Детей надо загружать

В середине 70-х годов, когда Кристина Орбакайте отправилась в первый класс, ее мама ужаснулась той нагрузке, которая свалилась на ребенка в школе. Алла Пугачева тогда даже спела "Песню первоклассника", посвященную этой проблеме. Песня, как мы помним, заканчивалась словами "То ли еще будет...". С тех пор прошло почти 30 лет. Технический прогресс шагнул далеко. Нынешним школьникам приходится осваивать более сложные понятия и явления, чем синхрофазатрон. И теперь нам кажется, что наши дети загружены под самую завязку. Однако иркутский педагог Елена Дзятковская считает, что дети могут усваивать на 30 процентов больше информации, чем сейчас.

Смогут, если захотят
Заявление Елены Николаевны Дзятковской о том, что современные дети не только должны, но и могут усваивать на тридцать процентов информации больше, чем сейчас, вызвало легкий шок. "Неужели школьный портфель станет на тридцать процентов тяжелее, чем сейчас? А количество уроков увеличится на треть?" С такими вопросами корреспондент еженедельника "Пятница" обратился к доктору педагогических наук, заведующей кафедрой Иркутского института усовершенствования учителей Елене Николаевне Дзятковской.
— Нет, конечно. Существует государственный стандарт учебных нагрузок, который никто не отменял. Я говорю о другом. О том, чтобы сделать учебу гораздо эффективнее. Ведь дети действительно могут учиться лучше! Все без исключения.
Самым серьезным аргументом в пользу теории Дзятковской для меня стал тот факт, что у нее шестеро детей! Старшему сыну Денису — 28, а младшей Ванде — 9 лет. Папа — доцент ИрГТУ, преподаватель, профессиональный художник. А мама, профессор, полностью поглощена написанием учебников и созданием инновационных технологий в образовании. Причем в деле создания учебников участвует вся семья без исключения: "И читаем, и рисуем, и времени хватает!" — говорит Елена Николаевна. Папа и мама генерируют идеи, а дети иллюстрируют их.
Получается здорово. Но когда же они успевают заниматься образованием своих собственных детей?
— А я никогда не сижу с детьми, когда они делают уроки, — говорит Елена Николаевна. — Я просто помогаю им адаптироваться к школе, научиться учиться. Это важно. Ведь если ребенку учитель делает замечание: "Будь внимательнее!" — то это не значит, что кто-то учил ребенка быть внимательным. Никто не научил его правильно запоминать текст, правильно решать задачи. А этим надо заниматься целенаправленно. И вот тогда с учебой вашего ребенка происходят настоящие чудеса.
Дзятковская не ставит экспериментов на детях
Экспериментальной площадкой для реализации здоровьесберегающих технологий (а именно здоровье школьников — основа образовательного проекта Дзятковской "Экология. Здоровье. Школа") стала школа N 19 в Академгородке города Иркутска. Шесть лет назад в школе в качестве экспериментируемого был выбран один из первых классов, который вела Надежда Леонидовна Михайлова, педагог с большим опытом работы.
— Для начала были проведены медицинские исследования. Детей осматривали терапевты, невропатологи и психотерапевты, и с медицинскими заключениями могли быть ознакомлены только родители, — вспоминает Надежда Леонидовна. — А потом в течение четырех лет мы внедряли программу Елены Дзятковской, тщательно следя за здоровьем школьников. Результаты поразили не только родителей: этот класс стал самым лучшим по успеваемости в параллели. Больше того, время показало, что и сейчас эти дети отличаются от сверстников не только хорошей успеваемостью, но и добротой, чуткостью, умением сопереживать. Это не просто успешный класс (теперь уже 6-й), это дружный класс. Упор был сделан на национальную культуру, на изучение основ духовности и на познание животного и растительного мира Иркутской области. Ребята учились по авторским учебникам Дзятковских "Экологическое творчество" (иллюстрации к которым сделали дети). Тогда, шесть лет назад, помимо экологического проекта обкатывался будущий проект "Учись учиться". Дети получили множество приемов, с помощью которых учеба перестала быть нудной обязанностью. Учебный процесс плавно переходил в творческий.
В чем суть эксперимента?
Здоровьесберегающие образовательные технологии были внедрены Еленой Дзятковской и в новый проект, который называется "Учись учиться". Уже в апреле 2005 года в Москве будут изданы новые учебники с таким названием. Причем работу по изданию учебных пособий взяла на себя Российская академия образования в лице главного редактора журнала "Экологическое образование", доцента А.Н.Захлебного.
— Главная задача, которую мы ставим в начальной школе, — говорит Елена Николаевна, — создание личности, устойчивой к формированию психологической зависимости. Кроме того что мы обучаем ребенка различным технологиям образования, мы стараемся оградить психику ребенка от назойливых вторжений извне. Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху развития информационных технологий. На нас действуют реклама, двадцать пятый кадр, применяются различные психотехники, нейролингвистическое программирование... И наши дети не защищены от опасности зомбирования. Мы ставим задачу максимум — защитить детскую психику от разного рода манипуляций. Информация — очень серьезный инструмент, с которым нужно уметь общаться. Особенность курса в том, что он работает не только в начальной школе, но и в средней, и в старших классах. Только подходы различные. Если в начальной школе личность формирует учитель, то в средней делается упор на самовоспитание. В новом учебном пособии, разработанном Дзятковскими, используется гендерный подход: мальчики и девочки будут обучаться по разным методикам. Оказывается, одну и ту же информацию мальчики и девочки воспринимают совершенно по-разному. Это касается работы с компьютером, восприятия рекламных слоганов и т.д. Учить защищаться от ненужной информации будут индивидуально.
Дневник с подсказками
В планах у Елены Дзятковской создание школьного дневника для начальной школы... с нужными подсказками на тему "Учись учиться". Кроме расписания уроков школяр, заглянув в дневник, сможет узнать, что нужно делать, чтобы лучше и быстрее запомнить отрывок текста на английском, выучить стихотворение или красиво написать не поддающуюся букву. Проект "Учись учиться" входит в более объемный курс "Школа. Здоровье. Экология".
Образовательный проект "Школа. Здоровье. Экология" впервые поддержали не только в Министерстве образования России, но и в регионах. Усть-Орда, Чита, Бурятия, Агинский округ и Иркутская область готовы взять на себя финансовые затраты, связанные с внедрением нового проекта в школу. Елена Дзятковская не ставит экспериментов на детях, она экспериментирует вместе с детьми.

Загрузка...