Вагон-ресторан "Байкала" в Новый год пустует

Пассажирам, оказавшимся в пути в новогоднюю ночь, не до веселья

В каждом поезде дальнего следования есть вагон-ресторан. Это самое любимое место тех, кто несколько дней добирается до пункта назначения. Ведь только здесь можно поесть нормальной горячей пищи, при этом удобно сидеть и со стола убирать не надо! О том, какими бывают пассажиры, как и чем живет бригада ресторана, рассказали сотрудники вагона-ресторана поезда N 9 Иркутск — Москва.

Ресторан "девятки" и еще нескольких поездов обслуживает ООО "Огма". В каждой бригаде вагона-общепита 5 человек — директор, официант, официант-разносчик, повар и ночной кухонный работник. Все сотрудники ресторана имеют соответствующее образование.
Работает ресторан с 9 до 23 часов местного времени. Очень непросто работать, когда поезд едет на запад, сутки увеличиваются, и работать приходится дольше обычного. К тому же не все пассажиры (особенно выпившие) понимают, что ресторан ночью не обслуживает. Они недоумевают — раз поезд едет, значит, и ресторан должен работать! Однако несговорчивых клиентов все-таки меньше.
Спят работники общепита в обычных купе, которые предоставляет дирекция "Байкала". По словам женской части бригады ресторана, в рейс приходится брать по 8—10 белых блузок — на смену. Возможности стирать и гладить здесь нет, а выглядеть нужно всегда на сто процентов.
Кстати, внешний облик ресторана за последние несколько лет поменялся кардинально. Здесь больше нет металлической посуды, прикрученных к столам солонок, бумажных букетиков. Теперь все красиво и презентабельно — красивые шторы и скатерти, белая фарфоровая посуда, полная сервировка и обслуживание, как в лучших домах Лондона...
Лето — сезон иностранных туристов
Елена Шарова, директор вагона-ресторана поезда "Байкал", рассказывает, что летом самыми частыми гостями ресторана являются интуристы (немцы, американцы, испанцы, итальянцы, англичане, французы, голландцы). Иностранные граждане приходят, чтобы попробовать традиционную кухню Сибири. Естественно, не пренебрегают и национальными напитками.
Работникам ресторана, чтобы накормить иностранца, не обязательно знать английский в совершенстве:
— Да и сами они не все знают английский. Так, на уровне понятий "курица", "мясо", "рыба", "картофель" и общаемся. Проблем не возникает. В этом деле нам к тому же очень помогает меню, составленное на двух языках.
Выяснилось, что иностранцы очень любят вкусно покушать, но большее предпочтение отдают курице и овощным салатам, без майонеза. Завтраки у иностранцев традиционные.
— Если интурист заходит утром в ресторан, то мы уже точно знаем, что он будет есть: яичница, масло, джем, сыр, хлеб.
Интересно то, что по утрам они едят очень много хлеба, в обед всего пару кусочков, вечером один или вообще без хлеба.
По словам работников ресторана, иностранцы не прочь выпить. Любимый напиток — русская водка. При желании здесь можно купить и коньяк, и виски, и мартини, и вино, и джин, и все остальное. Но все же чаще такие напитки покупают русские, а иностранцы, особенно немцы, предпочитают водку. С собой в купе иностранцы, в отличие от русских, алкоголь не берут. Русские же гуляют чуть ли не круглосуточно. А чем еще в поезде заниматься?!
Самые жадные клиенты — американцы
Сотрудникам ресторана на колесах больше нравится работать с немцами:
— Они более благодарные, чем, например, англичане или испанцы. Не выпендриваются, доброжелательные. А самые жадные — американцы.
Выражается это, в первую очередь, в чаевых — американцы никогда не оставляют лишних денег. А когда делают заказ, то обязательно несколько раз переспросят цену, сравнят, выберут то, что подешевле.
Рублей нет, возьмите доллары
