Учителя и врачи против мобильных телефонов

А также судьи, сотрудники налоговой инспекции и паспортно-визовой службы

Все больше учреждений в Иркутске запрещают посетителям пользоваться мобильными телефонами внутри зданий. Объявления, содержащие либо прямой запрет, либо убедительную просьбу, появляются в поликлиниках, учебных заведениях, судах, паспортно-визовом управлении, налоговой службе. Корреспондент "Пятницы" решил выяснить причины, по которым мобильные телефоны оказались в немилости. То ли того требует безопасность, то ли нас таким образом пытаются воспитывать.

Не дергайся под сверлом
Первое такое объявление мы увидели в областной стоматологической поликлинике. На двери кабинета терапевтов красовался листок с набранным на компьютере текстом: "Уважаемые пациенты! (подчеркнуто розовым маркером) Убедительная просьба при входе на прием мобильные телефоны отключать (последние три слова подчеркнуты многократно, и поставлено пять восклицательных знаков).
— Бывает, что врач пломбирует канал, а у пациента в это время звонит телефон. В таких условиях просто невозможно работать! — рассказывает Ирина Рафиенко, главный врач поликлиники.
Кстати, подобные запреты действуют на территории диагностического центра и в лор-клинике. Но причина наложенного вето не только в том, что врачей отвлекают. Например, в диагностическом центре беспокоятся за оборудование, работе которого может повредить поле мобильного телефона. Так что, когда будете в медицинском учреждении, отключитесь на время.
Даже компьютер может заболеть
В Управлении паспортно-визовой службы на улице Фурье висит объявление другого характера: "Господа! Пользоваться мобильными телефонами в здании паспортно-визового управления запрещено!" Далее то же самое написано по-английски и по-китайски. Несмотря на этот запрет, развешанный буквально возле каждого кабинета, народ мобильными телефонами пользуется очень активно. Особенно те, кто приходит сюда постоять в очереди на получение загранпаспорта.
Чем же помешали сотовые паспортно-визовой службе? Возможно, это связано с последними событиями на Северном Кавказе и в Москве. Ведь не секрет, что с помощью мобильного телефона можно привести в действие, например, детонатор взрывного устройства. Но тогда бы их вообще запрещали проносить в здание, подведомственное, не забывайте, МВД России. Ольга Губенина, заместитель начальника управления, объяснила все гораздо проще:
— Вместе с нами это здание делит еще одна служба, которая отвечает за материально-техническую базу управления. Несколько их кабинетов расположены рядом с нашими. Вот их техническая служба и посчитала, что мобильные телефоны могут повредить работе аппаратуры, тех же компьютеров. Поэтому и появились эти объявления. А некоторые посетители все-таки пользуются своими телефонами в здании. Ну что мы, гонять их, что ли, должны?
Конечно, гонять бессмысленно, да и некогда. Только все равно странно. Такой категорический запрет и такое равнодушие к его неисполнению. С другой стороны, если мобильные отрицательно воздействуют на компьютеры, то системные администраторы и директора технических служб всех предприятий, фирм и фирмочек должны озаботиться этим вопросом, и тогда разговаривать по мобильному можно будет только на улице, ведь компьютеры — это такая нередкость в наше время.
Выстраданное решение
Налоговая служба еще в мае этого года вывесила объявление примерно следующего содержания: "Уважаемые посетители! Убедительная просьба не пользоваться сотовыми телефонами в здании налоговой службы". Вроде бы тоже тактично, но без объяснения причин. Именно это и возмущает некоторых посетителей, которые считают, что в налоговую службу они приходят по делу, проводят там достаточно времени, и если отключат телефон, значит, выпадут из рабочего процесса. Деловые люди позволить себе этого не могут.
Вот как прокомментировала появление этого объявления и обоснованность требований налоговиков Оксана Шаповалова, заместитель руководителя ИМНС России по Октябрьскому округу Иркутска:
— Во-первых, существует культура общения. На мой взгляд, крайне неприлично во время делового разговора с государственным служащим о ваших налогах заставлять его выслушивать чужие беседы. Во-вторых, в мире практически не возникает ситуаций, которые некоторое время не подождут вашего решения. В большинстве случаев вы попросите перезвонить позже. Но беседа уже прервалась, может измениться настрой, уровень восприятия информации, прерваться логика доводов. Нужно уважать собеседника.
В-третьих, существует множество прекрасных вариантов: переключить, например, телефон на голосовую почту, автоответчик, вообще выключить его на 15—20 минут. А самое главное, мне очень дорого мое рабочее время. Налогоплательщик приходит к нам разрешить возникшие проблемы. Для этого ему нужно уделить то самое драгоценное время. Но он не один. И в этой ситуации недопустимо растрачивать драгоценные минуты на ваши, в данном случае личные, беседы.
