Кто и зачем мочит машины?

Возле Сибирского энергетического института находится стоянка автотранспорта сотрудников НИИ. Но в этом же институте арендуют площади несколько раскрученных фирм. К ним приезжают сотрудники и покупатели. За шлагбаум, отделяющий платную стоянку от дороги, владельцев авто не пускают. И им приходится оставлять машины возле стоянки. Тут-то и выходят на работу автоугонщики, бравые ребята спортивного типа.

За что угонщики любят ученых
— Угонщики машин выглядят стандартно, — рассказывает следователь Свердловского РОВД Татьяна Лаврентьева. — Это парни 18—23 лет, коротко стриженные, одетые в спортивную или в темную одежду. Они не курят, не пьют, занимаются спортом. Наркоманов среди них нет. Бравые парни взламывают замок авто и быстро угоняют машину по одной из двух дорог, идущих в противоположные стороны. Вот почему угонщики так любят институт на Лермонтова, 130. Рядом — гаражные кооперативы и отдельно стоящие гаражи. У машины отключают аккумулятор, снимают сигнализацию. И теперь ее почти невозможно найти.
Потом, как правило, угонщики звонят владельцу: "Ваша машина завтра будет вам возвращена за треть стоимости. Если вы обратитесь в милицию, будет хуже..." Обычно владелец машины соглашается на все условия. Он находит тридцать—пятьдесят тысяч и исправно платит налоги преступникам.
Справились за одни сутки
Двадцатого сентября этого года в Университетском был взломан гараж, и из него пропала машина "Тойота-Калдина" красного цвета. Владелец — не депутат, не финансовый воротила, а рядовой гражданин, который копил на эту машину всю жизнь.
На следующий день на бульваре Рябикова было совершено нападение на сотрудника милиции с целью завладения оружием. С места преступления злоумышленники скрылись именно на этой машине. А двадцать второго сентября было совершено нападение на сберкассу, преступники действовали нагло и слаженно. Свидетелей не оказалось, грабители в масках положили в сумку энную сумму и скрылись в неизвестном направлении. Красная "Тойота-Калдина" осталась на месте преступления.
За сутки до грабежа преступники сменили резину — поставили новые, высокопроходимые шины, затонировали стекла, оставив для наблюдения всего 15 сантиметров... Неизвестно, остался ли доволен таким дизайном владелец машины, но угонщиков ищут до сих пор.
Душ для машины
Однако не все владельцы машин платят угонщикам. Есть и такие, кто предусмотрительно оплатил страховку против угона машины. Что делают преступники, не получив выкуп? Замачивают машину в воде, то есть день-два поливают ее из шланга, превратив дорогое авто в промокшую под дождем механическую игрушку. От салона ничего не остается, двигатель тоже долго не прослужит. Владелец вместо страховки получает обратно свою машину в плачевном состоянии и спешит ее продать.
Иногда машины сжигают, не дождавшись денег. Поэтому большинство владельцев личного автотранспорта приходят в милицию, только для того чтобы снять машину с угона. Никто не говорит, кому, где и как были выплачены за угнанное авто немалые деньги. Кстати, угоняют и возвращают владельцам авто обычно недалеко от Академгородка — на площадке у супермаркета "Бонус" (откуда 22 ноября была угнана очередная "Тойота-Королла").
Камера слежения
Если вам дорог автомобиль, постарайтесь не парковать его в месте, где стоянка не охраняется, где нет камеры видеослежения. Но зачастую и на видеокамеру надежды мало. Кстати, видеозапись одного такого угона хранится в компьютере следователя Ольги Лаврентьевой.
Летом от "Микрохирургии глаза" была угнана иномарка. Угонщики и их микроавтобус запечатлены на этой исторической для иркутской милиции ленте. Вот микроавтобус с угонщиками въехал в ограду "Микрохирургии" следом за иномаркой, которую выбрали преступники. Из иномарки вышли двое — отец и сын — и направились к институту. Через минуту из микроавтобуса вышли двое. Один — весь в белом, как Ален Делон, — нервно прохаживался мимо дорожки, по которой ушел хозяин авто, другой возился с замком иномарки. Через пять минут обе машины — угнанная иномарка и микроавтобус — покинули площадку перед "Микрохирургией". Угонщики до сих пор на свободе.
Кому помешал ОРТ?
В Иркутске всего несколько месяцев действовал ОРТ — отдел работы по розыску автотранспорта. Всего за три месяца слаженной работы оперов и следователей было раскрыто столько преступлений, связанных с угоном автомашин, сколько не было выявлено за весь предыдущий год. Но потом отдел почему-то расформировали.
Светлана Верхозина, начальник следствия Свердловского РОВД, говорит о том, что угоны автомашин превратились в ежедневное явление. Только за 10 месяцев этого года было угнано 87 машин, из них сотрудниками милиции найдено 11, сами потерпевшие обнаружили 28 автомобилей. Установлен один подозреваемый в угоне. А в прошлом году было угнано 74 машины. Идет явный рост преступлений этого рода. С тоской вспоминает время работы в ОРТ Татьяна Попова:
— В ОРТ мы работали, не зная отдыха. Действовали все вместе — и опера, и следователи. И результат был. Теперь мы все разбросаны по разным РОВД. А угоны машин — это большая, сильно разросшаяся за последние годы преступная сеть. Большинство преступников, занимающихся угоном, ранее не судимые, что делает их неуязвимыми для следствия. А следователей, целенаправленно занимающихся раскрытием преступлений, связанных только с угонами, нет. Все следственные дела идут в общем потоке, это затрудняет нашу работу.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Оказывается, по новому Уголовному кодексу, угонщика, угнавшего машину стоимостью до 250 тысяч, невозможно посадить за решетку. Он осуждается условно по статье 158, части 2, и остается на свободе. Преступники, как известно, знают Уголовный кодекс, как священники Библию...
Поэтому порой возникают парадоксальные ситуации, когда человека, подделавшего проездной, сажают в СИЗО, а угонщик, неоднократно воровавший машины, ходит на свободе. Только в одном отдельно взятом районе Иркутска угонщики в виде выкупа за иномарки получают около двух миллионов в год. Возникает вопрос: каков вообще размах криминального бизнеса, построенного на угоне автотранспорта? Вопрос остается открытым.

Метки:
baikalpress_id:  27 151