Системные ошибки

Одним из главных переживаний западной прессы является неизбывная тоска по поводу отсутствия в России независимой публицистики. Надо, чтобы они (и все прочие желающие) прочитали большую статью Юлии Латыниной в "Новой газете" за N 11. Лично я не знаю, чего еще надо написать, чтобы с гарантией оказаться в числе политических узников Матросской Тишины.
Там, в статье то есть, предсказан неизбежный крах "системы Путина", причем работа настолько убедительна и незаурядна по силе эмоционального воздействия, что невольно проникаешься верой — кирдык "системы" воистину неизбежен. Естественно, говорится о новом классе "опричников-особистов", подмявших под свои интересы всю экономику и политику государства, убедительно доказываются вся нелепость и очевидная вредительская сущность современной "вертикали власти", раскрываются факты прямого сговора высших чиновников и крупных предпринимателей. Не забыт и кавказский узел, где чеченская война плавно перетекла в боевые действия по всему Северному Кавказу, как, впрочем, и по всей территории России. Анализируя события от бредовой покупки Юганска фирмой, зарегистрированной чуть ли не в рюмочной, до монетизации льгот, от трагедии Беслана до украинского позорища, Юлия Латынина приходит к выводу о системном кризисе режима Путина, режима, который "не может не ошибаться".