Вообще же объявления с просьбой выключать телефоны и пейджеры появились в налоговой службе не сразу, а исходя из опыта общения с клиентами, которые считали, что мобильный не может помешать в кабинете налогового инспектора. Кстати, сами работники, по словам Оксаны Вячеславовны, правило это соблюдают неукоснительно:
— Те из налоговиков, кто имеет сотовые телефоны, пользуются ими, когда покидают рабочее место, например, выходят на проверки, — говорит она. — Я не вижу смысла использовать достаточно дорогую сотовую связь, когда на столе рядом стоит обычный телефон. Сама я телефонным разговором прерываю беседу с налогоплательщиками только в исключительных случаях.
Выходит, налоговики приняли буквально выстраданное решение. Не согласиться с их доводами нельзя. Рабочее время нужно ценить и соблюдать, прежде всего интересы большинства. С другой стороны, и клиент теряет свое рабочее время, ведь в налоговой службе дожидаться приема иногда приходится по часу, а то и по два.
Решайте сами
О том, насколько правомерны эти запреты и категорические просьбы, мы попросили объяснить знатоков в области гражданского права. Порассуждать на эту тему согласились доктор юридических наук, профессор Валерий Ровный, заведующий кафедрой гражданского права юридического института ИГУ, и его коллега Алексей Чебунин, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права.
Прежде всего, Валерий Владимирович и Алексей Викторович согласились с доводами техников, а потом и с основаниями налоговиков и врачей.
— Конечно, у нас нет специального закона о сотовой и спутниковой связи, — говорит Валерий Ровный, — и правовое регулирование этой сферы ограничивается общим Законом "О связи" и ведомственными нормативными актами. Но вы прекрасно знаете, что есть правило, которое запрещает использование сотовых телефонов и компьютерной техники на борту воздушного судна. Поэтому техническая безопасность обоснованна.
Что же касается решения налоговиков и врачей, то они тоже правы. Ведь если вы обратитесь в суд с заявлением о том, что ограничено ваше право собственности в части пользования средствами связи, то они могут возразить вам, сославшись на то, что вы мешали им исполнять надлежащим образом их должностные обязанности.
— Тенденция такова, — продолжили мои собеседники, — что государственные органы, учреждения образования, культуры и другие нередко сами устанавливают нормы с учетом специфики их сферы деятельности и особенностей ее продукта. Если что-то вредит качеству предоставляемой услуги (например, в театре звонящий мобильный выбивает из колеи и зрителей, и актеров, в университете — студентов на лекции) или мешает опять же исполнению должностных обязанностей, то структура вправе сама регулировать эти моменты. Вот поэтому появляются такие объявления.
Значит, все законно, все обоснованно, вот только один вопрос остается нерешенным — подчиняться или нет этим объявлениям, выключать или нет телефон, уважать интересы большинства или в первую очередь соблюсти собственные? Этот вопрос пока каждый из нас решает самостоятельно.
{Иркутский музыкальный театр уже давно начал воспитывать в своих зрителях уважение к актерам и остальным зрителям. Главный режиссер Наталья Печерская рассказывала, что перед каждым спектаклем работники театра делали специальное объявление. Постепенно иркутская публика привыкла к такому порядку, и теперь мобильники, звонящие во время выступлений, — редкость.
Не меньше других страдают школьные учителя. В некоторых школах даже собирают по этому поводу собрания, на которых просят родителей донести до своих детей элементарные правила вежливости. На уроках мобильный должен быть отключен, все разговоры и отправка sms-сообщений — на перемене.
Сотовый телефон относится к разряду личного имущества. Так же, как и, например, собака. Некоторое время назад многие иркутские магазины приняли правило посетителей с собаками не пускать. Соответствующие объявления и даже специальные наклейки, изображающие собачку, перечеркнутую жирной чертой, теперь можно встретить на дверях большинства торговых точек. С этим правилом иркутяне согласились быстро.
Наверное, все-таки было бы неплохо в таких объявлениях указывать еще и основание просьбы не пользоваться мобильным телефоном. Ведь большинство людей потому игнорируют запреты и просьбы, что им не объясняют, для чего это нужно.
В арбитражном суде Иркутской области запрет на пользование сотовой связью суров. Судья оставляет за собой право вообще прекратить процесс, если в зале раздается звонок мобильного телефона.}

Метки:
baikalpress_id:  26 958