Менеджер в салоне троллейбуса

Корреспондент еженедельника "Пятница" отработал смену в качестве кондуктора троллейбуса

Испытать себя на кондукторском поприще меня побудил многолетний опыт езды на общественном транспорте. И опыт этот нельзя назвать приятным. Честно говоря, жалко становится этих людей, вынужденных целый день трястись в переполненном троллейбусе, мерзнуть зимой и изнемогать от жары летом, лаяться с пассажирами, слушать маты и оскорбления. Захотелось проверить себя. Смогу ли?

Помаду поярче, одежду попроще
Во-первых, нужно было решить, как одеться для этого мероприятия. Выглядеть нужно было соответственно, то есть не слишком вызывающе, но и не бесцветно. Почему-то в памяти всплыло выражение "кондукторская помада". Издавна так называют в народе помаду ядовитых оттенков. Существует также выражение "кондукторский лак". Поэтому я решила, что все остальное может быть невзрачным, но помаду нужно выбрать поярче, "поморковнее".
В тон помаде была подобрана и шапочка гнусного оранжевого оттенка, зато с такой шапочкой меня трудно будет не заметить. Мне выдали форменную куртку на вате, кондукторскую сумку и бляху. Все это, безусловно, прибавило мне уверенности. Кстати, перед выходом на смену кондуктора, как и водителя, осматривает врач. Он делает отметку в путевом листке. Не допускаются к работе больные вирусными инфекциями и с запахом алкоголя. В депо имеется прекрасно оборудованный медпункт, в котором можно подлечить зубы, сделать ингаляцию, поставить прививку от гриппа. Разумеется, бесплатно.
Кондуктор — профессия экстремальная
Получаю инструкции от бригадира. Как надо держаться. Что говорить пассажиру, чего говорить не надо. Увидев мобильный телефон, Нина предостерегает.
— Спрячьте подальше, а то мигом снимут. Вы не представляете, они даже кольца золотые умудряются снимать у кондукторов.
Они — это карманники и сумочники. Бригадир рассказывает, что карманным промыслом занимаются одни и те же, и всех их кондукторы знают в лицо. Карманники, разумеется, тоже всех знают.
Тех кондукторов, которые предупреждают пассажиров об опасности, воры очень не любят. Были случаи, когда они прямо в лоб объясняли строптивым кондукторам, мол, будете мешать работать, лезвие под ребра или по глазам. Сделать это можно запросто. Ведь кондукторам приходится идти на работу к пяти часам утра по темным закоулкам и возвращаться за полночь (дежурка развозит только до остановки). Нападения на кондукторов уже случались. Многие не выдерживают. Увольняются.
Я буду работать на коммерческом троллейбусе. Их особенность заключается в том, что проезд стоит всего четыре рубля, но платят все без исключения, как в маршрутке. Несколько месяцев эксперимента доказали эффективность коммерциализации электротранспорта. Выяснилось, что если брать по четыре рубля, но со всех, то прибыли в итоге получается намного больше, чем в обычных шестирублевых троллейбусах. Пока в Иркутске всего три таких маршрута.
Мой троллейбус 7К, следующий по маршруту Маршала Конева - Первомайский, оказался маленьким, но чистеньким. На окнах — симпатичные зеленые занавески.
— Это наш водитель старается, — сообщила Нина Ивановна.
— Водитель-то не женат? - сразу оживилась я.
— Замужем. Люда Барановская работает в депо с 1985 года. В феврале 20 лет трудовой деятельности будет праздновать. Ее дети тоже работают у нас водителями. Самое интересное, что дети Люды создали семьи с детьми других водителей. Теперь это династия. Наверное, и внуки тоже пойдут работать в депо.
Кондуктор Лена отдала мне свои билеты, для удобства скрепленные бельевой прищепкой, и двадцать рублей мелочью, чтобы было чем давать сдачу. Так началось моя кондукторская эпопея.
Главное — не уронить достоинство
Первым моим пассажиром стал гражданин кавказской национальности, севший на остановке "Маршала Конева". Он без сожаления расстался с деньгами, мне осталось только надорвать билет. На "Мельниковском рынке" зашли еще человек 12. Все с большими сумками. Как оказалось, это были постоянные клиенты, которые возвращались с оптовки.
По всему видно, что люди ждали именно этот троллейбус. Они даже знают расписание. Почти всех их удалось обилетить без проблем. Главное, что я поняла, не уронить достоинство, отсчитывая сдачу. Люди нервничают, когда кондуктор считает деньги слишком медленно. С непривычки было тяжело. Еще не успела обилетить тех, кто в салоне, как на других остановках уже стали подсаживаются новые пассажиры. Только и успевай бегать от одного к другому. Даже в окно посмотреть некогда.
