Наш фарфоровый друг

Унитаз — лицо хозяйки и зеркало общества

Ретирадник, фекалепровод, отходное место, уборная, сортир, ватерклозет — все это синонимы слова, знакомого нам с детства. И если туалет дома — это священное место, где мы можем расслабиться, то туалет общественный — осознанная необходимость, где можно получить удар по самому чувствительному месту. 19 ноября в России впервые отмечался Международный день туалета. Структуры, имеющие к этому праздничку самое прямое отношение, всячески себя пиарили, но, пожалуй, дальше всех в вечность плюнул Петербургский водоканал, открыв первую и пока единственную в России выставку "Эволюция общественного туалета".

Экскурсоводов здесь нет
Экспозиция разместилась в большом павильоне. То тут, то там среди стендов белеют или чернеют островки цивилизации — унитазы всех времен и народов. Экскурсоводов здесь нет, пришедшие самостоятельно изучают предмет, вычитывая различные подробности на стендах, которые снабжены подробными чертежами и схемами.
Появление первого туалета датируется 3 тысячами лет до нашей эры. Как он выглядел, на выставке не отображено, зато понятно, как выходили из положения более поздние наши предки. В Помпее в качестве унитазов использовали огромные вазы, в которых были прорублены отверстия для ног. Римляне, у которых в 315 году до нашей эры было 144 общественных туалета, пошли дальше и придумали выводить продукты жизнедеятельности наружу. Как правило, все их туалеты имели стоки в реки или море, что никого не смущало. Не смущало тогдашних римлян и то, что вместо туалетной бумаги они были вынуждены пользоваться некоей губкой, привязанной к палке. Первым делом пришедший в туалет должен был выбрать себе такую, простите, подтирку и смочить ее в соленой воде или уксусе, вероятно чтобы продезинфицировать.
В средневековой Европе о туалетах тоже знали и пользовались ими даже в замках. Как правило, эти помещения располагались на первых этажах, то есть где-то на 10—15-метровой высоте. Стоков, подобно римлянам, рыцари не делали, предпочитая им выгребные ямы. Можно предположить, насколько неудобно было закованным в латы рыцарям посещать отхожее место во время какого-нибудь пати по случаю победы на турнире в соседней провинции. Возможно, именно по этой причине разыгралась трагедия в Эфрутском замке (Германия) в 1183 году, где под императором Фридрихом и его рыцарями попросту проломился пол и они попадали в выгребную яму с 12-метровой высоты. "Многие потонули" — так заканчивается повествование об этом несчастном случае.
Королеве было стыдно, а поэту — нет
Отдельное место на выставке занимает стенд, посвященный Джону Харингтону, изобретателю ватерклозета. Этот остроумный господин, кстати, по основной своей профессии поэт-переводчик, а совсем не водопроводчик, сначала установил некое подобие современного унитаза со сливным бачком у себя дома и как-то похвастался им перед королевой Елизаветой. Высокая особа пришла в восторг и приказала такую же штуковину установить у себя во дворце, а вот патента на изобретение Харингтону, своему крестнику, не дала по причине стыдливости. Было это в 1596 году, и только через 200 лет ватерклозет обрел настоящую жизнь — когда изобрели изогнутую отводную трубу, в результате чего в туалете перестало дурно пахнуть.
Так унитазы с бачками вошли в жизнь состоятельных граждан, а трудягам оставалось пользоваться отхожими местами общего пользования. В России, в частности в Петербурге, строились так называемые ретирадники — туалеты на несколько человек, иногда с писсуарами, иногда представляющие собой обычные постаменты с прорубленными очками. Среди архитекторов тех времен даже проводились конкурсы на проекты отхожих мест, среди основных требований которых значилось просторное помещение и защищенность от ветра и чужих глаз. Впрочем, тепло в таких туалетах не было, расход топлива был таким, чтобы обеспечивать нормальное функционирование системы водоснабжения. Кстати, мы позаимствовали у европейцев идею выгребных ям, поэтому сооружения состояли из фекалепровода и фекалеприемника.
Очень интересно смотрятся на выставке образцы санитарно-технической мысли столетней давности. Например, английский унитаз "Святой Лаврентий", сработанный в конце XIX века, и сейчас может украсить приличный туалет в приличной квартире. На высоте и финская сантехника образца XIX столетия — унитазы, хоть и потрепанные временем, но выполненные из чугуна и эмали, соответствуют нынешним стандартам удобства. Здесь же можно подробно рассмотреть составляющие части бетонного унитаза с деревянным сливным бачком. В бачок вставлялся специальный свинцовый вкладыш, который держал воду. Поплавки же были выполнены из меди или стекла.
Экономим воду и туалетную бумагу
Отдельное место занимают современные достижения, среди которых есть унитаз из нержавейки антивандальный. Он представляет собой некое подобие унитаза, которым пользуются в поездах, только привинчен большими болтами к квадратному постаменту. Нынешние вандалы вряд ли смогут его сломать, разве что вынесут всю эту гору из нержавеющей стали и сдадут ради корысти в какой-нибудь пункт.
Следующий предмет гордости — "умный унитаз". По внешнему виду ничего интеллектуального собой не представляет, но зато, как сказано в аннотации, "санитарно-техническое устройство туалета, работающее при повышенном давлении, позволяет экономить воду в сливном бачке". Изобретатели этого чуда Валерий Гурьянов и Юрий Рахметулов заглянули в недалекое будущее, когда всю Россию переведут на счетчики воды.
Еще одно чудо инженерной мысли — "Биуни" — унитаз, совмещенный с биде. На крышке есть несколько кнопок, нажимая которые, можно управлять устройством. Например, облегчили душу, нажали кнопку — помыли что нужно, нажали другую — струя теплого воздуха обдула и посушила. Отец "Биуни", Геннадий Багаев, рассчитывает на востребованность этих унитазов лечебными учреждениями. Кроме того, какая экономия туалетной бумаги!
Представлены на выставке и туалеты в стационарных кабинах — биотуалеты и специальные для инвалидов. На фото можно рассмотреть и передвижные ватерклозеты — с виду обычный автобус, а внутри можно делать что хочешь, правда, знающие люди говорят, что это не очень удобно из-за маленького пространства. И наконец, венчает экспозицию "золотой" унитаз из числа тех, которые некогда устанавливали у себя в квартирах новые русские. Унитаз и вправду блестит матовым золотом, но сделан не из благородного металла, а такой эффект достигнут благодаря титановому напылению.
А в общем, цель выставки не в том, чтобы продемонстрировать, кто куда в какой исторический период ходил по нужде, а отразить культурные процессы в обществе. И если честно, все не выходят из головы те 144 общественных туалета в Древнем Риме. Разве есть их столько в том же Иркутске спустя тысячелетия?

Загрузка...