Рязанова покоряла Москву без слез

В Иркутск приехала актриса, сыгравшая роль Антонины в фильме "Москва слезам не верит"

Благодаря инициативе руководства Иркутского культурного центра имени Гайдая иркутяне смогли увидеться с Раисой Рязановой, исполнительницей роли Антонины в легендарном фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". На встрече с заслуженной артисткой России побывал корреспондент "Пятницы".

"Москва" — это память народная
На встречу с актрисой в КДЦ "Художественный" пришли в основном женщины за пятьдесят. Именно они 25 лет назад штурмовали кинотеатры, в которых шла невероятно красивая сказка про возможность другой судьбы. И они мечтали и верили, что все еще может сбыться и у них: и любовь, и удача, и счастье. У кого-то сбылось, у кого-то не очень. Зато к ним приехала артистка из любимого фильма. Красивая, нарядная, со стихами, с добрым словом. И при этом совершенно бесплатно.
31 октября, за несколько дней до встречи с иркутянами, Раиса Рязанова отпраздновала свой 60-летний юбилей. Посмотрев вместе со зрителями фрагмент из знаменитого фильма, актриса с грустью заметила: "Посмотрели на меня молодую, а теперь смотрите, какая есть". Однако, несмотря на годы, выглядела Рязанова просто великолепно. И даже эффектнее и значительнее, чем в молодости.
Надо сказать, что до судьбоносного фильма Рязанова много лет играла женщин с трудной судьбой, так сказать, обделенных простым семейным счастьем: матерей-одиночек, вдов, разведенных. Казалось, что ей уже не вырваться из этого амплуа. И тут пришла удача в лице режиссера Владимира Меньшова, предложившего роль счастливой и замужней Тоси. Конечно, на фоне своих ярких подруг по фильму Тося выглядела незамысловатой и заземленной. Всем памятна сцена смотрин на даче у родителей Коли — Тосиного жениха. Помните, как напряглись родители, увидев нагловатую Людмилу, и тут же облегченно улыбнулись, глядя на Тосю. И она, Тося, смущенно выглядывает из-за Колиного плеча. И этот трогательный взгляд, и фраза "Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать" навсегда вошли в историю кино и в память народную.
— Я вместе со своим фильмом живу и буду жить, пока пленка не изотрется, — говорит Рязанова. — Увы, многих актеров, сыгравших в "Москве", уже нет с нами. Юрий Васильев, сыгравший первую любовь Катерины, умер у себя дома. Ремонт делал. Просто сел передохнуть и умер. Александр Фатюшин (он играл мужа Людмилы), потрясающий актер, тоже умер. Борис Сморчков, слава Богу, жив. Но нас как-то на двадцатилетие картины пригласили в модное казино, какой-то "Палас". Сели мы за стол. И какой-то дедуля говорит мне: "Рая, ты меня не узнаешь?" И я оторопела: "Боря, это ты?" Не верилось, что этот розовощекий, пышущий здоровьем мужик превратился в старого деда. Зато наши девчонки, Вера Алентова и Ира Муравьева, молодцы. Они много работают, играют в кино, театре. С Олегом Табаковым мы тоже видимся. Сейчас я играю в его театре "Табакерка" в пьесе "Кукла для невесты".
Нужно ли продолжать сказку?
Одно время ходили слухи, что авторы хотят снять продолжение "Москвы". Судьбы героинь двадцать лет спустя. Раиса Рязанова считает, что продолжения у сказки, которой и была, в сущности, "Москва", быть не может. По словам актрисы, во второй части ее Тося наверняка командовала бы бригадой, специализирующейся на евроремонтах; Катерина, пожалуй, стала бы министром или депутатом Госдумы; а разбитная Людмила, скорее всего, умотала бы за границу на поиски очередного мужа.
— В этом есть какой-нибудь интерес? — спрашивает Раиса Рязанова. — Не знаю, надо ли продолжать "Золушку"? Или "Обыкновенное чудо"?
Жили весело, но неграмотно
— Я совсем не романтическая актриса, а скорее бытовая, земная, — говорила про себя Раиса Ивановна. — Я не играю профессоров, министров, учительниц. А кого мне играть? Принцессу? Да никогда в жизни мне никто не даст! Я играла малярш, строителей, поварих. Как говорится, профессии, не связанные с интеллектом. Я простая. И мама у меня простая. Бабушка из деревни. Жили, кстати, очень трудно, в магазинах ничего не было. Сами делали сахар, а где сахар, там и самогон, жили весело, но неграмотно.