На "Ботаническом саду" возникла серьезная проблема в виде старичка, который, несмотря на таблички и предупреждения, попытался предъявить вместо денег ветеранские корочки.
— Этот маршрут коммерческий, — попыталась объяснить ему я, — здесь все обязаны платить.
Старичок воспринял мои слова как оскорбление:
— Я ветеран! Какая плата?
Я снова пытаюсь вежливо объяснить, но старичок и не думает сдаваться.
— До чего дошли, у ветеранов требуют деньги!
Возмущенный старичок принялся ругать всех подряд: мэра, депутатов, правительство, олигархов. С одной стороны, мне было как-то не по себе требовать у него эти несчастные копейки, но, с другой стороны, в салоне находились другие пожилые люди, у которых, наверное, тоже в карманах имелись удостоверения. Но они почему-то заплатили без всяких оговорок. Правила одни для всех. В конце концов дедушка скрепя сердце достал четыре рубля.
Поскандалить — это святое
На обратном пути из Первомайского в салон села дама со страдальческим выражением лица, она принялась демонстративно копаться в сумочке, и я решила вернуться к ней, после того как обилечу других пассажиров. Однако мы проехали уже две остановки, а дама все еще продолжала поиски. Наконец она извлекла пятисотку. Видимо, в расчете, что у меня не будет сдачи. На помощь пришла Нина: "Сейчас я наберу сдачу". При этих словах дама обиженно надула губы. Пятисотка так и осталась неразмененной, так как у женщины тут же нашлась десятка. На следующей остановке не захотели заплатить сразу два пассажира. Подвыпивший мужичок, который пытался трясти Удостоверением, и тетка лет пятидесяти в мерзком сиреневом берете. Мужичок сразу же вышел, а тетка начала заискивать.
— Можно, я одну остановку так проеду?
Между тем, пока я отрывала билеты другим пассажирам, сиреневая беретка проехала на халяву уже две остановки, нацелившись, видимо, еще и на третью. Тут я решила оторваться по полной программе. Устроить небольшой показательный скандал. Кондуктор я, в самом деле, или нет?
— Женщина, — я постаралась придать своему голосу противные звенящие нотки. — Вам не стыдно? Готовьте плату или освободите салон немедленно.
Тетка с позором была изгнана, а я, покричав для порядка еще минуты две, посмотрела в сторону бригадира. Нина одобрительно кивнула, и я поняла, что двигаюсь в правильном направлении.
Сладость власти
На втором круге я освоилась. И даже стала ощущать кураж. В принципе, мне ничего не нужно было играть. За меня играла моя бляха. Завидев ее, люди сами протягивали деньги. Знай только отрывай билетики. Память услужливо подсказывала фразы, не раз слышанные от других кондукторов. "Кто тут у меня еще не заплатил?", "Кондуктор идет, билеты несет".
Признаюсь, было приятно ощущать свое могущество. Сидеть на своем высоком кондукторском сиденье с подогревом и лениво посматривать по сторонам. Не бросаться к пассажирам, а ждать, чтобы подошли сами. А я им как бы с ленцой отсчитываю сдачу. Типа, вас тут много, а я одна. Что может быть слаще сознания своей власти? Самооценка в результате такой работы резко повышается. Поэтому работу кондуктора можно смело рекомендовать для начинающих менеджеров. Где, как не здесь, научиться командовать людьми?
Под конец смены в сумке ощущалась приятная тяжесть. В потайном кармане похрустывали четыре сотенные купюры. Я уже предвкушала, как я буду пересчитывать выручку. Нина Ивановна похвалила: "Ну что же, можно тебя оформлять на полную ставку". В итоге выяснилось, что мой сбор за два круга работы составил 680 рублей. Таким образом, мне удалось обилетить 160 пассажиров. Мой процент виртуальной выручки составил 20 рублей.
И сладость кондукторского хлеба
Чтобы испытать кондукторскую жизнь во всех ее аспектах, мне было предложено отобедать вместе с водителями и кондукторами. Оказалось, что в депо есть столовая, но для удобства сотрудников были устроены еще пять пунктов питания в диспетчерских на конечных остановках. Такой пункт есть и в Первомайском. Он расположен в обычной девятиэтажке.
Меню и цены приятно удивили. Суп, картофельное пюре, печень, тефтели, горбуша, сосиски, три вида салатов, разнообразная выпечка. Я взяла немного всего, чтобы оценить качество блюд. Оказалось вкусно. Но главное, конечно, цены, в которые, честно говоря, верилось с трудом. Мне удалось пообедать всего за тридцать рублей. Нина объяснила, что это результат деятельности профсоюза предприятия и его руководства.
— У нас очень хороший профсоюз, он всегда поддержит в трудную минуту. Мы праздники отмечаем, детям путевки в лагеря отдыха предоставляют. И коллектив очень хороший. Дружный. Так что, если что, приходи.
А что? Работать вполне можно! И даже получать удовольствие.

Метки:
baikalpress_id:  1 928