Иркутянам не дадут оглохнуть

В Иркутске создается карта шумового загрязнения города

Как в любом большом городе, в Иркутске много источников шума. Автомобили, которых с каждым годом становится все больше, причиняют страдания жителям домов, окна которых выходят на проезжую часть. В квартирах домов, расположенных вокруг аэропорта, приходится увеличивать громкость телевизора, когда пролетают самолеты. Население Первомайского нервничает каждый раз, когда слышит грохот проезжающих рядом поездов... Говорят, что ко всему можно привыкнуть. И это действительно так. Однако специалисты утверждают, что постоянное воздействие шума очень плохо влияет на человеческий слух. Потерять его можно гораздо раньше отпущенного природой срока. Подробнее о шумовом загрязнении Иркутска еженедельнику "Пятница" рассказал заведующий отделом физических факторов Центра Госсанэпиднадзора Иркутска Олег Снопков.

Шумовой проблеме 90 лет
Шумовая проблема возникла в Иркутске в 1914 году, как только появились первые автомобили. Естественно, в наше время эта проблема стоит особенно остро. Ведь в Иркутске нет подходящих транспортных развязок. Грузовые автомобили ездят прямо по центру города, тогда как в некоторых других городах они имеют право передвигаться лишь по объездным путям.
И еще пробки... В них скапливается огромное количество почти всех видов транспорта, кроме гужевого. Нетрудно себе представить, что испытывают граждане, под чьими окнами все это творится. Им не остается ничего другого, кроме как жаловаться в санэпиднадзор.
Грохочущие районы Иркутска
— В Первомайском много шума от железнодорожного полотна, — рассказывает Олег Николаевич. — В домах, расположенных вблизи аэропорта, то и дело трясутся стекла и мерцают экраны телевизоров. Еще от населения поступают жалобы на шум от расположенных на первом этаже кафе.
Самым грохочущим местом центра Иркутска специалисты называют пересечение улиц Ленина и Горького. Особенно страдают жильцы дома N 9 по улице Ленина, рядом с которым расположен поворот трамвайной линии.
— К сожалению, сейчас невозможно переделать все иркутские дороги, — продолжает Олег Снопков. — Однако не помешало бы установить шумозащитные экраны, как это делается в Москве. Они конструируются с наклоном, в результате шум отлично гасится.
Иркутск — большое пятно шума
Новая карта шумового загрязнения пока еще не разработана, есть только схема, составленная в 1983 году. Но за это время все, разумеется, очень сильно изменилось. Автотранспорта стало в несколько раз больше. Олег Николаевич говорит, что, в принципе, город Иркутск — одно большое пятно шума.
Карта шумового загрязнения составляется следующим образом. Берется улица, на которой методично, через короткие промежутки, производятся замеры, подсчитывается количество проезжающего транспорта. Причем делается отметка о том, дизельный это или бензиновый двигатель. Затем все параметры наносятся на карту.
— Такая карта незаменима при возведении нового жилья. Проект любого строительства должен заверяться в нашем учреждении, — объясняет Олег Снопков. — И тогда мы можем, к примеру, порекомендовать переделать план так, чтобы окна спален не выходили на загрязненную шумом улицу. Лучше пусть это будут окна кухонь. Можно также высадить для поглощения громких звуков деревья. Если строго следовать нашим рекомендациям, жалоб от населения не будет.

  • Болевой порог слуха у каждого человека разный, но, по словам специалистов, никто не выдержит, если окажется возле прогревающего турбины самолета. Барабанные перепонки разорвутся моментально.
  • Гигиенический норматив единый, но у каждого человека слух устроен индивидуально. Считается, что в среднем для человека это частота от 16 до 20 000 герц. Чем старше человек, тем сильнее закостеневает ушная мембрана. Соответственно, звуковая проводимость понижается. Зато усиливается костная проводимость. Допустим, если бриться электростанком и заткнуть уши, вы все равно будете слышать работу моторчика. Звук воспринимается не только из воздуха, но и через твердые предметы. Особенно хорошо улавливаются низкие частоты.

Шум не дает жить спокойно
Евгения Алексеенко живет в Первомайском недавно, поэтому к шуму от железной дороги все еще не привыкла:
— Поезда проезжают в сотне метров от моего дома. Грохот такой, что спать невозможно, хоть уши затыкай, — возмущается Евгения. — Соседи говорят, что скоро я перестану на это обращать внимание, но пока шум, прямо скажем, не дает спокойно жить.
Сергей Язев — директор Иркутской астрономической обсерватории. Она расположена на остановке "Ипподром", совсем рядом с аэропортом:
— В этом здании я живу не один десяток лет и могу заверить, что сейчас ситуация гораздо спокойнее, чем, например, в 60-70-х годах прошлого столетия. Тогда самолеты пролетали над домом чуть ли не каждую минуту. Когда в те времена к нам приезжали погостить родственники или знакомые, они постоянно спрашивали, как мы это переносим. Но ничего, можно и в таких условиях нормально жить.
Екатерина Ивановна переехала в дом N 9 по улице Ленина шесть лет назад:
— Шума с каждым годом здесь только прибавляется. Мало того что трамваи грохочут, так под нашими окнами еще и студенты постоянно свои машины ставят, музыку громко слушают. А еще пробки часто возникают. Очень неспокойное место. Я раньше на Литвинова проживала. Ни в какое сравнение с этой улицей она не идет. Тоже центр города, но тише в несколько раз.

Деревенским жителям шум не помеха
О влиянии шума на человеческий слух рассказывает профессор кафедры общей гигиены ИГМУ, доктор медицинских наук Михаил Некипелов:
— Городской шум на здоровье людей влияет отрицательно. Исследования показывают, что страдают от шума в первую очередь мужчины. По этой причине у них ослабевает слух. У женщин наблюдаются нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем. Степень влияния зависит также и от типа чувствительности к шуму. Сверхчувствительным людям приходится намного тяжелее, нежели тем, у кого тип чувствительности средний или минимальный. А если жить в спокойном месте, например в деревне, то идти к врачам по поводу потери слуха, скорее всего, не придется.

Метки:
Загрузка...