— Моя мама работала в последние годы уборщицей в вагоне-ресторане, а только там в то время была черная икра. Мама собирала эти икринки, оставшиеся на тарелке. И однажды она привезла мне целый стакан черной икры. "Ешь!" Я влезла туда ложкой. Чего-то непонятное, невкусное. И мама: "Ешь, я же собираю тебе по крупинкам". И только сейчас я ее понимаю. Мама — это, прежде всего, любовь.
Бармила, когда есть было нечего
В трудные перестроечные годы в жизни Раисы Рязановой был тяжелый период, когда буквально есть было нечего. В те годы кино снималось только про бандитов, и образ женщины из народа остался невостребованным. Эпизодические роли от нищеты не спасали. Но Раиса не отчаивалась.
— Однажды подружка мне говорит: "Ты сидишь на золотом дне и еще плачешься!" Я: "На каком золотом дне?" "А квартира! Сдай в аренду". Но как сдать? Конечно, я боялась. Люди же разные бывают.
Тем не менее Рязанова квартиру все-таки сдала и... занялась частным извозом. Пришлось стиснуть зубы. Стыдилась жутко. Пассажиры, конечно, узнавали. Приходилось прятать глаза и лгать, что просто похожа на известную актрису. А что делать — кормильца в семье не было. В результате судьба вознаградила Рязанову за терпение и умение ждать. Теперь она одна из самых востребованных актрис своего поколения. Об этом можно судить по многочисленным сериалам — "Леди Босс", "Дальнобойщики", "Клетка".
Кстати, об автомобилях. За руль актриса села 24 года назад. Раньше Рязанова ездила на стареньком жигуленке. Сейчас у нее "Опель". Водитель она умелый и даже в некотором роде ас. В прошлом году, например, завоевала кубок на автомобильных соревнованиях, стала "Автоледи-2003".
От малярш — в уголовницы и убийцы
В сериале "Клетка" Раиса Рязанова впервые выступила в совершенно неожиданном амплуа. Впервые в жизни исполнительница сугубо положительных ролей сыграла матерую рецидивистку и убийцу. Рязанова рассказывает, что, когда получила предложение, испытала настоящий шок.
— Роль бабы Любы была мне интересна, — вспоминает актриса, — но я не могла представить себя на нарах, в камере. Как подступиться? У меня никогда не было такого в жизни. Звоню режиссеру, мол, давайте в тюрьму, что ли, сходим. Чтобы я хоть людей увидела. Какая она, рецидивистка и убийца, в жизни? Как одевается, как разговаривает, какие у нее руки? А режиссер в ответ: "Раечка, ничего не надо играть. Мне надо, чтобы в камере сидела не убийца, не рецидивистка, а женщина с вашими глазами, с вашей прической, с вашей душой и с вашим отношением к сокамерницам".
Однако Раисе предстояло по роли произносить слова из тюремного лексикона, и для начала нужно было знать, что эти слова значат. За консультацией актриса обратилась к знакомому директору прославленных Краснопресненских бань — излюбленного места отдыха криминальных авторитетов, таких, например, как Отари Квантришвили, которого, собственно, в этих банях и пристрелили. Директор, который вроде тоже когда-то сидел, подозвал какого-то замухрышку: "Валет, объясни артистке слова". "Ты что, этого слова не знаешь? — изумился Валет. — И этого не знаешь? И этого? Ну, тогда нечего и браться". Потом — еще хлеще. Актрисе по роли нужно было быть в наколках.
— У художницы нашей была тетрадка, — вспоминает Раиса Ивановна, — в которой татуировки расшифровывались. Мне изобразили на плече женскую голову с короной, а из-под короны змея. Это значит, что я убила своего мужа, а свекровь якобы, змея подколодная, меня посадила. На пальце был перстень с буквами, означавший, что я такая верная, не забуду своего мужа и отомщу. Третья татуировка значила, что это у меня уже не первая ходка. Можете себе представить, как я себя чувствовала во время съемок!
Впрочем, Раиса Рязанова настолько убедительно сыграла уголовницу, что теперь режиссеры начали активно приглашать и на отрицательные роли. Вот и сейчас актриса снова играет преступницу.
Справка "Пятницы"
Раиса Рязанова родилась в городе Петропавловске в Казахстане. Окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского.
Снималась в фильмах:
"Гуля Королева", "Белый Бим Черное Ухо", "Москва слезам не верит", "Кто войдет в последний вагон", "Москва — Кассиопея", "Контрабанда", "Слон ушел", "Фронт в тылу врага", "Золотые рога", "Это мы не проходили", "Любовь", "Барышня-крестьянка", "Клетка", "Леди Босс" и многих других.

Метки:
baikalpress_id:  1 960
Загрузка...