Все цены и расчеты в ресторане в рублях. Бывает, что у пассажира в пути заканчиваются российские деньги. Доллары в ресторане не принимают ни при каких условиях:
— Бывает, что клиент сделал заказ, поужинал, а денег не хватило. В таком случае мы ждем большой станции, где есть обменный пункт. Никто не обманывает, все утром приходят и приносят долг.
Иногда просто, выпив лишнего, забывают заплатить и уходят. Но мы же в поезде — никто не исчезнет. Утром клиенту напоминаем, и он без разговоров расплачивается.
Очень богатые люди тоже ездят на поезде
Пассажиры в "Байкале" бывают очень разные — от простых до очень и очень-очень богатых. Бизнесмены (например, тюменские нефтяники) зачастую едут на поезде намеренно — чтобы хоть эти несколько часов отдохнуть, выспаться. В ресторан такие люди ходят редко — все заказы им приносят в купе вагона бизнес-класса. Но если ходят, то денег не жалеют — водка, коньяк рекой, хорошие чаевые.
Можно заказать даже жареной картошки с салом и луком
Меню вагона-ресторана очень похоже на меню обычного ресторана — горячие блюда, закуски, напитки и прочее. Кроме того, здесь есть и вегетарианские блюда, и фирменные, и на заказ.
— Бывает, придут мужички, водку пьют и закусывают только пельменями. И не потому, что у них на другое денег нет, просто им хочется именно пельменей.
Иногда некоторые просят: "Пожарьте картошки. Только не надо фри, а по-простому — на сковороде, с салом, с луком".
От таких заказов сотрудники не отказываются: главное — угодить клиенту.
Новый год в пути
Встречать Новый год на колесах нашим героям приходилось только один раз, было это в 2002 году.
— Мы приехали в Москву 31 декабря. Отправление в Иркутск в 23.00. В эту ночь мы решили работать. Ждали, что придут желающие отметить Новый год. Никто не пришел. Ни один человек даже не заглянул! Так мы и просидели сами, отметили, чокнулись лимонадом и ушли спать.
Такое событие общепитовцы приняли с пониманием:
— Никто с хорошим настроением 31 декабря в поезде не едет. Либо это срочная командировка, либо люди едут на похороны, тут не до веселья. К тому же в этот день в поезде пассажиров можно пересчитать по пальцам.
Звезды в ресторан не ходят — спокойно не поешь
Бывает, что на "девятке" едут известные люди, но работники ресторана их видят редко — обедают они прямо в купе, так как в ресторане слишком много внимания.
— Мы обслуживаем их прямо в купе. Часто даже не замечаем, что это звезды. Как-то, например, через вагон прошла компания. Одна из женщин поздоровалась с нами, широко, доброжелательно улыбнувшись. Когда они удалились, нам кто-то говорит: "Вы видели аншлаговцев?" Только тут мы поняли, что это была Регина Дубовицкая и ее юмористы.
Пассажиры бывают и пьющие, и пристающие, и буйные
За годы работы в ресторане у сотрудников накопилась куча историй, не все они добрые. Бывает, к примеру, что посетители сильно напиваются и начинают приставать. И ладно, если просто к столу приглашают, а то дело доходит и до рукоприкладства.
Иногда начинают ругаться, выяснять отношения между собой. Или засыпают прямо лицом в салате или под столом. В таких случаях на помощь приходят сотрудники милиции, едущие в сопровождении поезда.
Сотрудники ресторана тайком подкармливают спортсменов
Очень часто в "девятке" возят спортсменов на соревнования. Обычно заявки на такие группы приходят заранее. В заявке оговаривается, в каком городе сядет группа, в каком количестве и что нужно приготовить. Обычно это комплексные обеды.
Недавно мужчина-тренер приводил парней-борцов на обед. Нас он сразу предупредил, что они не должны за время следования поправиться — иначе не пройдут по весовой категории. Не разрешал им есть мясо, сладкое. Так они потом тайком прибегали, скупали шоколад и просили сотрудников их не выдавать.

Загрузка...