"Алло... Такси заказывали?"

Условия работы иркутских таксистов оставляют мало шансов пассажирам на комфорт и безопасность поездки

Службы такси в Иркутске растут как грибы. Сегодня их количество достигает нескольких десятков. Едва ли не каждый иркутянин хотя бы раз в жизни пользовался услугами автомобиля с шашечками. Для многих слово "такси" является синонимом слов "безопасность" и "комфорт" на дорогах. Вызывая машину на дом и оплачивая проезд по весьма недешевым тарифам, мы верим, что за рулем сидит настоящий профессионал. На самом деле это вовсе не так. И если вероятность того, что на такси известной фирмы нас увезут в лес и ограбят, равна нулю, то вот шанс попасть в аварию весьма велик. Что на самом деле кроется за внешним лоском многих крупных автотранспортных предприятий Иркутска, специализирующихся на услугах такси? Об этом — расследование еженедельника "Пятница".

Старожилы без стажа
Моего собеседника зовут Александр. Он работает водителем в одной из иркутских фирм такси. Работает всего два месяца, но, что самое интересное, уже считается там старожилом — стал таковым после четырех поездок.
— Текучка в фирмах такси ужасная, — говорит Александр. — Люди не держатся больше месяца, потому что работать очень тяжело. Более того, иногда даже невыгодно, поскольку за сутки ты можешь ничего не заработать, или даже отъездить в минус.
Отчего же так происходит? Чтобы не быть голословными, мы просто опишем процесс приема на работу водителей, условия их работы и требования, которые к ним предъявляются.
Виноват, не виноват — плати!
Начнем с того, что, когда человека принимают на работу в такси, он должен заплатить залог, который в разных фирмах варьируется от полутора до трех тысяч рублей. Причем сумма зависит исключительно от желания владельцев.
С одной стороны, их можно понять. Как говорят сами предприниматели, таким образом они страхуются от нерадивых водителей, которые могут отработать одну смену и просто уйти, не положив ни рубля в копилку фирмы. Но с другой — это абсолютно не объясняет того факта, что залоговая сумма не возвращается даже в том случае, если человек решает уволиться. А если кто-то все же настаивает на возвращении этой суммы, ее могут запросто изъять в виде штрафных санкций.
Штрафы в службе такси — это вообще отдельная тема. Их там берут охотно, и перечень проступков, за которые водителя могут оштрафовать, занимает целый печатный лист. Штрафуют за обсчет фирмы, обсчет пассажира, за опоздание на заявку, за то, что не заехал на автомойку. Причем не во всех случаях виноват может быть водитель, однако накажут именно его. Но если такие штрафы еще могут называться объективными, то как относиться к таким штрафам, как, например, за неправильную парковку возле офиса или за неполную залоговую сумму?
Также при приеме на работу с водителей берут деньги за направление к наркологу — 150 рублей за бумажку, которая должна выдаваться бесплатно. 50 рублей берет сам нарколог. За 200 рублей в обязательном порядке продают карту города. После этого водителю еще надо пройти медицинскую комиссию — это еще 50 рублей за фотографию и 150 рублей за саму справку.
Стажировка за десять минут
Очень интересным пунктом является обязательная стажировка. За нее берут еще 250 рублей. Стажировка представляет собой десятиминутную поездку. После чего представитель фирмы якобы делает выводы о профессиональных навыках водителя, и его выпускают на дорогу возить пассажиров.
Отдельная тема — автомобили, которые эксплуатируют в этих, даже самых раскрученных, фирмах. Внешне они выглядят вполне пристойно, однако чаще всего их техническое состояние не соответствует норме. Их годовой пробег часто достигает 200 тысяч километров. Это значит, что у них изношенная ходовая часть (проще говоря, плохие тормоза). В салоне часто холодно, и у самого водителя за смену просто коченеют конечности. При этом расход топлива тоже превышает заводские установки, особенно во время поездок в черте города.
Заправляет машину водитель на те деньги, которые зарабатывает в процессе работы. При этом фирма берет с него еще и плату за аренду автомобиля, что составляет от 500 до 700 рублей в сутки. Еще водитель должен отдать 20 процентов от всей наработанной суммы. И если все вышеперечисленное еще можно понять, то непонятно, почему водитель должен платить каждые сутки 50 рублей за рацию и еще 50 в некий фонд фирмы? И 150 рублей, которые почему-то берут за мойку машины с самого водителя, независимо от того, помыл он ее или нет?
"Удачи да лохов побогаче"
Надеяться на честность работников такси не приходится. Поскольку за сутки удачливый таксист зарабатывает около 500 рублей — только благодаря тем пассажирам, которых он довозил в обход диспетчера. Как говорят сами водители, когда сдают свою смену напарнику, — "удачи тебе да лохов побогаче". Потому как только благодаря растяпам да подвыпившим пассажирам водители имеют шанс принести домой со смены хоть какую-то приличную сумму.
Давая таксисту по ошибке пятьсот рублей вместо пятидесяти, и не надейтесь, что он окликнет вас. А забыв в машине свои вещи, не пытайтесь их вернуть. Ведь единственное, на что приходится рассчитывать таксисту, который, кстати говоря, работает на вполне законных основаниях — это левый заработок. Иначе все заработанные за сутки деньги уходят к владельцам фирмы и на бензин. При этом, кстати, водитель такси еще должен бесплатно развозить сотрудников фирмы (это называется техпоездка) по домам. И заметьте — за свой счет! Ведь бензин он покупает сам.
24 часа за рулем
— Сейчас на улицах гололед, и у нас каждую смену бьется по две-три машины, — говорит Александр. — Мне сейчас тридцать лет, и, знаете ли, очень сложно выдержать 24 часа за рулем. Такой темп еще более-менее выносят молодые пацаны, которым лет по двадцать. Но ведь у них совсем нет опыта вождения. Вот и бьются. Да и сам я под конец смены плохо соображаю. Как можно гарантировать пассажиру безопасность, если за рулем уставший водитель, который не может объективно оценивать обстановку на дороге?

  • В пресс-службе ГАИ нам сообщили, что статистики по нарушениям правил водителями такси у них не ведется. Почему — ответить затруднились. Мол, по маршрутным такси — сколько угодно, а вот частные фирмы мы не затрагиваем. Это более чем удивительно, ведь водители такси также попадают в ДТП и нарушают правила дорожного движения.

Метки:
baikalpress_id:  2 116
Загрузка...