Законы байкальского моря

Мужчин всегда притягивало море. Может, виной тому книги про пиратов и путешествия, которые пацаны читают в детстве, а может, просто неистребимая тяга к опасностям и приключениям. Мальчишки вырастают, но тяга эта не проходит и, наверное, только позволяет с большей настойчивостью добиваться исполнения своей мечты. Ну и что, что у нас нет теплого моря? Зато есть Байкал. Приключений на нем хватает и без пиратов и буконьеров. Наверное, иркутянин Константин Волков в полной мере осуществил свою юношескую мечту — он стал не просто опытным яхтсменом, но и организатором и председателем Байкальского крейсерского клуба.

Откуда в Иркутске яхты?
Меня всегда мучил вопрос — откуда вообще на Байкале столько яхт? Неужели понавезли в последние годы? Константин Волков рассказал, что раньше различные организации закупали яхты для своих нужд. В основном покупали яхты польского производства, созданные по американским и французским лицензиям. Многие из этих судов живы и по сей день. Это такие яхты, как "Картер-30", гоночные "Конрад-24" и "Конрад-25". Кроме этого модельный ряд яхт был представлен одиннадцатиметровыми судами таллинской и ленинградской судоверфей.
Сегодня яхтсмены Иркутска сами стали доками в постройке яхт, и уже существуют три фирмы, которые выпускают двадцатиметровые яхты, оборудованные по последнему слову техники. Это такие яхты, как "Северная корона", "Диана" и "Вера", — не один интурист любовался этими красавицами с берегов Байкала. Ну и конечно, любители этого вида спорта сами закупают яхты за границей.
Последнее обновление "парка" яхт — это гоночная яхта "Серебряная свеча" (Silver candle). Двенадцатиметровая яхта, 1973 года выпуска, американского производства была закуплена в Японии. Вместе с доставкой она обошлась владельцу в 40 000 долларов. Можно сказать, что ему крупно повезло — яхту такого класса можно построить в Иркутске только за 200 000 долларов. Конечно, яхта требует определенного вложения средств и реставрации, однако специалисты считают, что на следующих гонках она станет фаворитом. Сам Константин Волков стал заниматься яхтами с 1985 года, до сих пор с теплом вспоминает свою самую первую яхту, на которой обошел половину Байкала, — она называлась "Лосик". "Лосика" Волков приобрел в Братске. Впрочем, это был еще не "Лосик" — корпус оказался полуразрушенным. Доводить до ума пришлось своими руками. Сейчас эта яхта давно продана, но еще жива.
"Принцесса" и "Волк"
Сейчас у Константина Волкова две собственные яхты — это круизная 14-метровая комфортабельная "Принцесса Байкала" и гоночная "Морской волк". Но если "Принцесса Байкала" — это дань бизнесу, то "Морской волк — это приобретение для души. На ней Константин участвует в гонках.
Участвует и побеждает. Общая площадь парусов "Волка" составляет 135 квадратных метров. Максимальная скорость при штормовом ветре — 12 узлов, стандартная — 6—7 узлов. Яхта оснащена системой радиосвязи, спутниковой навигации, системой спасения. О надежности "Морского волка" говорит то, что она выдержала основательный шторм на прошлой гонке.
— Вообще, шторм на Байкале — это очень серьезная штука. Когда на последней регате огибали мыс Хобой, то попали в самый настоящий ураган — сила ветра достигала 54 метров в секунду, то есть около 200 километров в час. Яхту просто вдавило в воду, и она стала зарываться носом. К этому времени у нас остался только один парус, и все силы мы бросили на то, чтобы его убрать. Даже без парусов яхта шла со скоростью 9 узлов!
Морской закон — сухой закон
С набором команды в Иркутске проблем нет: спасает невольное наследство Советского Союза — в те недалекие времена в Иркутске было много яхтенных секций, некоторые действуют до сих пор, к тому же кадрами выручает и речное пароходство. В основном это люди, которые просто болеют морем, ведь тот, кто хоть раз ходил на яхте по Байкалу, не забудет этого никогда. Естественно, что на частной круизной яхте команда — это наемные работники владельца. Команды на спортивных яхтах бывают разными — иногда это несколько совладельцев, иногда владелец и наемные работники. Но в любом случае, главное требование к экипажу — это умение работать в команде.
