Картины из кусочков бересты

Мастер способен создать миниатюру и гигантское полотно

На прошлой неделе в Иркутском университете путей сообщения открылась выставка картин из бересты. Главная тема всех работ бывшего фронтовика Евгения Ушакова — Россия: от былинных времен до современности, от библейских мотивов до абстракции. Картины, каждая из которых размером не меньше квадратного метра, полностью сделаны из бересты. Каждая деталь огромных мозаик — это частица природы.

Самородок из Тюмени
Евгений родился в городе Ялуторовске, Тюменской области. Окончив школу в 1943 году, отправился на фронт в неполных 18 лет. Еще в школе мальчик легко рисовал портреты близких и пейзажи. Первая полноценная картина автора, выполненная на холсте 2 на 3 метра, была о войне:
— Я был в Чехии, когда объявили победу. Я видел эти счастливые лица, был счастлив сам. Ликование, цветы, улыбки, поцелуи, вино! Тогда я и подумал, что напишу кусочек этого дня.
Но до осуществления замысла прошло много времени. После демобилизации Женя приехал в родной город: мама умерла во время войны, брат без вести пропал, жилплощадь занята. Приютили добрые люди.
В Москву на крыше вагона
Не имея художественного образования 21-летний парень пошел работать в школу учителем рисования и черчения. Чуть позже он решил отправиться в Москву — учиться, только достать билет на поезд в те времена было не просто. Тогда Женя забрался на крышу вагона (дело было летом, и электровозов еще не было) и поехал. Много раз его снимали, задерживали, но он все-таки достиг цели. Только вот экзамены в художественный институт уже закончились, студенты подсказали пойти в текстильный университет, где на художественном отделении — недобор. Там его зачислили в студенты.
От топки печи к делу жизни
В 1960 году Евгений Ушаков приехал в Иркутск. Здесь благодаря огромной печке в доме он познакомился с берестой.
— Топил печь березовыми поленьями и вдруг заметил, какая красивая кора с левой стороны, — рисунок, оттенок...
Для своих работ Евгений Владимирович использует кору уже погибших деревьев — уезжает в лес, на болота с рюкзаком и выискивает поваленные березы, пни, коряги.
Иногда береста поддается рукам мастера легко: "Разрубишь пень, труха обсыплется, и все готово", — а иногда снять полотно необходимого размера необычайно трудно. Однако за 40 лет работы с корягами и поленьями он привык ко всему.
Прежде чем создать картину, художник рисует ее карандашом, а потом вырезает детальки и приклеивает их на клей к деревянной основе. Раму оформляет также из кусочков бересты.
Кора цвета неба
Евгений Владимирович рассказал, что береста имеет множество оттенков синего, желтого, белого, красного, черного, зеленого цветов. Эта гамма позволяет сделать картину многоцветной: земля черная, купола золотые, небо голубое.
Мастер заверил, что никогда не подкрашивает детали, береста позволяет обходиться без этого:
— Например, отсыревшая береза, которая много лет лежала в лесу, и на нее выпадал то снег, то дождь... Внутренняя сторона коры такого дерева будет красной. А если дерево погибло от пожара, то его береста, конечно же, черная. У бересты много оттенков, на это влияют многие природные факторы.
Береста — не евроремонт, это лучше!
На выставке представлено 28 полотен, однако это лишь малая часть того, что было создано автором за многие годы:
— Я никогда их не считал, но, если взять все вместе с Миниатюрами, тысяча точно есть, — улыбается мастер.
Работа над одной берестяной картиной может занимать неделю, а может и год, и два. Самая большая работа — 9,5 на 24 метра. Мозаика оформляла один из холлов гостиницы "Ангара", другая много лет украшала вестибюль "Баргузина".
Теперь авторские работы с удовольствием приобретают ценители искусства, в мастерскую зачастую заглядывают иностранцы — поражаются, покупают, увозят диковинные работы на родину.
Мастер считает, что картина из бересты будет идеально смотреться в любом интерьере:
— Ну что такое евроремонт? Ничего ведь живого. А береста и для души, и для глаз, и для мыслей.

Загрузка...