Сместим акценты
Совершенно очевидно, что мы сегодня не понимаем, при какой форме государственного устройства протекает наша единственная и неповторимая жизнь. Живем ли мы в демократической республике или в условиях неочевидной монархии — даже на этот простой, в сущности, вопрос нет внятного ответа. А может быть, мы живем под управлением корыстного и безоглядного клана, того самого, который Юлия Латынина называет "особистами". Важно ли это? Для кого как. Для меня неизмеримо важнее другое.
В частности, какова цель пребывания моего и других поколений, с которыми я имею честь сосуществовать, в стране под названием Россия. И я точно знаю, что это ни в коем случае не удвоение ВВП и тем более не досрочное погашение всего внешнего долга страны.
Да, мы сегодня живем в государстве-муляже. Муляжом является абсолютно все, начиная с инфляции в 7% (посмотрите на рост цен на мясо и бензин за год 2004) и заканчивая заседаниями Государственной думы, где 450 человеческих макетов изгаляются над нашим здравым смыслом каждый по-своему: кто голодает за права угнетенных, кто призывает свергнуть правительство, твердо зная, что свергнуть его не сможет (да и не хочет, на самом деле).
Думское же большинство доходит в своем нездоровом цинизме до откровенного беспредела — оно не то чтобы голосует против отставки правительства, оно даже не воздерживается. Оно попросту не голосует вообще! То есть окончательно расставляет все точки в вопросе о своей компетентности и необходимости. Оно, это позорное единороссийское большинство, элементарно никому не нужно, оно даже не муляж, оно фантом, то, чего в реальной действительности не существует, в нем просто нет необходимости.
А вот теперь, господа и товарищи, давайте действительно сместим акценты и спросим самих себя: кто все это сделал? Не 99 ли процентов населения страны России сходились в том мнении, что прежний, "допутинский", парламент — это мерзкий балаган, где депутаты выходят на трибуну в клоунских нарядах? Не мы ли все как один считали, что это сборище веселых недоумков надо разогнать вчистую? И наверное, это вовсе не мы избрали в высший законодательный орган страны то, что сегодня там и имеем. Хотели — получите. 300 с лишним пластилиновых солдатиков с конечностями, гнущимися по сигналу зеленого свистка.
Нам самим очень хотелось, чтобы был порядок. Никто ведь не предполагал, что его наведение, в конечном счете, выльется в систему назначения губернаторов из Москвы в качестве противовеса продажности чиновников и милиционеров, за зеленые деньги готовых пустить бандитов хоть в детские ясли. Да еще и сопроводить их с почетом.
Мы сами желали, чтобы власть была сильной. Мы ведь не думали, что сила проявится в отнятии льгот у слабых при оставлении и даже увеличении оных у "сильных", то есть у тех, кто погрузил рожу в корыто и годами ее оттуда не вытаскивает, — у депутатов и чиновников.
Есть статистика: потери гостранспортников от льготников составляли 80 миллиардов рублей в год. Есть другая статистика: содержание парка для отечественных чиновников из 240 тысяч автомобилей ежегодно обходится государству в 90 миллиардов. Со статистикой номер один благополучно управились. К статистике номер два даже не прикоснулись. Мы, конечно же, не предполагали, что бравое "мочилово в сортире", столь полюбившееся патриотам, обернется 22 июня в Назрани и 1 сентября в Беслане.
Мы сами создали то, что имеем. И не надо говорить про "административный ресурс" при проведении выборов. Да, на нас влияют, но если мы настолько подвержены любому влиянию, то мы — стадо. И говорить в таком случае вообще не о чем. И незачем.
В лице едином
Ну хорошо, власть за последний год действительно наворотила столько ошибок и внутри, и снаружи, что какой другой стране хватило бы лет на пятьдесят. Ну и почему? Мы же сами ее такую вот выбрали, так почему? Все любят говорить про отсутствие "обратной связи". То есть до государства не доходят истинные нужды населения, власть, дескать, страшно далека от народа. Ладно, как тогда эти самые нужды доходят до власти в других, более "уравновешенных" странах?
Считается, что там за всеми движениями правительства и т.д. зорко наблюдает группа лиц или партий, находящихся к этой власти в оппозиции. И что, когда действующий режим не справляется с работой, в результатах которой заинтересованы избиратели, оппозиция приходит к управлению страной и кардинально меняет курс? Да нет, кончено.
Там все дело в нюансах, а курс уже давно и надежно определен. Курс, на самом деле, простой — чтобы все члены общества могли жить, не принося вреда согражданам и не вызывая тем самым социальных потрясений.
Какая российская оппозиция в состоянии сменить курс нынешней власти? И самое главное, каков он вообще — этот самый курс? Согласитесь, чтобы что-то менять, надо хотя бы знать, куда движемся. К чему, так сказать, стремимся. Говорят, что к удвоению ВВП, будь оно неладно. Зачем?
Какая, скажите мне, оппозиция сегодня в состоянии сменить курс не нормального налогообложения предпринимателей, а процветающей системы "откатов" от бизнесменов к чиновникам. Где она, та оппозиция, которая наконец определит внешнюю политику России? Кто он, тот оппозиционер, который четко скажет, где наши друзья, а где — совсем наоборот. Кто, в конце концов, объяснит, почему надо впопыхах отдавать острова китайцам и говорить гневное "нет!" японцам. И почему мы в таком случае тащим нефтепровод не в сторону Пекина, а в сторону Токио? Отчего мы обвиняем американцев в помощи террористам в Чечне, но поддерживаем Буша на выборах? Что вообще происходит? Власть нам этого объяснить не хочет.
Однако никакая сегодняшняя оппозиция этого объяснить не может. Все их толкования сводятся к одному простому тезису — эта власть плохая, этот режим антинародный, поэтому все так хреново. С нынешними оппозиционерами, конечно, все станет куда как лучше. Все просто на самом деле. Пока нет определенного курса — нет и полноценной оппозиции, способной этот курс корректировать. Пока нет курса, власть вынуждена сама себе эту оппозицию придумывать. Превратили "Единую Россию" в сборище андроидов — придумали партию "Родина", превратили парламент в филиал правительства — придумывают "общественную палату".
На передаче у Познера
"Времена" называется передача. Там в последний раз спорили о нужности или, наоборот, ненужности последнего ноу-хау российской власти. Власть решила, что надо сделать такую общественную палату, где будут проходить экспертизу важнейшие государственные законопроекты. Сидели там авторы идеи и говорили что-то о том, что крайне необходим такой вот орган, "независимый от политики". Надо, дескать, чтобы там не было представителей политических партий, потому что последние "не отражают интересов всех слоев" и т.д.
Первый вопрос, который возник у меня лично, был простым, и был он следующим: раз современный российский парламент состоит сплошняком из членов партий, которые ни черта "не отражают", то на кой он вообще нужен, этот самый парламент? Второй вопрос был не сложнее: раз абсолютное большинство Думы фактически назначено Президентом, то зачем нам еще одна контора, где изначально планируется, что две ее трети снова будут "предложены" им же? Как, вообще, все это понимать?
Нам сказали: коренное отличие будет в том, что за работу в общественной палате не станут платить зарплаты и ее заседателям не дадут персональных авто с мигалками. Поэтому в палату попадут люди исключительно честные и бескорыстные. Какой из этого я должен сделать вывод? Вероятно, тоже самый простой: поскольку здесь все будут наконец-то принципиальны и озабочены народными чаяниями, то все, что было до этого, — туфта и безобразие. В частности, современный отечественный парламент. В последнем я, впрочем, и до истории с палатой не сомневался. Но тут уже убедили окончательно. С самого верхнего уровня.
Так вот и играемся в "оппозиции" и "противовесы", чтобы совсем народ не заскучал. Чтобы обозначить "деятельность". Чтобы была видимость курса. Которого по-прежнему нет. Не проложено. ВВП не подходит. Никому не понятно, для чего его необходимо "удвоять". Очевидно, капитану нужен штурман или лоцман. Или кто угодно, лишь бы был компетентен в практике принятого в мире судовождения.

Метки:
baikalpress_id:  26 808