Конфликтов на яхтах не бывает: капитан — абсолютный лидер, он гасит любой конфликт в зародыше. Другое дело, если лидеров на судне несколько — например, капитан и владелец яхты. Но это скорее исключение из правила, потому что в море слово капитана — закон. И еще есть один закон, который необходимо беспрекословно выполнять, — это сухой закон. Ни капли в море и ни глотка во время гонки. К чему приводит нарушение сухого закона, показал случай, который недавно произошел в Северобайкальске. Кстати, это единственный трагический случай за все существование яхтенного спорта.
Произошло это так: яхта вышла из расположения воинской части, находящейся в 20 километрах от Северобайкальска, поздним вечером. На борту находилось 13 человек, среди которых было двое детей: мальчик двух лет и девочка восьми лет. Рулевой был опытным яхтсменом, занимался парусным спортом 10 лет. Все пассажиры, кроме детей, были нетрезвы. Яхта отошла от причала на 300 метров, до берега было около 120 метров. В это время один из мужчин решил произвести фотосъемку с носового люка. Вся компания вышла на палубу, вследствие чего яхта потеряла остойчивость и легла на борт. Все оказались в воде, в каюте осталась только девочка. Рулевой пытался поставить яхту на ровный киль, однако несогласованные действия остальных привели к затоплению яхты. Пытаясь спасти девочку, рулевой утонул. Остальные мужчины спаслись. Четыре женщины утонули сразу. Одна женщина, спасая ребенка, доплыла с ним до берега, но впоследствии скончалась от переохлаждения (температура воды была 8 градусов по Цельсию). Ребенок выжил.
Согласитесь, после такого десять раз подумаешь, прежде чем станешь пить в море! "Пей, и дьявол тебя доведет до конца!" — Стивенсон был по-своему прав. Вообще, самыми опасными местами для яхт считаются берег и скалы. Особо опасным для навигации является Малое море, в сильный ветер яхтсмены стараются не попадать в узкий пролив. На практике еще аварий не было, но теоретически существует опасность, что яхту выбросит на скалы.
Хотя яхтенный спорт считают безопасным, чтобы исключить несчастные случаи на воде, существует масса инструкций, которые беспрекословно выполняются.
Хочу яхту, хочу яхту!
Что же делать человеку, если больших денег нет, а яхту все равно хочется? Можно, конечно, снять судно — компания из 6 человек за сутки заплатит примерно 500—600 долларов. Но ведь сами знаете — труден только первый шаг. Вдруг захочется осуществить свою мальчишескую мечту и самому пойти под парусами?
— Я считаю, проблем нет, — улыбается Константин Волков. — Любой нормальный человек в состоянии осуществить такую мечту. Если нет возможности купить — закажи. Нет денег — построй своими руками. Я знаю нескольких человек, которые, несмотря на невеликий достаток или низкооплачиваемую работу, являются владельцами яхт. Они строили их сами. Ведь если человек зафаначен этим делом, поверьте, у него обязательно все получится. У человека появляется цель в жизни, человек вдруг начинает больше зарабатывать, извините, меньше пить. И у него все получается!
Байкальский крейсерский клуб специализируется на проведении регат по озеру Байкал, которые проходят раз в два года. В отличие от парусных регат, проходящих на Иркутском водохранилище, это более серьезные гонки, достаточно сказать, что вся протяженность регаты "Бархатная осень" составила 50 морских миль, в то время как протяженность первой гонки в 2001 году составила 160 миль, а гонка 2003 года имела протяженность 300 морских миль. Дистанция следующей гонки, 2005 года, уже известна — это 500 миль. Маршрут трехдневной гонки 2003 года был довольно сложным — регата стартовала в Листвянке, потом яхты шли на юг до мыса Толстого, поворачивали на север, огибали остров Ольхон и финишировали в Большом Голоустном. Байкал — центр Азии, а все экзотическое привлекает. На гонку в следующем году приедут и москвичи. Что ж, пусть попробуют, какова она на вкус — пресная, но такая "соленая" байкальская вода. Я думаю, иркутяне лицом в грязь не ударят, на их стороне опыт и знание Байкала. Старт состоится 3 сентября. Маршрут уже разработан. Что ж, семь футов под килем, господа!

Загрузка...