Иркутский аэропорт закрывается, но не навсегда

На прошлой неделе состоялась пресс-конференция с участием руководителей ФГУП "Аэропорт Иркутск", на которой было объявлено о начале грандиозной реконструкции, в результате которой состояние и внешний вид воздушных ворот города приблизятся к мировым стандартам. Подробности предстоящей реконструкции выяснял корреспондент "Пятницы".

Воздушные ворота Иркутска выглядят убого
Здание аэровокзала в Иркутске было построено в 80-е годы прошлого века, как это было принято в советское время, по типовому проекту. Видимо, тридцать лет назад считали, что индивидуальные проекты для каждого города — излишняя роскошь. В результате наши воздушные ворота практически ничем не отличались от десятка точно таких же аэровокзалов в других городах СССР. Индивидуальность ему придавали, пожалуй, только оригинальные берестяные панно на стенах.
С тех пор там мало что изменилось. И по оснащенности, и с точки зрения современных требований к интерьеру наш аэропорт не выдерживает никакой критики. Не очень приятное впечатление дополняют многочисленные киоски.
Непригляден пейзаж и вокруг самого здания. Какие-то уродливые бетонные блоки, перекрывающие путь к выходу, и опять торговые киоски, разбросанные тут и там. Честно говоря, выглядит все это очень провинциально, мрачно, а местами даже убого. И самое обидное, что это видят все, кто к нам приезжает, начиная от президента страны и заканчивая рядовым транзитником.
Реконструкция нам необходима
Слухи о предстоящей реконструкции ходили уже давно, и вот наконец лед тронулся. На прошлой неделе генеральный директор ФГУП "Аэропорт Иркутск" Алексей Куликов официально заявил, что реконструкция зданию просто необходима.
— Мы очень отстали от требований времени, — признался гендиректор, в то время как аэропорты-конкуренты Красноярск и Толмачево в Новосибирске активно развиваются. Для нас очень важно стать аэропортом, не имеющим ограничений по приему самолетов. Мы уже сегодня в два раза увеличили объем международных перевозок, но, чтобы работать по мировым стандартам и быть более привлекательными для российских коллег и иностранных партнеров, возникла необходимость удлинения взлетно-посадочной полосы в сторону Байкала, реконструкции аэровокзального комплекса и развития дополнительных услуг для пассажиров.
Как выяснилось, работы по удлинению взлетно-посадочной полосы на 400 метров в сторону Байкала начнутся уже в августе этого года. На эти цели федеральный центр выделил 52,5 миллиона рублей. Причем Алексей Куликов отметил, что удлинение полосы произойдет в пределах нынешних границ аэропорта и не заденет территории исторического мемориала — места массового захоронения жертв политических репрессий, расположенного буквально в двух шагах от забора аэропорта. Напомним, что пять лет назад в связи с удлинением полосы возник вопрос о переносе захоронения, и по этому поводу шли очень бурные дискуссии. Иркутская общественность высказалась категорически против переноса памятника.
Пассажиры будут выходить к самолету по лестнице
О том, как будет выглядеть здание аэровокзала после реконструкции, рассказал Алексей Рендоревский, директор по строительству и реконструкции аэропорта.
Как выяснилось, проект разрабатывался индивидуально с помощью специалистов института Иркутскпромстройпроект. Согласно замыслу проектировщиков, в результате произведенных работ общая площадь здания должна будет увеличиться почти на 3 тысячи квадратных метров. Также радикально изменится фасад здания, он приобретет современный "хайтековский" облик. К старому зданию со стороны кафе "Кристина" будет пристроен четырехэтажный комплекс, где разместятся службы аэропорта, представительства авиакомпаний и зал для транзитных пассажиров. Службу выдачи багажа перенесут в основное здание, что позволит получать багаж, не выходя из здания аэровокзала.
Впрочем, изменения коснутся не только фасада здания. По словам Алексея Рендоревского, будут изменены технология обслуживания пассажиров и система выхода к самолету. Теперь на первом этаже будет проводиться регистрация пассажиров, а досмотр, зал ожидания и выход на посадку разместятся на втором. Правда, речь не идет о современных телескопических трапах, как в Шереметьево, до этого мы еще не доросли. Пока это будет обычная лестница. Техническое оснащение реконструированного здания будет соответствовать современным требованиям безопасности и удобства пассажиров.
Вместо парка автостоянка
А какая судьба ждет многочисленные торговые точки? Будут ли они, как и прежде, загромождать здание изнутри?
По словам гендиректора, после реконструкции в здании аэровокзала останутся только самые необходимые киоски, призванные обеспечивать комфорт пассажиров.
— Мы бы не хотели, чтобы здание аэропорта напоминало барахолку, — резюмировал Алексей Куликов.
Однако это еще не все. После реконструкции должна преобразиться и прилегающая к зданию территория. По словам Алексея Куликова, предприятию в аренду переданы парковые зоны у аэропорта. Возможно, многих огорчит то, что исчезнет небольшой парк перед международным терминалом, но им придется пожертвовать, так как со следующего месяца вся нагрузка по перевозке пассажиров ляжет на международный аэровокзал. Парк решено снести и освободить место для автостоянки.
Пассажиров будут обслуживать в международном терминале
Теперь о цене вопроса. По словам Алексея Куликова, реконструкция руководству ФГУП обойдется около 150 миллионов рублей. Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств предприятия.
— Финансовые возможности для этого есть, — заверил гендиректор, — работы по реконструкции нужно провести в кратчайшие сроки, до июня 2006 года.
Кстати, о сроках. Выяснилось, что реконструкция здания будет проходить в несколько этапов. Первый этап, собственно, уже начался. В настоящее время правое крыло здания обнесено забором.
— Сейчас проводятся работы, которые можно сделать без закрытия аэровокзала. Но с первой декады марта до конца мая — начала июня аэровокзал будет закрыт, и все обслуживание будет происходить через международный аэровокзал, — рассказал директор по строительству и реконструкции аэропорта.
На втором этапе, в ноябре-декабре 2005 года, планируется увеличить площадь здания в сторону перрона и провести реконструкцию самого здания с полной заменой технологического оборудования.
Таким образом, на время и первого, и второго этапа работ внутренний терминал будет полностью закрыт. Перевозки будут осуществляться через здание международного аэровокзала. Летом, когда пассажиропоток существенно увеличится, перестраиваемое здание будет использоваться для обслуживания пассажиров.
Теперь о выносе аэропорта за город можно забыть
Теперь немного о грустном. На фоне всех этих грандиозных замыслов перед иркутянами неизбежно встает вопрос: аэропорт реконструируется, в него вкладываются огромные средства, следовательно, в ближайшее время о выносе его за пределы города не может быть и речи? А ведь Иркутск является лидером по количеству авиакатастроф, и о необходимости переноса говорится уже лет десять.
С этим согласен и сам Алексей Куликов: "Если бы решили вопрос о выносе аэропорта за город, это было бы благом для всех, но сегодня это решение не принято. Затраты очень большие. Нет площадки..." Таким образом, аэропорт укореняется еще больше в Иркутске. А значит, нам еще предстоит соседствовать с ним долгие годы. Одно утешает, что выглядеть он будет достойно.

Загрузка...