Дети в Среднем продают керосин

Их бизнес не дает покоя учителям и милиции

В поселке Среднем, Усольского района, большую часть дня дети проводят у крупного придорожного магазина. Здесь они реально зарабатывают деньги: проезжим автомобилям нужно топливо, у них оно есть, причем дешевле, чем на АЗС. Как относиться к детскому бизнесу — поощрять, закрывать глаза или наказывать, пытался разобраться корреспондент еженедельника "Пятница".

Малолетние бизнесмены на АЗС
Многие автомобилисты помнят еще, как в начале 1990-х годов практически на всех АЗС города и области появились дети, предлагающие свои услуги — сбегать отнести деньги кассиру, открыть бензобак, заправить автомобиль, протереть стекла. Естественно, за деньги. Водители платили, сколько считали нужным или сколько не жалко.
Позже волна такого детского бизнеса схлынула. Вдаваться в причины мы не станем, но основная, конечно же, — развитие цивилизованного рынка на автозаправках. Теперь все то, что предлагали подростки, выполняют юноши и девушки в фирменной одежде — сотрудники автозаправочных станций.
К тому же милиция без дела не сидела и постоянно, хотя это и малодейственно, разгоняла малолетних бизнесменов по домам, а тех, у кого дома нет, увозила в детприемники.
Допускать, чтобы дети дышали парами бензина и выхлопными газами, государство не должно. Но предоставляет ли оно детям другую возможность заработать?
Сейчас встретить юного работягу на заправке можно, но крайне редко. То ли появились новые способы детского заработка, то ли дело неприбыльное — неясно.
В Среднем бензобизнесом заниматься выгодно
Ситуация на АЗС изменилась практически везде, но в поселке Среднем, Усольского района, самое доходное дело на сегодняшний день — продажа керосина. И это понимают даже дети.
В Среднем дислоцируется летная воинская часть, собственно, летчики и их семьи — основное население полузаброшенного поселка.
Работать в Среднем почти негде, положение близко к катастрофическому. Все, кто мог, покинули поселок. Теперь там стоят несколько абсолютно пустующих многоэтажных домов, в которые не разрешают заселяться гражданским — предназначены они для военных. Разграбленные дома зияют черными окнами, штат части сокращен до минимума, но самолеты с аэродрома все-таки взлетают.
Остался в поселке лишь один более-менее доходный бизнес — продажа керосина. Говорят, что авиационный керосин добывают из заброшенных цистерн прямо из-под земли, куда во времена застоя закачивали про запас стратегические тонны керосина.
Добытчики (взрослые местные жители) привозят керосин в канистрах к главному магазину поселка, расположенному на Московском тракте. Здесь же зачастую останавливаются дальнобойщики — зайти в магазин за провизией, пообедать в кафе. Им-то и предназначен керосин.
Дети. Школа. Керосин
И все бы ничего, но во всем этом бизнесе задействованы дети. Они являются посредниками между продавцами и покупателями. Подростки почти весь день дежурят у магазина, некоторые пропускают занятия.
Школа бьет тревогу, сотрудники отдела по делам несовершеннолетних Усольского РОВД не знают, как с этим бороться, — не действуют ни уговоры, ни угрозы, ни воздействие на родителей. Дети зарабатывают деньги, родителей это устраивает.
"Сегодня керосин будет?"
Чтобы увидеть все своими глазами, мы отправились в Средний.
К магазину подъехал КамАЗ, водитель пошел по своим делам. В это время из магазина вышли два прилично одетых подростка (многим по опыту прошлых лет кажется, что подрабатывают в основном дети из неблагополучных семей).
— Пацаны, насчет керосина — это к вам?
— К нам.
Познакомились. Степа и Сергей работают с керосином уже два года. Сейчас им по 14 лет. Кроме них сюда на заработки приходят еще несколько человек.
Самому младшему из них пять лет — он караулит машины дальнобойщиков, когда те ходят по магазину или обедают. Сегодня он "на работу" не вышел — холодно.
Что касается керосина, то оказалось, что литр "подземного" горючего стоит 11 рублей 50 копеек. Для сравнения: дизельное топливо на АЗС — 14 рублей 70 копеек. Разница в 3 рубля 20 копеек с каждого литра весьма существенна. К тому же, по словам всех пользователей автомобилей на дизельном топливе, керосин гораздо лучше солярки, а когда он еще и дешевле, то радость двойная.
Пацаны рассказали, что за посредничество они имеют 50 копеек с литра. Если учесть, что каждый водитель дальнего следования покупает от 200 литров (а это 100 рублей), то заработок для 14-летнего юнца неплохой. Тем более дальнобойщики здесь — частые гости.
Конечно же, день на день не приходится — иногда пацаны зарабатывают по 500 рублей, иногда 200 на двоих.
— Наверняка школу пропускаете?
— Ну конечно, когда болеем, к примеру. А из-за работы — никогда, — утверждают юные добытчики.
Учатся Степан и Сергей в первую смену, сюда приходят после школы. После окончания 9-го класса собираются пойти учиться в ближайший техникум или профессиональный лицей — в Тайтурку, Усолье или Тельму.
— А как же бизнес?
— Не, это же так, от балды. Нужны деньги — пришел сюда.
Мальчишки рассказали, что "начальство" не заставляет их работать: захотели — пришли, проголодались — разошлись по домам.
Родители к бизнесу детей, по словам Степы и Сергея, относятся спокойно. Пока они на своей работе, дети на своей.
— Куда деньги тратите?
— На компьютере играем! Ну и так, сигареты покупаем и другое.
У парней уже есть свои клиенты, которые ищут их сами, когда нужно топливо. Но даже постоянным покупателям скидок нет. Задача парня — обсудить с водителем цену и количество покупаемого керосина. Потом все эти сведения передаются "начальнику". Продавец и покупатель отъезжают от магазина, где и происходит купля-продажа. С пацанами рассчитываются тут же, без обмана.
Что такое хорошо? И что такое плохо?
Ирина Волкова, начальник отдела по делам несовершеннолетних Усольского РОВД, рассказала, что всего юных бизнесменов за два года в Среднем замечено одиннадцать человек. По каждому из них периодически проводятся проверки.
Многие родители сказали сотрудникам инспекции, что они в курсе того, чем занимается в свободное время их дети, против этого они ничего не имеют.
Что удивительно, почти все дети из нормальных полноценных семей. Одна из основных проблем — учителя жалуются, что дети пропускают занятия.
Для милиции такие бизнес-дети — головная боль. Работа не безопасная — дорога, автомобили, скорость, керосин. К сожалению, уже есть случай гибели ребенка. Мальчик попал под колеса отъезжающего назад грузовика.
После этого сотрудники вновь посетили родителей с наставлениями, однако действия это не имело. Одна мама даже написала расписку, что берет всю ответственность за занятия своего сына, ученика 4 "А" класса, на себя.

Метки:
baikalpress_id:  2 200
Загрузка...