Судьбы всей области хранятся в областном Управлении ЗАГС

Работники хранилища не имеют права рассказывать о прочитанном

Сотрудники отдела обработки и комплектования документации знают о каждом жителе области все — где и когда родился, кто ваши родители или усыновители, когда умерла ваша прабабушка и родился первый сын. Они даже знают, что ваша тетя сменила фамилию на вымышленную, а дядя оформил отцовство на незаконнорожденную дочь. Только информация эта дальше стен отдела не выходит, так как представляет собой тайну.

Вместо 75 лет документы будут храниться век
Недавно отдел обработки и комплектования документации Управления ЗАГС администрации Иркутской области переехал из старого здания на новый адрес.
Это связано с изменениями в законодательстве. Раньше метрические книги хранили в течение 75 лет, а потом передавали на бессрочное хранение в Государственный архив. Теперь сшитые в книги сведения о всех жителях области в отделе Управления ЗАГС будут храниться 100 лет. В связи с этим появилась необходимость расширить площади, ведь за 25 лет появятся еще несколько тысяч различных сведений о населении области.
О том, как ведется работа с документами, нам рассказала Наталья Михайловна Ведерникова, заместитель начальника Управления ЗАГС администрации Иркутской области.
10 миллионов записей в век
В каждом районном центре нашей области существует свое маленькое управление, всего их 36. А в 37-м вся информация из этих 36 отделений обрабатывается и хранится.
В помещении площадью 396 квадратных метров очень много стеллажей, прямо как в библиотеке. Здесь есть и указатели, и алфавитный перечень, только книжки не научные и не художественные. В книжки сшиты сотни листков, каждый из которых рассказывает об отдельном человеке.
К примеру, книжки под цифрой 1 означают рождение. Значит, в этом томике собраны документы о регистрации новорожденных. Один листок — один ребенок. Естественно, в подшивку документы собирают в хронологическом порядке.
В таких книжках примерно по 250 бумаг, например с 25 сентября 1997 года по 15 ноября 1997 года. Каждому городу или району отведен свой стеллаж, все по алфавиту.
Всего цифр на книгах семь, в соответствии с семью видами записей актов гражданского состояния, которые хранит управление — брак, рождение, установление отцовства, расторжение брака, усыновление и смена имени.
На сегодняшний день в отделе комплектования собрано 32 тысячи книг, это примерно 10 миллионов (!) актовых записей. Эти данные собраны за ХХ век и начало ХХI, информация по ХIХ веку уже передана на бессрочное хранение в Государственный архив.
Наталья Ведерникова объяснила, что все бумаги оформляются на местах, допустим в Ангарске, в двух экземплярах. Один остается для местного архива, а другой высылается в областной. То же самое происходит в Усть-Илимске, Бодайбо, Братске, Тулуне и так далее.
Второй экземпляр потребуется, если вдруг что-нибудь случится с первым. Тогда сведения всегда можно будет восстановить.
Метрики появились во времена Петра 1 дзаг
Идея сбора сведений о рождении и браках россиян появилась у царя-новатора Петра Великого в 1722 году. Именно тогда в церквах начали записывать даты рождения детей. Младенцев приносили крестить и тут же заносили данные о них в церковные книги вместе с именами родителей. То же самое делали при венчании молодоженов.
Многие книги тех лет сохранились до сих пор. После революции, в 1918 году, метрики были признаны действительными. Иркутские и областные церкви передали все эти тома в Управление ЗАГС.
Официально же ЗАГС в России стал существовать с 1918 года, то есть сегодня ему 86 лет.
От чернил до компьютеров
Сейчас все архивные данные, которые в былые времена были записаны чернилами от руки на обычных листочках, переносятся в компьютерную базу данных. До 90-х годов документы о женитьбе, разводе и так далее разрешалось заполнять только чернильными перьевыми ручками. После 1990 года разрешили писать шариковой ручкой, а после 1995 года все записи стали оформлять на компьютере.
Доступ в архив имеют только сотрудники
Если, к примеру, вы раньше жили в Усолье, а потом переехали в Иркутск, то за всеми справками (при утере документов) вам придется обращаться в Усолье, несмотря на то что в Иркутске также имеются все данные о вас начиная от рождения.
Отдел не работает с гражданами напрямую. Сведения здесь выдаются только по запросу ЗАГСа того места, где вы получали документ первый раз. Только после их запроса, если по каким-либо причинам на месте документ не сохранился (сгорел, сгнил, был съеден мышами), из Иркутского хранилища отправят выписку. Тогда в родном городе (или по почте) вы сможете получить дубликат документа.
Преступнику не поможет смена фамилии
В банке данных обязательно появляются все записи о ваших действиях. Первое — вы родились, потом женились, позже у вас родились дети, дальше, возможно, вы развелись, потом, предположим, второй раз женились и усыновили ребенка супруги. Через несколько лет вы захотели сменить фамилию или имя на более звучное. В общем, все эти манипуляции обязательно отразятся в записях управления.
Или другой вариант. Человек совершил преступление и решил скрыться за новым именем. Сменить его он, возможно, сумеет, но только это не спасение. Если известно прежнее имя нарушителя, то милиция легко на него выйдет. Контакт с управлением у милиционеров отлажен очень хорошо.
Кроме этого, сюда поступают запросы из военкоматов, судов и служб безопасности для проверки биографических сведений. В 2004 году отдел ответил на 24 тысячи запросов.
Фамилию Шереметьев ребенок не получит
Матерям-одиночкам, оказывается, выбрать вымышленную фамилию и отчество для ребенка не удастся. Малыш автоматически получает фамилию и отчество матери, если какой-нибудь мужчина не придет и письменно не подтвердит, что это его чадо.
Если такового не имеется, младенец будет расти под фамилией матери, чтобы не возникла путаница. Потом, после 18 лет, ребенок сможет самостоятельно изменить фамилию. Кроме того, фамилия изменится, если появится усыновитель — новый папа.
Насчет имен закон демократичен. Хоть Сталина, хоть Сабрина, хоть Зимниада, но только не цифровой код. Хотя иногда сотрудникам ЗАГСа приходится внушать родителям, что ребенку лучше не давать, к примеру, имя Фрося — дразнить будут.
Работникам архива проще всех составить генеалогическое древо
Да уж, родословную здесь составить очень легко — был бы доступ. Но это позволено не всем. При оформлении на должность будущий сотрудник управления подписывает документы о неразглашении сведений. За нарушение светит статья. Работники не имеют права даже подтверждать или опровергать какие-либо сведения.
Если вдруг ребенок, взятый приемными родителями из детского дома, узнал, что его усыновили, и пришел за подтверждением в ЗАГС, ему ничего не ответят. Право сообщить об усыновлении имеют только его приемные родители.
Уход за книгами лучше, чем в музее
Два раза в неделю в отделе санитарный день. Книги пылесосят, вытирают, чистят, моют полки. Сохранить в хорошем виде листочек сто лет и дольше не так-то просто. К этому делу здесь подходят очень серьезно.
К примеру, метрическую книгу Подкаменской-Николаевской церкви 1917 года до сих пор можно легко читать. Затрудняет прочтение лишь буква Ъ в словах, а в остальном все понятно — дата рождения, имя (в честь святого, которого чтут в этот день), имена родителей, вероисповедание.
Сейчас отдел временно не работает из-за переезда. А с 15 марта сюда снова начнут поступать тысячи запросов из различных структур.
Однако поступление сведений о браках, разводах, смертях не останавливается ни на один день. Каждый месяц сюда поступают тысячи извещений, которые необходимо обработать.

Метки:
baikalpress_id:  26 824