВт". Стоит банка напитка от 20 до 70 рублей. Рекламные слоганы сообщают, что данные напитки прибавляют энергии, соответственно, избавляют от усталости. Однако специалисты не советуют пить энергетики литрами.

Запахло детством
В магазинах Иркутска предлагают несколько видов энергетических напитков и по разным ценам. Маленькую 250-миллилитровую баночку австрийского напитка Red Bull мы купили за 50 рублей в павильоне на Советской. Рядом с Red Bull стояла целая батарея "энерджи дринков". Чешские напитки Semtex, Erektus, Truck Power и ISO Sprint были в таких же узких и маленьких баночках, как и Red Bull. А отечественный Battery Energy Drink, сделанный в Петербурге на ОАО "Вена", разлили в обычную большую 330-миллилитровую банку.
Упаковка у всех банок красивая, бросающееся в глаза оформление. На вкус все напитки — сладкая газировка. Один энергетик, купленный на пробу, пах как давно забытый напиток "Буратино". Ощущение бодрости такое же, как от пары чашек крепкого кофе. В составе напитков, как правило, кофеин, таурин, глюкоза, витамины... всего десятка два компонентов. У молодежи считается, что эта таблица Менделеева в железной банке поможет шесть часов прыгать на танцполе!
Танцуют все!
Нынче пить пиво немодно. Продвинутая молодежь — сплошь спортсмены-экстремальщики. Поэтому в качестве батареек они используют энергетические напитки.
Молодежь к плюсам энергетиков относит то, что они безалкогольные: нет неприятных объяснений с родителями, а эффект налицо. Мало того, в последнее время вполне обычной для ночных заведений города стала картина, когда компания взрослых людей заказывает коктейли, от которых и без лишних примесей голову напрочь сносит, и просят бармена добавить туда энергетик. После — соревнование, кто энергичнее умеет веселиться.
Возможно, станет дешевле
Дивизионы любителей пива скажут, что за такие деньги лучше литр пива купить. По словам специалистов комитета цен, себестоимость энергетических напитков не выше, чем себестоимость пива. А значительная разница в цене объясняется нагнетанием потребительского интереса. Похожая ситуация складывалась на рынке сладких паст. Когда на прилавках в середине девяностых появились баночки с полосатой шоколадно-молочной массой, продавцы загнули достаточно высокие цены. Однако со временем и наименований данного вида продукта стало больше, и народ объелся этим десертом. Цены на шоколадную массу теперь вполне разумные. Возможно, то же самое произойдет и с энергетиками.
Кстати, продавцы говорят, что спрос на энергетики возрастает постоянно. Если год-полтора назад покупали несколько банок в неделю, то теперь, особенно летом, их берут десятками.
А можно и просто чайком обойтись
По словам врача-нарколога Иркутского наркологического диспансера Олега Рыбалко, эти напитки действительно влияют на организм человека. Только не всегда положительно. Ничего уникального в их составе нет. Если вы возьмете проспект любой фирмы, торгующей пищевыми добавками, вы найдете примерно те же компоненты. К примеру, кофеин — обязательный ингредиент всех энергетиков содержится и в кофе, и в чае, и в какао. Он универсальный стимулятор. Главное — не переборщить с дозой.
Разница в том, что если человек соберется принимать пищевые добавки, то его по крайней мере проконсультируют. Здесь — купил и пьешь.
Возможен и отрицательный эффект. Не исключены повышение артериального давления и бессонница. Кроме того, состояние "избыточного комфорта" в результате неразумного употребления энергетического напитка может делового человека привести к нерасчетливым ситуациям. Например, перед деловой встречей бизнесмен накачался энергетиком. А восприимчивость его организма оказалась таковой, что употребление привело к ложному воодушевлению и снисходительности. Как результат — заключение невыгодной сделки. Дело еще и в том, что коммерсанты наверняка понимают, что спиртное и ведение бизнеса — вещи несовместные. А энергетический напиток считают просто баловством. А если энергетик смешать с алкоголем, тут никто не возьмется говорить о последствиях.
— "Углеводы заряжают энергией, витамины активизируют работу мышц, кофеин бодрит", — цитирует рекламные слоганы Олег Рыбалко. — Подается так, будто сочетание уникальное. Но можно выпить крепкий чай, съесть яблоко — и эффект практически такой же.
Еще о составе. В некоторых напитках есть матеин, помогающий справиться с чувством голода. Одно дело, если человек хочет похудеть, но, разумеется, не каждому это нужно.
— Нельзя сказать, что эти напитки так уж вредны, — продолжает Олег Владимирович. — От одной банки плохо никому не станет. Но не исключено, что люди, верящие в незаменимость энергетических напитков, спустя некоторое время просто не смогут без них жить. Это чисто психологический момент.
— Но, может, лучше пить их, а не пиво с водкой?
— Лучше вообще воздержаться от всякой выпивки, — продолжает Олег Рыбалко. — И вообще, зачем тратить тридцать-сорок рублей на банку неизвестно чего, если любой энергетический напиток действует так же, как чашка крепкого чая и яблоко.
Запретили, но как-то не совсем...
Две недели назад все это энерговеселье прекратилось. Причина в том, что в конце января нынешнего года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко рекомендовал региональным властям запретить продажу энергетиков в школах, на дискотеках и в ночных клубах. Производителям энергетической жидкости он велел строго соблюдать рецептуру и не добавлять чрезмерно большие дозы тонизирующих веществ и витаминов.
Представители всех дискотек Иркутска нам сказали, что энергонапитков у них больше нет. В школах детям не разрешают приносить эти банки.

  • Все энерготоники делятся на две категории: в одних больше кофеина, в других — витаминов и углеводов. "Кофейные" напитки предназначены заядлым трудоголикам и студентам, которые работают или занимаются по ночам, а "витаминно-углеводные" — активным людям, предпочитающим проводить свободное время в спортзале.

Метки:
baikalpress_id:  2 556